Главная страница

Анализ современного урока для чего анализируется урок?



Скачать 141.45 Kb.
НазваниеАнализ современного урока для чего анализируется урок?
Дата29.02.2016
Размер141.45 Kb.
ТипАнализ

Анализ современного урока

ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК?


Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений: главная гуманистическая ценность - возможность выбирать - оборачивается необходимостью размышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку основания для выбора - это уже методология, которая в педагогической подготовке учителя занимает крайне незначительное место. Тем не менее, у методологически грамотного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор.

Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это - особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Для тех, кто только начинает задумываться над несоответствием качества своей работы новым требованиям образования, мы предлагаем всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока. Рассматривая их через призму новых целей, принципов, средств образования, учителя рано или поздно придут к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходящих перемен. Многие педагоги делают это и без научных подсказок, теряя свое бесценное время и силы, проходя мучительным путем проб и ошибок. Но - не будем торопиться. Для начала продолжим отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок.

Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако, под основными механизмами, помогающими достичь все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это - совершенно верно. Если иметь в виду, что со времен Я.А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Как в связи с такой вынужденной добавкой должен пониматься урок? Если только как форма, в которой реализуются средства научения, то классические схемы планирования и анализа должны сохраниться в неприкосновенности. Если же в состав урока вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаимодействие, диалог, партнерство и т.д. то здесь есть над чем задуматься.

Так что же дает анализ урока для учителя, остающегося пока что на традиционных педагогических позициях? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".

Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11 % здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В связи с этим, цель данного пособия состоит в практическом решении нерешенной до сих пор задачи: описать имеющиеся на сегодняшний день виды анализа, включая анализ уроков по отдельным предметам и возрастным группам, продемонстрировать возможности их использования в различных образовательных парадигмах. Впервые обобщается имеющийся материал по данной теме, разработанный в исследованиях отечественных педагогов и психологов. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.

Педагогический аспект анализа урока в 6 классе по теме

«Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности»

I. Место урока в системе уроков, поставленные цели.

Данный урок изучается в теме « Атмосфера»

Ученик должен знать: основные понятия темы « Погода»;

Уметь: определять закономерности изменения температуры, атмосферного

давления, влажности, решать практические задачи на определение изменения

температуры и давления воздуха, влажности.

II. Организация урока.

а) Тип урока: Практическая работа

б) структура урока:

1. Орг. момент 1-2 мин. (проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, совмещенная с фронтальным опросом.)

2. Практическая работа – 35 минут.

Первый этап.

В начале урока ученики под руководством учителя решают практические задачи ( рабочая тетрадь страницы 52-55.):

а) на определение изменения температуры;

б) …изменения атмосферного давления.

Второй этап.

Учащиеся самостоятельно решают задачи в тетради с комментариями хода решения.

а) на определение изменения температуры

б)…атмосферного давления

в)…влажности

г) комбинированная задача.

Третий этап.

Для закрепления полученных знаний и навыков учащимся раздаются материал с заданиями для выполнения в тетрадях по вариантам.

Четвертый этап (возможно построение графиков на доске при проверке заданий №2 1-го варианта и №1 2-го варианта.

Домашнее задание № 6 стр. 55 в рабочей тетради «разгадай кроссворд».

в) Подготовленность класса к уроку.

Для выполнения практической работы класс полностью обеспечен рабочими тетрадями: «География Волгоградской области. Практикум.», линейками, простыми и цветными карандашами.

г) Для организации активной работы на уроке сочетаются фронтальная коллективная и групповая форма работы.

д) Высокая плотность урока, строгий учет времени.

III. Содержание урока:

а) Материал рассчитан на знание обучающимися ряда понятий по математике: десятичные дроби, отрицательный модуль, положительный модуль, правила сложения и вычитания модулей, построение графиков; по географии: закономерности изменения температуры с высотой, определение относительной влажности, закономерности изменения давления с высотой.

б) Подбор материала для решения практических задач в соответствии рекомендаций Комитета по образованию Администрации Волгоградской области.

в) Урок полностью соответствует требованиям программы.

г) Воспитательная задача состоит в формировании понятий практической значимости при изучении данной темы.

