Главная страница

Александренко светланы викторовны



НазваниеАлександренко светланы викторовны
страница1/3
Дата14.03.2016
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

КАТЮША”

АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ

ТЕМА ОПЫТА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ИДЕЯ ОПЫТА.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.

Структура описания обобщенного педагогического опыта

ИПМ 1. Сведения об авторе

ИПМ 2. Условия формирования опыта

ИПМ 3. Теоретическая база опыта

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта

ИПМ 5. Новизна опыта

ИПМ 6. Адресность опыта

ИПМ 7. Трудоемкость опыта

ИПМ 8. Технология опыта

ИПМ 9. Результативность опыта

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:

1. Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Современная система дошкольного образования. Новые подходы к развитию детей», где прослушала курс лекций, в которых были представлены новые формы работы с детьми дошкольного возраста, а именно - использование элементов технологии ТРИЗ-РТВ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

2. Изучила новинки методической литературы по данной тематике: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».

3.Ознакомилась с программой «Росток» Страунинг А.М. по технологии ТРИЗ-РТВ, разработанной и адаптированной для детей дошкольного возраста, в которой раскрывается методика работы по ознакомлению детей с окружающим миром средствами ТРИЗ-РТВ.

4. Имею наработанный опыт по программе «Росток» в течение 3-х лет во II младшей, средней и старшей группах ДОУ в режиме инновации.

5.Итоговая диагностика констатировала значительный рост качественных показателей по усвоению образовательной программы в группах МДОУ, в которых использовала приемы и методы технологии ТРИЗ-РТВ.

Все выше перечисленное и натолкнуло на формирование данного опыта работы по технологии ТРИЗ-РТВ, направленного на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

ИПМ 3. Теоретическая база опыта.

В своей деятельности руководствовалась основными положениями технологии ТРИЗ. За основу была взята программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток» А.М.Страунинг, технология Дж. Родари, а также использовались методические материалы специалистов-тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: А.В. Корзун, С.Н. Мурашковской, С.И. Гин, Л.Е. Белоусовой, Л.Б. Фесюковой, О.А. Белобрыкиной.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

Использование ТРИЗ-РТВ технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:

- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;

- преодолевают стереотипность мышления;

- развитию творческого воображения, фантазии;

- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;

- развитию познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;

- раскрепощению детей на занятиях;

- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;

- делают занятия интересными и увлекательными.

Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию этих качеств, но именно ТРИЗ-РТВ дает еще и технологию работы, позволяет не только обсуждать методику, но и добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать свою значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Существенно повышается вероятность решения творческих задач благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов.

ИПМ 5. Новизна опыта.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром. В этом случае воплощается в жизнь две цели: ознакомление ребенка с окружающим миром, окружающей действительностью и развитие творческих способностей: мышления, воображения и речи ребенка дошкольного возраста, умения ребенка вести себя в постоянно изменяющемся окружающем их мире, решать, сначала сказочные, а затем и жизненные проблемы, находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что он дает образцы педагогической гибкости, прозорливости, умения применить общие правила к конкретной ситуации, находить нестандартные решения в непрестанно меняющихся условиях.

Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии. Главная ценность опыта в том, что опыт работы по данной тематике основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планирование работы по данной технологии основывается на ознакомлении с окружающим детей миром с включением в занятия методов и приемов ТРИЗ-РТВ.

ИПМ 6.Адресность опыта.

ТРИЗ-технология дает толчок развитию практической дидактики, созданию готового педагогического продукта, позволяющего фактически любому педагогу в дошкольном образовательном учреждении давать достаточно высокий результат при формировании интеллектуально-творческих способностей маленького ребенка.

Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, где именно в процессе ознакомления с окружающей действительностью, дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, педагоги психологи, родители.

Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.

Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

Работа по ТРИЗ-РТВ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.

Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий.

ИПМ 7. Трудоемкость опыта.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в «орудия» творчества. Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале.

