Главная страница

1. упражнения для органов артикуляции



Скачать 48.58 Kb.
Название1. упражнения для органов артикуляции
Дата23.03.2016
Размер48.58 Kb.
ТипДокументы

1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

  1. Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства — указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы).

  2. Вытягивание губ вперёд трубочкой, зубы сомкнуты (аналогич­но упр.1 или прикусить конфету «чупа-чупс»).

  3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

  5. Язык широкий, на нижней губе (счёт до 10).

  6. Язык узкий, напряжённый, высунут вперёд.

  7. Чередование широкого и узкого языка.

  8. Движение языка вправо-влево.

  9. Движение языка вверх-вниз (снаружи, внутри).




2 АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШИПЯЩИХ

1.Для развития силы и направления воздушной струи:

округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой выдыхать воз­дух.

2. Упражнения для губ:

сомкнуть зубы, губы округлены и вытянуты вперёд («О»).

3. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким»,
«Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.

б) «Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье»,
«Гармошка», «Кто дальше загонит мяч?». Цель: выработать подъём
языка вверх, растягивать подъязычную связку.

в) «Лопатка» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверх
и опустить. «Чашечка» — снаружи, в полости рта. Цель: выработать
подъём языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и
направлять воздушную струю посередине рта.


3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ
Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) набрать воздух, с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б) высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на
его середину положить спичку и надавить до образования канавки.
Губы слегка округлены, но не напряженны, зубы разомкнуты. С си­
лой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка;

в) то же, но без спички;.

г) упражнение «Загони мяч в ворота» — плавно, длительно, не­
прерывно дуть вперёд.

Упражнение для губ: «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счёт 3-4, не напряга­ясь.

Упражнения для языка:

а) «Сделай язык широким» — положить язык на нижнюю губу.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслаб­
ленном состоянии


б) «Наказать непослушный язычок» — скажи: па-па-па, пя-пя-пя
(губами шлёпать по языку). Цель: расслабление мышц языка;

в) «Покусаем язычок» — от кончика языка до середины покусы­
ваем выдвигаемый вперёд язык. Цель: расслабление мышц языка.

г)«Мостик». Цель: удерживание широкого кончика языка за ниж­ними резцами;

д) «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика язы­
ка за нижними резцами;

е) язык «желобком» — дуть воздух по языку в бутылочку (буты­
лочку приложив к подбородку, край её горлышка у нижней губы).
«Ветерок шумит, пузырёк гудит»;

ж) язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку,
чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем
упражнении;

з) «Киска» — выгибание и продвижение вперёд спинки языка,
кончик языка прижимается к нижним зубам.



4. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА «Л» ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И НАПРЯЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) «Сдуй ватку ». Цель: выработка направленной воздушной струи;

б) «Пропеллер» — губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;

в) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной
направленной воздушной струи.

2.Упражнения для губ:

а) широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы откры­
ты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт
3, 5, 10. Закрыть рот;

б) «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны верхние и нижние
зубы;




в) произносить «ы-а» — оскал — широко открыть рот, облизать
верхнюю и нижнюю губу;

г) Облизать языком зубы спереди, сзади, губы в улыбке.

3. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье».Цель:
подъём кончика языка кверху;

б) «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы»;

в) «Индюк», «Болтушка», «Качели», «Приклей конфетку»;

г) пощёлкать кончиком языка, пощёлкать кончиком языка без­
звучно;

д) «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх.
Цель: подъём задней части языка вверх;

е) «Дразнилка» — зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок
показывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале
выполняется беззвучно, затем с голосом.


6. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА «Р»

1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:

а) Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать),
заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса
(губное тттппррр);

б) кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, под­
ставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, или
бумага отклоняется в сторону;

в) «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю
губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на
кончик языка — сдувать бумажку с языка);

г) «Кто дальше загонит мяч?»

2. Упражнения для губ:


а) «Кучер» — останови лошадку губами;

б) положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и
тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).

З.Упражнения для языка:

а) сделай язык широким «наказать непослушный язык»;

б) «Вкусное варенье», «Маляр»(широкий язык).

г) язык широко распластать и просунуть егс между зубами, силь­
но выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать
язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль — ладонь руки— резкая холодная струя

д) «Цоканье» прищелкивание языком с переменным темпом;

е) поднять язык к небу до пределаела, растянув уздечку. Расстояние
между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока
не набежит слюна.

ж) «Почистим зубки»

з) «Барабанщики» (песенка на дддддддд)