д) Обучающиеся применяют теоретические знания, полученные при изучении темы «Атмосфера» (изменение температуры с высотой, факторы, влияющие на изменения давления, определение относительной влажности) при решении практических задач на определение изменения температуры и давления воздуха с высотой, определение влажности.

е) Урок связан с ранее пройденным материалом: «Нагревание воздуха и его температура», «Влага в атмосфере», «Атмосферные осадки», «Давление атмосферы». На уроке, во время фронтального опроса, закрепляются такие понятия и закономерности как изменение температуры с высотой, давление воздуха, изменение давления воздуха с высотой, относительная и абсолютная влажность.

ж) На уроке в первую очередь используются знания, полученные на уроках географии при прохождении темы «Атмосферы» и математики: понятия десятичные дроби, отрицательный модуль, положительный модуль, правила сложения и вычитания модулей, построение графиков.

з) Учитель должен грамотно использовать лексическое богатство не только своего предмета, но и правильно применять математические понятия и термины.

и) Качество знаний обучающихся хорошее. Более 2/3 класса правильно применяет теоретические знания на практике при решении расчетных задач.

к) Речь обучающихся находится в процессе формирования: обладая знаниями материала, они не могут сформулировать свой ответ четко и грамотно.

IV. Методика проведения урока.

а) Оборудование:

Раздаточный материал с задачами (возможно применение интерактивной доски).

б) Применяется фронтальная и коллективная формы работы.

в) Методы проведения урока соответствуют содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся. Наиболее эффективно применение постоянного закрепления пройденного этапа урока и групповой формы обучения при решении задач.

г) Перед обучающимися обязательно ставятся цели урока, которые записываются на доске или выводятся на интерактивную доску. Подводятся итоги урока, как групповой, так и самостоятельной работы.

е) На данном уроке целесообразно применять методы активного обучения в виде фронтального опроса, где обучающиеся за каждый ответ получают определённую сумму баллов, так и при работе в группе более «сильного» ученика с более «слабым».

ж) Применяется рейтинговая оценка знаний при фронтальном опросе и индивидуальная при выполнении практической работы.

V. Общение на уроке.

Стиль отношений – деловой, манера общения – ровная.

VI. Работа и поведение учащихся.

Высокая работоспособность, хорошая дисциплина и организованность.

VII. Общие выводы к уроку.

Класс в целом теоретические знания по данной теме усвоил, что выяснилось при фронтальном опросе. Хорошо решались задачи, данные учителем по образцу (репродуктивное мышление), но при решении задач по карточкам 25%, 6 человек из 24, не справились с заданием (не имеют навыков аналитического мышления).

  1. Как будет учтен опыт урока в дальнейшей работе.

Опыт данного урока в моей дальнейшей работе будет учтен для развития аналитического и творческого мышления учащихся.

Психологический аспект анализа урока в 6 классе по теме

«Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности».

  1. Стимулирование интереса учащихся к содержанию урока достигается путем четко поставленных целей и наглядностей (возможно применение интерактивной доски), приведением интересных фактов.

  2. Установка быть внимательным решается с помощью «географической разминки», на которой ученики вспоминают основные понятия и определения, приемы определения изменения температуры, давления и влажности.

  3. Объясняется практическая значимость данной темы в системе науки география при изучении таких тем как: «Климаты Земли», «ПТК Земли», «Высотная поясность»; практическая значимость данных знаний в хозяйственной деятельности человека, влияние изменения данных элементов погоды на организм человека.

  4. Выявление особенностей наглядности материала использованы в виде раздаточного материала, построения графиков с помощью интерактивной доски.

  5. Изложение материала должно быть четким и ясным, с использованием терминов, известных ученикам из уроков географии и математики.

  6. Смена видов деятельности на уроке организована в виде фронтального опроса, решения задач, построения графиков, решения кроссвордов.

  7. Внимание школьников организуется с учетом их возрастных особенностей. На каждый вид работы отводится не более 10-15 минут.

  8. Формирование главной цели – умение школьников решать практические задачи осуществляется путем постановки кратковременных задач, основанных на умении определять закономерности изменения основных элементов погоды.