Изготовление игр, пособий, демонстрационного материала не занимает много времени, подбирается из имеющихся в группе печатных пособий и игр. Единственное, на что следует приложить усилие – это изготовление игры «Кольца Луллия», но эти трудности оправдывают себя, так как эта игра используется на протяжении всего дошкольного периода во всех возрастных группах, не теряя своей актуальности.

ИИПМ 8. Технология опыта.

Описание опыта включает:

- обоснование актуальности развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а именно творческого мышления, творческого воображения и речетворчества;

- обоснование создания необходимых условий для формирования творческих способностей детей дошкольного возраста;

- приведена краткая характеристика особенностей развития психических процессов для детей каждого возрастного периода (младший, средний и старший дошкольный возраст) и в связи с этим прописаны особенности работы по ТРИЗ – РТВ в каждой возрастной группе;

- даны рекомендации по использованию элементов ТРИЗ – РТВ в индивидуальной повседневной и подгрупповой работе; практические советы по конструированию новых форм работы: занятий, игр, развлечений и пр.

- представлен творческий подход к организации занятий по ознакомлению с окружающим;

- разработано тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром по каждой возрастной группе (II младшая, средняя и старшая группы);

- описание приемов фантазирования и способы их использования, особенности их применения по возрастам (младший дошкольный возраст – старший дошкольный возраст);

- обосновано применение данных приемов фантазирования технологии ТРИЗ-РТВ;

- разработаны, подобраны и систематизированы игры с их применением, а также упражнения, тренинги для развития системного видения и познания окружающего мира.

1. Развитие творческих способностей.

«Творческие способности» или «креативность» американским психологом Фроммом трактуются так: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Основным показателем творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Так как они способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Важную роль в творческой деятельности играет воображение, в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации.

Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.

Воображение ребенка беднее воображения взрослого из-за ограниченного жизненного опыта. С помощью воображения малыш познает окружающий мир и самого себя. Если малыш чего-то не знает, он может вообразить, и этим заполняется пустая брешь.

Творческая деятельность человека предполагает наличие у него и творческого мышления. Одним из первых попытался сформулировать, что это такое Дж. Гилфорд. Он писал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем трех особенностей:

1. Оригинальностью, необычностью высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2.Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптативная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. (Психология Р.С.Немов).

Одной из главных задач в работе с дошкольниками является формирование таких качеств мышления, как системность и диалектичность. Под системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей, а диалектичность мышления – способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их.

Дети более чувствительны к восприятию мира в единой системе. Особенностью детского мышления является стремление связывать все и во всем. Именно в этом кроется тайная причина неправильных выводов и умозаключений дошкольников, здесь находятся истоки детского словотворчества. Но взрослые, не осознавая того, делают все возможное, чтобы это стремление погасить. Формируя материалистическое мировоззрение, мы настолько растолковываем детям прописные истины, что им остается только их запомнить и при необходимости воспроизвести. В результате появляется привычка к усвоению только того, что очевидно. И, соответственно, мышление детей принимает пассивный стереотипный характер.

Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:

1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2.Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3. Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

5. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.

6. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.

7. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом, и меньше переживает о своем признании окружающими.

8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9. Оценка ребенка, как творческую личность. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

10. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами сделать ее понятной для окружающих.

11.Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Методы необходимые для воспитания творческой личности:

- информационно-рецептивный – получение знаний путем непосредственного восприятия;

- репродуктивный – передача в готовом виде знаний, накопленных человечество, упражнение, усвоение навыков и приемов;

- метод проблемного изложения – разрешение какой-либо проблемы путем постановки задач, их решений, выводов;

- эвристический – поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач;

- исследовательский – организация поисков творческой деятельности по решению проблем.

  • изобретательская задача (Как быть?);

  • исследовательская задача (Почему? Чем объяснить?);

  • конструкторская задача (вопроса нет, есть задание придумать устройство);

  • прогнозная задача (Что будет?);

Выбор тех или иных методов или приемов зависит:

- от возраста детей и от их уровня развития;

- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или бытовой деятельностью;

- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

Приемы.

1. Умения находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (в младшем дошкольном возрасте дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в старшем дошкольном возрасте решают противоречия).

2. Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей. (Игра «Данетка»).

3. Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.

4. Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем. (Использование приемов фантазирования: в младшем возрасте на конкретных примерах или на сказках; в старшем дошкольном возрасте, опираясь на жизненный опыт детей).

Диагностический инструментарий.

Так как работа основывается на программе по ТРИЗ-РТВ «Росток» А.С. Страунинга, то диагностика осуществляется по диагностическому инструментарию данной программы.

Данные диагностики фиксируют следующие параметры:

  • мышление

  • внимание

  • чувствование

  • восприятие

  • речевое развитие

  • творческое и комбинированное воображение

  • социальная зрелость

  • двигательная деятельность

2. Особенности работы по технологии ТРИЗ-РТВ.

Основная задача использования ТРИЗ-РТВ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка». А также для этого необходимо:

  • Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

  • В конце занятия поводятся итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? И др. (в старшем дошкольном возрасте). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз о …»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др.

  • Иметь специальную игрушку – героя занятий, который помогает воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться помогает с ее помощью существенно увеличить активность и заинтересованность детей. Основное требование при выборе Игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «лошарик» и т.п.

  • Проводить обучение не только коллективно, но и индивидуально на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

  • Быть готовыми использовать «тризовский» подход и в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

  • В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение занятия на одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже знаю). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

Учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

  1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

  2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.

  3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

  4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

  5. Обязательна активизация творческого воображения.

В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

а) выбор темы занятия на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности педагога.

б) определение вида занятия (выбор определенной методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;

в) формулировка программного содержания;

г) выбор разнообразных инструментов обучения;

д) составление конспекта.

3. Особенности работы во II младшей группе ДОУ.

Как упоминалось выше - основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса и др.). Поэтому очень важно начать работу именно в этот период - младший дошкольный возраст.

В этом возрасте развивается основа эстетического восприятия мира – сенсорная реакция, сенсорные чувства.

Успех творчества уходит корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства.

Для ребенка этого возраста важен не результат его деятельности, а сам процесс. Поэтому необходимо поощрять, поддерживать любую инициативу ребенка, независимо от результата его деятельности, его стремление научиться чему-то новому или узнать новое.

Удовлетворить его желания попробовать все делать самому, не отказывая в помощи и не навязывая ее.

После периода адаптации периодически ставить детей перед необходимостью решить какую-либо жизненно важную для него задачу, направляя ненавязчиво его решение, если это необходимо.

Ребенок этого возраста любит повторения и неоднократные, поэтому задания даются в ритмической форме, с неоднократным повторением. В этот период хорошо тренировать память заучиванием стихотворений, так как ребенок находит удовольствие в повторении.

Окружать ребенка только лучшими, подлинными произведениями искусства.

Использовать их на занятиях, в играх натуральные бытовые предметы наряду с игрушками. Необходимо использовать небольшое количество предметов, игрушек одновременно, так как это рассеивает внимание, вырабатывает находчивость, изобретательность.

Проведение простейших экспериментов по познанию свойств, признаков, функций предметов только на вещественном наглядном материале, которого должно быть в достаточном количестве, чтоб каждый ребенок мог самостоятельно провести эксперимент.

К концу года воспитатель уже может принимать решения, советуясь с детьми, намечать с ними ближайшие планы.

С детьми данного возраста с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль.

В соответствии с психологическими особенностями детей данного возраста были поставлены задачи:

в воспитании личности:

  1. Формировать активные действия ребенка в окружающей действительности.

  2. Умение воспринимать информацию, подкрепленную зрительным образом.

  3. Воспитывать творческие способности, культуру мышления (постоянно акцентировать перед ребенком возникновение задачи, проблемной ситуации с формулированием ее взрослым).

  4. Развивать эмоциональную сферу ребенка (сочувствие, сопереживание, эстетические чувства).

  5. Воспитывать эмпатическое отношение к окружающему миру (товарищам, героям художественных произведений).

  6. Знакомить детей с морально-этическими нормами, объясняя последствия их соблюдения на жизненных примерах.

