Главная страница

«Аллегория»



Скачать 151.52 Kb.
Название«Аллегория»
г.о. Самара
Дата23.02.2016
Размер151.52 Kb.
ТипАнализ


ХIV ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция «Литература»



Выполнила

Наточеева Александра,

ученица 4 Б класса

МБОУ Школы № 137

г.о. Самара

Научный руководитель

Клементьева Тамара Анатольевна,

учитель начальных классов
Самара, 2013
Содержание


  1. Введение……………………………………………………………3

  2. Анализ басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»…………..5

  3. Научная информация по теме «Аллегория»…………………....7

  4. Поисковая работа. Прием аллегории в искусстве……………...9

  5. Социологическое исследование…………………………………11

5.1 «Наиболее часто используемые аллегорические

изображения отдельных черт характера»

5.2 Анализ результатов

6. Поиск, исследование, актуальность понятия аллегория в

современном искусстве последних столетий……………………13

  1. Заключение……………………………………………………….15

  2. Приложение………………………………………………………16

  3. Список литературы ……………………………………………..21



Введение
Я очень люблю рисовать, даже хожу на подготовку к художественной школе. Во время написания картины через художественные образы можно передать чувства, настроения, мечты – у каждого художника свои секреты. Интересно, а в литературе тоже существуют свои секреты? Какие они? В этом я решила разобраться подробнее.

Цель:

Исследовать, каким приемом пользуются писатели для изображения того или иного понятия или суждения.

Задачи исследования.

  1. Выяснить каким приемом пользуется баснописец И.А. Крылов в басне «Стрекоза и муравей» для изображения некоторых человеческих черт характера.

  2. Проанализировать научную информацию по теме «Аллегория»

  3. Провести поисковые работы:

« Прием аллегории в скульптуре».

« Прием аллегории в полотнах художников».

  1. Исследовать умение одноклассников отождествлять между собой понятия и образы (символы) этих понятий.

  2. Исследование, поиск и актуальность понятия аллегория в современном искусстве последних столетий.

  1. Объект, предмет исследования.

Объект исследования: литература и искусство.

Предмет исследования: прием аллегории в литературе и изящных искусствах.

Участники исследования: ученики 4 «б» класса, школы №137.

  1. Гипотеза исследования:

Можно ли сказать, что деятели искусства используют прием аллегории для изображения различных образов и понятий.


  1. Методы исследования:

Информационный поиск, сравнительный анализ, экспериментальное исследование.


Анализ содержания басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
«Труд человека кормит, а лень портит».
В начале любого исследования всегда стоит знак вопроса, исследователь задается вопросами, и, находя на них ответы, он проводит поисково-исследовательскую деятельность.

После прочтения басни у меня сразу возникло несколько вопросов. Например, почему автор написал в басне слова Стрекоза и Муравей с большой буквы?

В словаре я посмотрела значение слова басня, басня – это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл», в целях иносказания и усиления поэтической и художественной выразительности, баснописцы используют образы животных и даже предметов «очеловечивая» их, наделяя их отдельными человеческими чертами.

Значит, Иван Андреевич Крылов, хотел рассказать нам, о каких то человеческих чертах, через образы Стрекозы и Муравья? Каких именно? Наверное, не о самых красивых и правильных?

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…
Автор говорит, что Стрекоза попрыгунья, но нельзя же ее за этого ругать, она веселая, все лето стрекотала. Вреда Стрекоза, кроме себя самой, никому не принесла. Но, тем не менее, ее осуждает и отказывает ей в гостеприимстве другой главный герой – Муравей, трудолюбивый, чинный, рассудительный.

«Ты все пела? это дело:

Так, поди же, попляши!»
Но только ли за легкомыслие, пустозвонство и беззаботность наказывает Муравей Стрекозу? Мне, кажется, ему не понравился ответ Стрекозы, которая совершенно осознано, без тени раскаяния, рассказывает, как было весело летом.
«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».
Таким образом, логично предположить, что автор осуждает беспечных, беззаботных людей, которые подобно Стрекозе праздно проводят время, высмеивая тунеядство, как одну из самых неблаговидных черт личности, виртуозно «маскируя» человеческие характеры за образами Стрекозы и Муравья.

