Главная страница

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»



Скачать 48.25 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Дата17.02.2016
Размер48.25 Kb.
ТипУрок

Урок литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспектива»

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель:

Обучающий аспект цели: уметь анализировать литературных героев сказки, оценивать их поступки на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью приёмов и схем.

Развивающий аспект цели: развивать монологическую, диалогическую и письменную речь; развивать произвольное и непроизвольное внимание в групповой, фронтальной и индивидуальной работе при анализе текста; развивать зрительную память в умении ориентироваться в тексте, развивать долговременную память на примере задания «Узелок на память»; развивать мыслительные операции (анализ и синтез) в работе с текстом; развивать умение аргументировать свою позицию при анализе текста, развивать воссоздающее воображение на примере домашнего задания нарисовать образ одного из главных героев, каким он тебе представляется.

Воспитывающий аспект цели: воспитывать коммуникативные навыки в групповой работе; самостоятельность в групповой и индивидуальной работе, интерес к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова, карточки, рисунки детей, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

 Ход урока:

1. Орг.момент. (проверка подготовки к уроку)

2. Актуализация знаний.

- Чудеса случаются…. А где чаще всего случаются чудеса?

- Какие бывают сказки?

- Какую сказку можно по настоящему назвать сказкой? Что должно быть обязательно в сказке?

- зачин (начало)

- троекратный повтор (многократный)

- чудо, волшебство

- положительные и отрицательные герои

- борьба добра и зла.

- Над какой сказкой мы начали работу? Кто её автор?

- Вспомним немного об А.С.Пушкине.

- Когда и где он родился? (6 июня 1799 года)

- Кто больше занимался воспитанием Пушкина?

- Назовите любимое занятие Пушкина?

- Кто привил любовь к сказкам? Как звали няню?

- Сколько сказок написал Пушкин? Писал ли он специально для детей? Но его сказки с удовольствием читают не только взрослые, но и дети. И сказки Пушкина до сих пор актуальны.

-Чистоговорка: сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.

- Итак, мы сегодня продолжаем работать над содержанием сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Я приглашаю в сказку всех!

3. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.

1) восстановление сюжетной цепочки сказки:

- Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

2) Постановка проблемного вопроса.

- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

- Вот он наш главный вопрос.(?)

3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

- Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)

- Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…

- Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.

- Как вела себя рыбка?

- Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

- Почему рыбка стала помогать старику?

-  Как обращается старик к рыбке в тексте?

- Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

- Покажите свои рисунки.

- А рыбка , какая она, дайте ей характеристику.

5) Отношение автора к героям сказки

- Итак вот они наши герои, а как автор относится к ним?

- рыбку – любит, гордится ею, восхищается;

- старику – сочувствует, жалеет …

- старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки

- Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

- У нас остался еще один герой на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

Физкультминутка.

6) Характеристика моря.

- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  - помутилось синее море

  - синее море

 -  видит на море чёрная буря

  - море слегка разыгралось

  - не спокойно синее море

  - почернело синее море

- Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

- Что помогает нам понять – море? ( что оно сердится на старуху)

- Возвращаемся к нашей схеме.

- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

- А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

Чему учит нас эта сказка?

7) Работа с пословицами.

- На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.

4. Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..

Я узнал, что ….

Оцените свою работу на уроке.