в познавательной деятельности:

1. Формировать зачатки системного подхода к окружающему миру на основе компонентного, функционального подхода: знать названия окружающих предметов, некоторые свойства и качества, уметь сравнивать предметы, по одному признаку или свойству; классифицировать предметы по одному признаку; знать функциональные возможности знакомых предметов; открыть для ребенка связи знакомых предметов с окружающим миром.

2. Активно формировать методы чувственного познания и совершенствовать ощущения и восприятие: о физических свойствах, цвете, величине (дидактические игры по сенсорному воспитанию).

3. Учить находить прямые аналогии знакомым предметам, явлениям в окружающем мире. Показать ближайшие ресурсы, учить использовать их в жизненных ситуациях (применение заместителей).

4. Учить ориентироваться в группе, на участке детского сада. Формировать интересы за пределами группы, участка.

5. Открыть для ребенка приемы фантазирования:

- «Оживления»;

- «Увеличение – Уменьшение»;

- «Ускорение – Замедление»;

- «Дробление – Объединение»

Учить их применять для решения сказочных задач и для решения жизненных ситуаций.

6. Показать работу по методу фокальных объектов, не объясняя самого метода.

7. Дать понятие о противоречии (без термина) в формулировании противоречий воспитателем.

Обязательно в начале и конце учебного года в каждой возрастной группе проводится обследование детей, устанавливается контакт с каждым ребенком с целью создания благоприятного психологического климата в группе. При этом выявляется уровень развития каждого ребенка, уровень его знаний по программе, выясняются психические возможности. Обследование проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года, в младшем дошкольном возрасте первую диагностику рационально провести в середине учебного года).

Результаты диагностики на начало учебного года были не особо высокие.

Это объясняется тем, что у детей данного возраста только завершается период адаптации – привыкания к детскому саду. Дети воспринимают нового человека очень настороженно. Обязательно нужно расположить к себе детей, проникнуться их доверием, вызвать желание общаться.

Следующая причина – несформированность психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и речи).

У детей младшего дошкольного возраста очень маленький багаж знаний об окружающем мире и это, конечно, создает большую проблему (важно сначала дать реальные сведения об объекте, закрепить их, а потом уже начинать фантазировать). Но уже непосредственно именно в процессе фантазирования происходит прочное усвоение полученных знаний, потому что присутствует неподдельный интерес к изучаемому объекту или явлению, а что ребенку не навязано взрослым, а интересно и увлекательно самому, усваивается быстро и качественно. Вот поэтому очень важно и актуально проводить занятия по ознакомлению с окружающим миром, включая в тематику занятий методы и приемы ТРИЗ – РТВ. Эти метод и приемы и вызывают неподдельный интерес ребенка к предлагаемому материалу занятия. И, когда знакомый ребенку предмет приобретает какое-либо новое, незнакомое и необычное ему свойство, это очень заинтересовывает.

В этом возрасте особо актуальны следующие задачи: знакомить ребенка с окружающим миром и развивать чувственное (сенсорное) его восприятие.

На четвертом году жизни ребенок начинает постигать целевое назначение и функции окружающих его предметов. Его интересует, для чего люди придумали и сделали тот или иной предмет, как его используют в своей жизни. Разобраться в данных скрытых характеристиках предметов и окружающего мира в целом малышу трудно – в этом ему помогут методы и приемы технологии ТРИЗ – РТВ, адаптированные для младшего дошкольного возраста.

Так как у детей младшего дошкольного возраста мышление носит наглядно-действенный характер, весь процесс обучения строился и проводился с применением дидактических игр. Игры носят в основном сенсорный характер и соответствуют тематическому планированию по ТРИЗ-РТВ. Методика проведения игр обычная, соответствующая методическим рекомендациям для детей данного дошкольного возраста. Игры и тренинги лучше организовывать с чувственным подкреплением (картинками, игрушками, действиями и т.д.).

Большое внимание стоит уделить качеству демонстрационного материала, предлагаемого детям. Его должно быть немного, но он должен быть яркий, сравнительно большой и конкретный. Необходимой частью многих занятий является игра-пособие «Кольца Луллия», которую необходимо изготовить. Эта игра может применяться на протяжении всего дошкольного периода, при этом не теряя своей актуальности.