Научная информация по теме «Аллегория».
В, «Толковом словаре» С.И. Ожегова, я выяснила, как называется литературный прием, который использует И.А.Крылов в своем творчестве. Этот прием называется аллегория (от греч.-иносказание), его основой является изображение какого-либо понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными признаками.

Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчей, сказок, особенно из сказок о животных.

Например, в сознании всех читателей лев, волк, медведь, лиса уже имеют свою репутацию, мы еще с раннего детства воспринимаем их как определенный тип человека: лиса олицетворяет собой хитрого человека, волк – жадный, жестокий человек, змея всегда ассоциируется с коварством, а заяц с трусостью.

« Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый-Мишка…»
«Что волки жадны, всякий знает;

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает,»
«Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,-

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;»
Итак, я выяснила, что аллегория (от греч.- иносказание) – литературный прием, основой которого является иносказание: изображение какого-то понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными, реальными чертами.

Например, зеленая ветка с давних пор считается аллегорическим изображением мира, а на эмблемах многих медицинских учреждений можно увидеть изображение чаши и змеи – этот символ врачевания дошел к нам еще с давних времен.

Также, всем знакомо библейское изречение: «Перекуем мечи на орала» - это тоже аллегория – призыв к миру и окончанию войны.


Прием аллегории в искусстве
Начнем анализ использования аллегории в изящных искусствах со скульптуры.

Одним из ярких примеров аллегории в скульптуре является «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Громадная гранитная глыба, которая является постаментом статуи, выполнена в форме морской волны и символизирует собой природные стихии. Ведь всем известно, что Петр 1 построил город Петербург на топких берегах реки Невы, там, где казалось, что стихию не преодолеть. Но, Петр 1 изображен верхом на коне на гребне волны и как бы указывающем повелительным жестом: здесь будет город.

Змея, раздавленная копытами коня, символизирует те трудности и препятствия, враждебные силы, с которыми пришлось столкнуться Петру 1 и которые он победил, при основании Петербурга и вообще во всей своей государственной деятельности. (см. прил.1)

Главную идею памятника великолепно выразил А.С.Пушкин:
«О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?»
Обратимся теперь к использованию аллегории в живописи. На картине «Весна» А. Г. Венецианова аллегория очень естественно завуалирована в бытовой сцене.

Крестьянская девушка, ведущая под уздцы лошадок, - это аллегория весны. Она выше коней. Ступает она очень легко, едва касаясь земли. Она почти парит над землей, обе руки ее расставлены, как будто в легком полете. И дитя на полянке, и молодые деревца – это символы рождения, обновления и прихода новой жизни. (см. Прил.2)

Все это говорит нам, что с весной пришла новая жизнь, новые заботы и радости – и это прекрасно! Художник этой аллегорией показывает нам взаимосвязь трудовой деятельности человека на земле с идеей вечного обновления жизни. Прекрасная картина, вся пронизанная солнцем, ощущением счастья, радости жизни и труда.
Социологическое исследование

5.1 «Наиболее часто используемые аллегорические изображения отдельных черт характера»

Для подтверждения своей гипотезы, я провела социологическое исследование. Предложив своим одноклассникам, изобразить в своих рисунках, аллегорический образ таких черт характера, как: хитрость и злоба. В исследовании принимали участие 25 учеников. Такой же опрос я провела среди ребят, с которыми я занимаюсь в художественной школе. В опросе участвовали 15 человек. Также, я опросила девочек из ансамбля танцев «Феерия», в опросе участвовали 14 человек. После опроса я проанализировала результаты.

5.2 Анализ результатов

Таким образом, было опрошено 54 человека, результаты разделились, следующим образом:


Аллегорические образы понятия хитрость

Кол-во учеников

Лисица

38 человек

Змея

5 человек

Прочие отрицательные персонажи

11 человек



Аллегорические образы понятия злоба

Кол-во учеников

Волк

25 человек

Собака

10 человек

Змея

5 человек

Прочие отрицательные персонажи

14 человек


Таким образом, я выяснила, что наиболее устойчивой аллегорией, изображающей хитрость, является образ лисицы, которую выбрали 70,4% опрошенных детей.

Наверняка, большинству людей, в первую очередь при упоминании в разговоре хитрости, приходит на ум образ это рыжей плутовки. 20,3% достались прочим отрицательным персонажам: совам, хорьку, кошке. Небольшой процент у змеи – 9,3%.