  9. Темп ведения урока при фронтальном опросе быстрый, при решении задач – средний.

  10. Активность учащихся на уроке организуется с помощью рейтинговой системы оценки знаний. За каждый верный ответ учащийся получает 1-2 балла. За выполнение практической работы с учетом правильности её выполнения выставляется отметка.

  11. - XII. Учитываются индивидуальные особенности детей для развития внимания на уроке. Для этого возможна работа детей в парах, составление задач с учетом уровня подготовленности школьника.

XIII. Индивидуальные особенности учителя в организации урока проявляются в четкой, грамотно построенной речи, хорошем знании индивидуальных особенностей каждого ученика, умении поэтапно реализовывать поставленные цели и задачи.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.

  2. Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты).// Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. - Липецк,1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.

  3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр иннновационных технологий. 2000.-с. 575-576.

  4. Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся. Обществоведение в школе, научно-методический журнал, 1998, № 2,с. 22- 26.

  5. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. М., "Просвещение", 1974, с. 248-249.

  6. Баринова И.И. Современный урок географии. География в школе, 2000, № 6, с. 41- 44, с. 52.

  7. Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе. Обществознание в школе, научно-методический журнал, 1998, № 2, с. 27-32.

  8. Бондаревская Е.В. Учителю о личностно ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. - Ростов-на-Дону., 1998. - 24 с.

  9. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2000. - 43 с.

  10. Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5-м классе.. Литература., 1998, № 8, с. 10.

  11. Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, № 6, 2000, с. 130-131.

  12. Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.

  13. Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма. Образование в современной школе. 2000, № 3, с.15-16.

  14. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96 - 100.

  15. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999;№ 2, 2001 Центр "Педагогический поиск".

  16. Иванова Т.П,, Волчкова А.А. Опыт системного анализа урока русского языка. Русский язык в школе, 1995, № 3, с. 36-40

  17. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высш. пе. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 1999.- 216 с.

  18. Коломинский Я. Человек среди людей: Кн. для старшеклассников.- Минск: Нар. асвета, 1987.- 239 с.

  19. Коломинский Я. Межичностное взаимодействие на уроке. Сельская школа, 1999, № 5, с. 45-46.

  20. Конаржевский Ю.А.. Менеджмент и внутришкольное управление. М.ОЦ "Педагогический поиск", 1999.

  21. Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможностти и перспективы. Директор школы.Экспресс- опыт. 2000-1, с. 9- 12.

  22. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Сост.: М.Н. Колмакова и В.С. Суров; Под общ.ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова.- М.: Политиздат, 1984. с. 14.

  23. Кулев А.В.Самоанализ урока. Биология в школе. 1999, № 1, с. 46- 48.

  24. Кулемзина А. Аттестация в НОУ: новый механизм. Частная школа., 1996, № 1, с. 64-65.

  25. Маранцман В. Критерии оценки работы учителя литературы. Сельская школа, 1999, № 5, с. 46-47.

  26. Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок. Сельская школа, 2000, № 1, с. 24-31.

  27. Памятка для анализа урока. Начальная школа. 1997., № 7,с. 16.

  28. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. -М.: "Просвещение", 1986, - 208 с.

  29. Пименов А.Ю. Личностно ориентированная школа: утопия или реальность? Завуч. 2001, № 3, с. 108- 114.

  30. План подготовки и проведения аттестации педагогических и руководящих работников по школе-комплексу № 16 в 1997-98 учебном году. Завуч, 1999, № 8.

  31. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000 -1, с. 60- 61.

  32. Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока. Специалист., 1994, № 10, с. 24- 29.

  33. Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления.- М., 1991.

  34. Суворова Г. Организация занятий в малокомплектной школе. Сельская школа, 2000, № 6, с. 108-117.

  35. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.-М.: "Просвещение", 1980, 419 с.

  36. Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.

  37. Филиппова Е. Критерии оценки работы учителя на уроке иностранного языка. Сельская школа, 1999, № 5, с. 47.

Худенко Е, Селиванова Е, Титова В. Планирование работы воспитателя в коррекционной школе, детском доме.//Развитие и коррекция, вып. 5, 1999. - М., Образовательный научно-методический центр "Ра