На основе пособия «Кольца Луллия» строятся тренинги 2-х видов: направленные на познание свойств объектов и преобразование этих свойств.

Для игры необходимо раскрутить круги и составить сочетание объектов (их признаков) из тех, которые попадут «под стрелочку». В зависимости от задания объяснить это сочетание.
Варианты сочетаний.
(Для всех возрастов дошкольного возраста).

  • Объекты с объектами («Найди, чем похожи», «Больше-меньше», «В какой сказке есть оба героя»…),

  • Объекты со свойствами: сказочные герои с характерами, природные объекты с характерными признаками класса («Найди то, что растёт», «В какой сказке этот герой с таким характером», «Придумай, как закончится эта сказка, если у героя станет такой характер»…)

  • Объекты с частями («Чья это часть?», «Где у данного объекта такая часть?»…),

  • Объекты и «место» («Найди место, где бывает объект», «Объясни, когда объект бывает в этом месте», «Что будет, если объект здесь окажется?»…),

  • Объекты и материалы («Найди объект, который сделан из этого материала», «Как сделать такой объект именно из этого материала?» Например – стеклянное платье, шоколадный дом, книгу из фольги и т.д.),

  • Части с частями («Если волшебник Объединяй соединит вместе эти части, какой объект получится? Для чего?»…),

  • Объекты со знаками: буквами, цифрами, номерами, геометрическими формами. («Найди в объекте столько частей, сколько означает цифра», «Где в изображении объекта спряталась цифра?», «Есть ли эта буква в названии объекта?», «Как будет называться объект, если его первой буквой станет…», «Придумай дело для объекта, которое начинается на букву…», «Какая служба спешит на помощь?» – сочетание представителей служб спасения и телефонов вызова этих служб. «Как сможет помочь эта служба, если её вызвали не по назначению?», «Нарисуй объект, который состоит только из круглых (других) частей»…)

  • Знаки со знаками («Придумай задачку с этими числами», «Подбери знак, который можно поставить перед этими числами», «Составь двузначное число», «Вспомни слово, в котором есть обе эти буквы», «Сложи слог»», «Сложи слово из слогов, придумай ему значение», «Нарисуй объект, у которого части заданной формы, размера, цвета»…)

Вариативность обозначений позволяет строить тренинги на основе «Колец Луллия» в любой области знаний.

Материал для этой игры для младшего дошкольного возраста был подобран по тематическому планированию.

Эта игра облегчает процесс проведения занятия, т.к. ребенок сам, крутя кольца, выбирает для себя вариант понравившегося задания. В процессе игры у ребенка формируется интерес к выполняемому действию, сознание собственной значимости, познавательный интерес и соответственно лучшее усвоение материала. Эта игра может быть использована и в старшем дошкольном возрасте.

Формирование основ диалектического мышления начинается с работы с противоречиями. Работу с детьми младшего дошкольного возраста рациональнее начинать именно с решения противоречий. Противоречие – это ситуация, когда к одному элементу предъявляются два несовместимые требования. Научить решать противоречия – это значит научить детей думать и придумывать, т.е. опять оригинально творить.

При обучении детей дошкольного возраста работе с противоречием ставятся задачи (для всех возрастов дошкольного периода):

  • Формировать чувствительность к проблемной ситуации.

  • Учить находить объект, к которому предъявляется претензия.

  • Выявлять противоречивые свойства у этого объекта.

  • Находить объекты, которые «требуют» наличие этих противоречивых свойств.

  • Формулировать противоречие.

  • Знать способы разрешения противоречий.

  • Применять способы решения противоречий в изобретательской задаче.

  • Оценивать полученные решения и выбирать лучшее для конкретной ситуации.