В определении образа понятия злобы, мнения были более разнообразны, так 46,3% ассоциируют злость с образом волка, 18,5% голосов получил образ собаки, 25,9% прочие отрицательные персонажи. И змея не сдала свои позиции у нее 9,3%.

На основании этого можно сделать вывод, что образ лисицы наиболее устойчивая аллегория хитрости, поэтому чаще всего вспоминается именно она. Аллегоричный образ волка, представляющего понятие – злобы, тоже бесспорный лидер.

Мое исследование снова подтвердило существование этого хитрого способа «маскировки» понятий – аллегории.

Поиск, исследование, актуальность понятия аллегория в

современном искусстве, последних столетий

Проведя исследование о происхождении понятия аллегория, у меня возник вопрос, а используем ли мы сейчас в повседневной жизни это понятие.

И сразу вспомнились дорожные знаки, все они что-то изображают и обозначают, ассоциируются у нас с чем-то. Например, видя «зебру» на дороге мы понимаем, что здесь пешеходный переход.

А, цвета светофора? Понятно же, что красный это запрет, а на зеленый путь открыт. Получается, мы используем аллегории в жизни постоянно и не задумываемся об этом.

Интересно, а в современном искусстве используется аллегория?

Однажды, я услышала песню В.С.Высоцкого про Африку, в ней рассказывалось о любви Жирафа и Антилопы (прил. 3).

В желтой жаркой Африке,

В центральной ее части,

Как-то вдруг вне графика

Случилося несчастье.

Слон сказал, не разобрав:

"Видно, быть потопу!.."

В общем, так: один жираф

Влюбился в антилопу.
Почему любовь жирафа и антилопы несчастье? И вот, ответ:
Поднялся галдеж и лай,

Только старый попугай

Громко крикнул из ветвей:

"Жираф большой - ему видней!"
Общество не одобрило любовь жирафа и антилопы.
Папе антилопьему

Зачем такого сына?

Все равно, что в лоб ему,

Что по лбу - все едино.

И жирафов тесть брюзжит:

"Видали остолопа!.."

И ушли к бизонам жить

С жирафом антилопа…
Но, тут все гораздо серьезнее родственники тоже не восприняли событие с радостью. Двум влюбленным не нашлось места ни в стаде жирафов, ни в стаде антилоп, в итоге они вообще ушли жить к бизонам, которым видимо было все равно.

Мне кажется перед нами басня, на подобии тех, что писал И.А.Крылов. Здесь, мы видим и человеческие характеры, замаскированные в образах животных и семейные отношения прошедших эпох, когда все было консервативно и запрещалось, жениться на людях не своего круга.

Вообще как я выяснила потом, у В.С. Высоцкого особое место в творчестве занимают песни-притчи, построенные на аллегории. Одна из известнейших песен, песня «Охота на волков» написана не столько о звере, сколько о человеке, которого воспитывали в системе ограничений и запретов (прил. 4):

«…Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка…
Наши ноги и челюсти быстры –

Почему же, вожак, дай ответ –

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем через запрет?!...

Заключение
Итак, мне стало известно, что в литературе существует много разнообразных «секретных» приемов. Один из них – аллегория – литературный прием в основе, которого лежит изображение какого-либо понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделяемого жизненными признаками.

В художественной литературе аллегорию используют как средство усиления поэтической выразительности. Таким образом, цель моей работы была достигнута.

Задачи, поставленные в исследовании, выполнены полностью:

- в ходе анализа басни И.А.Крылова, был выявлен один из основных литературных приемов, которым пользовался автор – этот прием называется аллегория;

- также была проанализирована научная информация по теме «Аллегория», с использованием словарей и литературных справочников;

- проведены поисковые работы, в ходе которых, было выявлено, что прием аллегории также широко используется и в скульптуре и в полотнах художников, т.е. аллегория может быть не только литературным приемом, но и средством художественного воплощения в других видах изящного искусства;

- проведена исследовательская работа в классе в ходе, которой было изучено умение одноклассников отождествлять между собой понятия и символы этих понятий, а также был сформирован рейтинг наиболее часто используемых аллегорических изображений отдельных черт характера личности;

- была проведена поисково-исследовательская работа в области искусства последних столетий, и доказано, что использование приема аллегории актуально и по сей день.

Приложение 1



1782 г.

Авторы: Фальконе Э. М.

Декабристов площадь, г. С-Петербург

Приложение 2



Художник: Алексей Венецианов

«На пашне. Весна»

1822 г.

Приложение 3

***

В желтой жаркой Африке,

В центральной ее части,

Как-то вдруг вне графика

Случилося несчастье.

Слон сказал, не разобрав:

"Видно, быть потопу!.."

В общем, так: один жираф

Влюбился в антилопу.
Пр:

Поднялся галдеж и лай,

Только старый попугай

Громко крикнул из ветвей:

"Жираф большой - ему видней!"

Что же, что рога у ней? -

Кричал жираф любовно. -

Нынче в нашей фауне

Равны все поголовно.

Если вся моя родня

Будет ей не рада,

Не пеняйте на меня,

Я уйду из стада!"

Пр.
Папе антилопьему

Зачем такого сына?

Все равно что в лоб ему,

Что по лбу - все едино.

И жирафов тесть брюзжит:

"Видали остолопа!.."

И ушли к бизонам жить

С жирафом антилопа.

Пр.
В желтой жаркой Африке

Не видать идиллий.

Льют жираф с жирафихой

Слезы крокодильи.

Только горю не помочь -

Нет теперь закона:

У жирафов вышла дочь

Замуж за бизона.

Пр.
Пусть жираф был не прав,

Но виновен не жираф.

А тот, кто крикнул из ветвей:

"Жираф большой - ему видней!"
В.С.Высоцкий, 1968

Приложение 4

***

В заповеднике (вот в каком - забыл)

Жил да был Козел - роги длинные, -

Хоть с волками жил - не по-волчьи выл -

Блеял песенки, да все козлиные.
И пощипывал он травку, и нагуливал бока,

Не услышишь от него худого слова, -

Толку было с него, правда, как с козла молока,

Но вреда, однако, тоже - никакого.
Жил на выпасе, возле озерка,

Не вторгаясь в чужие владения, -

Но заметили скромного Козлика

И избрали в козлы отпущения
Например, Медведь - баламут и плут -

Обхамит кого-нибудь по-медвежьему, -

Враз Козла найдут, приведут и бьют:

По рогам ему и промеж ему...
Не противился он, серенький, насилию со злом,

А сносил побои весело и гордо.

Сам Медведь сказал: "Робяты, я горжусь Козлом -

Героическая личность, козья морда "
Берегли Козла как наследника, -

Вышло даже в лесу запрещение

С территории заповедника

Отпускать Козла отпущения.
А Козел себе все скакал козлом,

Но пошаливать он стал втихимолочку:

Как-то бороду завязал узлом -

Из кустов назвал Волка сволочью.
А когда очередное отпущенье получал -

Все за то, что волки лишку откусили, -

Он, как будто бы случайно, по-медвежьи зарычал, -

Но внимания тогда не обратили.
Пока хищники меж собой дрались,

В заповеднике крепло мнение,

Что дороже всех медведей и лис -

Дорогой Козел отпущения
Услыхал Козел - да и стал таков:

"Эй, вы, бурые, - кричит, - эй вы, пегие

Отниму у вас рацион волков

И медвежие привилегии
Покажу вам "козью морду" настоящую в лесу,

Распишу туда-сюда по трафарету, -

Всех на роги намотаю и по кочкам разнесу,

И ославлю по всему по белу свету
Не один из вас будет землю жрать,

Все подохнете без прощения, -

Отпускать грехи кому - это мне решать:

Это я - Козел отпущения "
... В заповеднике (вот в каком забыл)

Правит бал Козел не по-прежнему:

Он с волками жил - и по-волчьи взвыл, -

И орет теперь по-медвежьему.
В.С. Высоцкий, 1973

Список литературы

  1. Словарь литературных терминов, М.Петровский, М. 1996

  2. Толковый словарь русского языка, Д.Н. Ушаков, П. 2000

  3. Толковый словарь, С.И. Ожегов, С-Пт. 2003

  4. Басни, И.А. Крылов, М. 1989

  5. Сборник стихов и песен, В.С.Высоцкий, М.2007