В младшем же дошкольном возрасте противоречия решаются просто в процессе ознакомления с окружающим миром: воспитатель предлагает вниманию детей конкретную ситуацию, где детям предлагается проанализировать ситуацию, выразив свое мнение о происходящем – хорошо это или плохо? (Например, котенок рос-рос и вырос выше дома – хорошо это или плохо? А если арбузы будут расти на дереве – хорошо или плохо? …) А к середине учебного года дети уже могут уже мотивировать почему хорошо или почему плохо, объясняя свой выбор, а в конце учебного года могут уже предложить варианты того, как изменить плохое и сделать лучше.

Основным средством обучения дошкольников работе с противоречием является система творческих заданий. Они состоят из трех групп:

  • Творческие задания на формирование чувствительности к противоречиям.

  • Творческие задания на обучение формулировки противоречиям.

  • Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий.

Под словом «задание» понимается определенное руководство к действию. В основе понятия «творческое задание» лежит одно или два мыслительных действия диалектического характера, которые необходимо произвести с объектом или его признаками.

В процессе решения противоречий дети учатся воспринимать объект или явление как бы с двух сторон, учатся анализировать и характеризовать ситуацию, делать выводы.

Начиная с младшего дошкольного возраста, вводятся типовые приемы фантазирования: «Оживление», «Увеличение – Уменьшение», «Ускорение – Замедление», «Дробление – Объединение». Которые воспринимаются детьми посредством их символов:

  • «Оживление» - оживлялка;

  • «Увеличение - Уменьшение» - гномик-великан;

  • «Ускорение – Замедление» - черепахосамолет;

  • «Дробление – Объединение» - молоток.

На основе этих приемов происходит и закрепление сказок, и инсценирование, и драматизация, развиваются артистические способности, формируется речь, развиваются коммуникативные навыки и умения, и конечно же, творческие способности (мышление, воображение и речь ребенка). Дети учатся их применять и использовать для решения сказочных задач, а затем уже и для решения жизненных ситуаций. Например, на примере русской народной сказки «Кот, петух и лиса» предлагается посредством приемов фантазирования, всех выше перечисленных, спасти Петушка от лисы. Рассматриваются все предложенные варианты и выбираются лучшие из них.

Приемы рассматриваются и вводятся на конкретных примерах и ситуациях в процессе занятия, а затем закрепляются в повседневной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте можно использовать еще один метод ТРИЗ-РТВ – это Метод фокальных объектов (МФО). Он используется не в полном объеме, а лишь частично.

Цель метода в младшем дошкольном возрасте: научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.

Методические рекомендации:

Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

ПР: когда бывает "мыльное дерево" или "клетчатый дом".

Сущность этого метода заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе фотообъектива, а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметов. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Например, когда рассматриваем с детьми строение дома (стены, потолок, пол, окна, двери и т.д.) этим объектам можно примерить следующие качества: пол колючий, как ежик или горячий как сковородка. Рассматривается этот вариант: как будем ходить (показывается) и сразу решается противоречие: хорошо это или плохо, чем хорошо и чем плохо.

Использование этого метода способствует развитию воображения ребенка, развивает гибкость мышления, способствует его раскрепощению.

(Приложение № 6)

Находит применение и еще один метод ТИРЗ – РТВ – это Метод морфологического анализа (МА).

Цель метода в младшем дошкольном возрасте: формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Суть метода заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Метод МА появился в середине 30-х годов нашего столетия, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.
Возможности метода МА

1-я младшая группа – усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, материал.

По «Волшебной дорожке» (морфологическая таблица с одной горизонтальной графой, т.е. с одним признаком) отправляется объект, который преобразуется путём изменения значения какого-либо сенсорного признака.
Базовые вопросы

  • Кто (что) это?

  • С каким (цветом, формой и т.д.) повстречался?

  • Каким стал?

  • На что похож по этому признаку?

  • Что бывает такое же?

В конце игры объект собирает все значения признака (все цвета), и дети придумывают, как его изобразить (разноцветный кубик, солнышко выбранной формы и т.д.)

2-я младшая группа – сенсорные эталоны (цвет, форма, размер) и преобразование объекта путём изменения значений признаков, подведение к пониманию противоположностей.

К методике для первой младшей группы добавляется новое творческое задание: на обратном пути герой попадает на границу между клетками «волшебной дорожки». Дети ищут способы сочетания противоположных значений признака. Например: зайчик прыгнул и попал между жёлтым и синим цветом. Каким он стал? Как раскрасился?

Следует побуждать искать разные варианты: не только смешение двух красок, но и разноцветные части (лапки жёлтые, ушки синие), и орнаменты (в клетку, полоску) и т.д.

В результате применения данного метода происходит развитие сенсорных способностей, гибкости мышления, развития воображения ребенка.

(Приложение № 7)

В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор.

Работа с системным оператором предполагает формирование у ребенка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: назначение (функцию), динамику развития в определенный период времени, его признаки и строение, потребность в изменении и усовершенствовании (для объектов рукотворного происхождения). Как дополнительный эффект на основе работы по формированию системного мышления появится навык построения различного рода классификаций по выделенному признаку.

Работать с системным оператором можно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но он применяется в более упрощенном виде и называется: системный лифт.

Модель лифта представляет из себя как бы трехэтажный дом, где на втором этаже живет сам предмет (объект), на первом этаже живут его части, а на третьем – места, где он может находиться. Работать с системным лифтом можно следующим образом: на второй этаж помещается сам исследуемый предмет или его изображение и начинается его анализ: из каких частей он состоит (части соответственно помещаются на первый этаж, а на третьем этаже располагаются места возможного нахождения данного объекта.

Для удобства и наглядности можно проводить небольшие схематические зарисовки на модели системного лифта, расположенного на мольберте, а можно изготовить системный лифт из картона с цветными этажами и с кармашками, в которые можно вставлять заранее изготовленные пособия для игры.

В результате данной игры происходит анализ объекта, закрепление его составных частей, строения и функционирования. Этот процесс происходит в игре, в данном случае – это «катание объекта на лифте» и поэтому процесс усвоения происходит быстрее, прочнее и качественнее, так как детям это интересно. В процессе этой игры можно рассмотреть строение каких-либо предметов, например, машины (колеса, руль, кабина, кузов) и т.д., что соответствует программным требованиям любой программы для дошкольного возраста.

(Приложение № 8)

Подводя итоги работы за год, была проведена итоговая диагностика.

(Приложение № 1)

Вывод. Итог диагностики психических функций у детей II младшей группы на конец учебного года показал качественные результаты.

По итогам заключительной диагностики можно констатировать следующее:

в процессе работы удалось?

1. Ощутимо пополнились знания детей об окружающем мире.

2. Стали формироваться мыслительные процессы. Дети научились мыслить и даже рассуждать, появились зачатки именно творческого мышления и воображения, но пока еще достаточно примитивного.

3. Большинство детей усвоили предлагаемые приемы фантазирования, начали их применять с помощью взрослого на примере решения сказочных задач и в ситуациях повседневной жизни.

4. У детей сохраняется интерес и внимание на протяжении всего занятия, значит, учебный материал интересен и нравится детям.

5. Развивается эмоциональная сфера ребенка: дети научились сопереживать, сочувствовать.

6. Формируются представления о противоречии: дети (с помощью воспитателя) уже могут определить и хорошее и плохое в ситуации, событии.

7. Формируются сенсорные эталоны. Развивается умение замещения предметов, умение их сравнивать по одному признаку или свойству.

И так, был заложен первый кирпичик в развитие творческих способностей детей и результаты обнадеживают.

Приложение № 3.

Наглядные пособия и игры необходимые для работы по тематическому планированию во II младшей группе.

  1. Дидактические игры:

  • «Квартира»;

  • «Чудо дерево»;

  • «Лес и его обитатели»;

  • «Как человек растет»;

  • «Транспорт»;

  • «Сад, лес, поле, огород»;

  • «В небе, на земле, на воде»;

  • «Посуда»;

  • «Бытовая техника»;

  • «Части – целое» по темам: мебель, квартира, транспорт, животные.



  1. Карты-символы приемов фантазирования:

  • «Увеличение – Уменьшение»;

  • «Убыстрение – Замедление»;

  • «Дробление – Объединение»;

  • «Оживление».


Приложение № 4
  1   2   3