Главная страница

«Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Автор: Чебаненко Евгения, г. Усть Илимск, моу «Средняя общеобразовательная школа №12»



Скачать 232.1 Kb.
Название«Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Автор: Чебаненко Евгения, г. Усть Илимск, моу «Средняя общеобразовательная школа №12»
Чебаненко Евгения
Дата17.02.2016
Размер232.1 Kb.
ТипЛитература


«Бал как элемент дворянского быта на страницах

романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор:

Чебаненко Евгения,

г. Усть - Илимск,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12», 9 А класс

руководитель:

Балабайкина Наталия Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Содержание


  1. Вступление.

3 стр.

  1. Основная часть.




  1. Появление бала.




  1. Проведение балов.




  1. Внешний вид, костюмы.




  1. Танцы, разговоры во время них.




4 стр.


2. Сцены бала в романе «Евгений Онегин».


7 стр.

  1. Выводы




10 стр.

  1. Литература

11 стр.

  1. Приложение:

  1. Словарь названий и описаний танцев.

  2. Приглашение на танец (ангажемент)

  3. Правила поведения во время танца.

  4. Язык веера.

  5. Язык цветов.




12 стр.



  1. Введение


Когда читаешь произведения 18-19 веков, многое остается непонятным. А в 18 веке все понимали язык тафтяных мушек, которые наклеивали на лицо. Кокетка могла при помощи мушек и веера, которым она их прикрывала или обнаруживала, объясниться в любви, а по составу публики, которая гуляла на Невском проспекте, можно было определить время. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев пушкинского времени, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки.

Поэтому я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведении Пушкина. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в «самом задушевном» произведении А.С. Пушкина? Я считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной: феномен бала прочно закрепился в общественной памяти, поэтому велик интерес к Венским балам, которые устраиваются в Москве, современные школьники тоже устраивают балы.
Цель работы: рассмотреть бал как явление в жизни дворянского общества 19 века и отражение его в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В задачи исследования входило следующее:

  • Проанализировать сцены бала в «Евгении Онегине».

  • Собрать и проанализировать культурологический материал по данной теме.

  • Познакомиться с литературоведческой критикой.


Методы:

  • Контекстное прочтение романа.

  • Анализ и объяснение эпизодов, посвященных балу, с точки зрения их социально-знаковой роли.


Работу можно считать актуальной для общеобразовательных школ, так как материал исследования может быть использован на уроках литературы, МХК и истории в качестве дополнительного.


  1. Основная часть.


Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мертвой на устах,

Обыкновенной рамой бала,

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят.

Е. Баратынский «Бал»

1.Появление бала

Что такое бал? Это бурные мазурки и стремительный вальс, красивые наряды и галантные кавалеры, изысканные манеры и взаимовыгодные сделки. Век балов и чудесной музык - это XIX век. Не случайно бал- это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века.

Бал занимал умы самых достойных людей 19 века. А.С. Пушкин записывает в своем дневнике 18 декабря 1834 года: «Придворный лакей поутру явился ко мне с приглашением: быть в восемь с половиной в Аничковом...» На протяжении XVIII-XIX вв. балы прочно входят в русский обиход и вскоре перестают быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения.

«Бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе - областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта».1

По сложившейся в России традиции бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы. Не принято было устраивать балы в период больших постов, во время траура. Бальный сезон разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в столицу со своими взрослыми дочерьми – «на ярмарку невест».

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Бал давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и другими событиями. На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители "высшего света". Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям. Бал – это красивые наряды, галантные кавалеры, страстные мазурки, бурные польки перемешивались с меланхоличным полонезом, стремительный вальс захватывал дух танцующих.

Бал - один из важных элементов жизни дворянства.

Открылся бал. Кружась, летели
Четы младые за четой,
Одежды роскошью блестели,
А лица - свежей красотой (А.Одоевский "Бал")

Балы проводились по определенной, утвержденной в дворянском обществе программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.


  1. Проведение балов.


Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.

Слишком частые (больше трех за один вечер) танцы с один и тем же кавалером также считались недопустимыми, если только он не был официальным женихом девушки. Кавалер, постоянно выбиравший одну и ту же девушку, как бы заявлял всему свету, что намерен скоро на ней жениться. Если через короткое время после бала не следовало предложение руки и сердца, репутация девушки считалась погубленной, а молодому человеку предстояло серьезное объяснение с родными девушки, справедливо считавшими, что он оскорбил честь семейства. Подобные объяснения могло закончиться либо предложением и свадьбой, либо поединком с неизвестным исходом. Вот насколько важно было соблюдать бальный этикет.


  1. Внешний вид, костюмы.


Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки.

Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук, все должны быть в башмаках, все дворянство имело право быть на этих балах только в дворянских мундирах. Военные, собираясь танцевать, должны были являться без шпор, а шпагу оставляли вместе с верхней одеждой. Явиться в бальную залу в шпорах означало ясно показать, что танцевать не намерен.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

К балу всегда предъявлялись строгие требования. На нём присутствовало большое число приглашённых (как правило, это были высокопоставленные лица), которые могли быть незнакомы друг с другом, поэтому соблюдались все тонкости этикета. Гостей непременно представляли друг другу, а дамы не имели право принимать приглашение на танец кавалеров, ранее им не представленных.

Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку, куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Не принять приглашения танцевать было возможно по причине усталости или же если танец был обещан другому. Отказаться, сославшись на усталость, и тут же соглашаться танцевать с другим, считалось крайней невоспитанностью. На такие танцы как кадриль, мазурка или котильон было принято приглашать даму в следующей форме: «Могу я иметь честь просить Вас на первую (или вторую и т.д.) кадриль?» Или: «Если Вы, mademoiselle, еще не ангажированы на вторую кадриль, то не окажите ли мне честь, позволив пригласить Вас?» На что дама должна ответить: «С удовольствием!» или: «Я только что отказала этому кавалеру», или: «Я уже приглашена, и меня ждут» и т.д.

Большинство танцев 19 века были быстрыми или очень быстрыми, с чем связаны перемены в женском костюме: отказ от жесткого, давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок. Платья обычно шилось из лёгких материй - шелка, газа и кружев.

Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет, традиционно были светлыми и отделывались легкими летящими лентами и искусственными цветами: подснежниками, белыми полураспустившимися розами и т. п. Букетики таких же цветов прикалывались к волосам. Девушка хорошего общества не должна была носить драгоценностей, кроме скромной нити жемчуга или цепочки с небольшой подвеской. Дорогие или слишком темные ткани, перья и меха позволялись только замужним дамам.

Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Немолодые дамы старались избегать голубого или розового цветов, считавшихся молодежными, а молодые – желтого или липого, как присвоенных в основном зрелым дамам. Замужняя дама, сколько бы лет ей не было, надевала головной убор: легкую шляпку без полей. О гребнях, шпильках, булавках и других мелочах, обычно заботились хозяева бала и запасали все нужное в дамской туалетной комнате.

Дамы с 26-28 лет, а мужчины примерно с 35 постепенно переходили в разряд нетанцующих. Они продолжали ездить на балы, участвовали в полонезе (танце-шествии), но в основном смотрели, как танцуют другие.


  1. Танцы, разговоры во время них.


Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. Стиль каждого танца диктовал не только тему, но и стиль разговора. А разговоров на балу бывало много, от этих разговоров нередко зависело положение в свете, а иногда даже продвижение по службе. Хорошо танцующий человек ассоциировался в свете с хорошо воспитанным человеком. Неточность движений в танце и некрасивость жестов сразу же выдавала низкое происхождение. Изящество, проявляющееся в точности движений, являлось признаком хорошего воспитания.

Но ведь бал – это не только роскошные наряды, причёски, аксессуары. Прежде всего – это бальные танцы, которые являлись основой вечера и следовали в общепринятом порядке. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. В этом танце – шествии из-за медленного темпа и несложной техники исполнения могли участвовать все присутствующие, не взирая на возраст.

Вторым танцем на балу часто была кадриль. Кадриль – первый танец бала, который допускал вольности, комбинацию разнообразных фигур В пушкинское время кадрили танцевали в разных местах по-разному, и существовало много видов кадрилей – русские, немецкие, французские, польские.

После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Главный танец бала – мазурка. Это был танец-балет. Мазурку танцевали с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. На мазурку смотрели, как на сольное выступление, остальные становились зрителями, оценивающими мастерство танцующих. "Мазурочная болтовня" требовала поверхностных, неглубоких тем, но также занимательности и остроты разговора, способности к быстрому, эпиграмматическому ответу. Во время мазурки – легкий разговор, непроизвольные шутки, нежные, как бы невольные, признания.

Завершал бал котильон. Котильон – это танец-игра, самый непринужденный и шаловливый, он объединял в себе фигуры вальса, мазурки и польки и предоставлял танцующим множество возможностей для ухаживания, для разговора о нежных чувствах, для решительного объяснения и потому был любимейшим из бальных танцев. Многие и ездили-то на бал только за тем, чтобы поучаствовать в котильоне.


  1. Сцены бала в «Евгении Онегине»

В «Евгении Онегине» сцены бала являются ключевыми. Всё географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам: 1) Петербургский бал и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну; 2) Московский бал в Благородном собрании; 3) Бал на именинах Татьяны в деревне.

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал. (1,XXVII)

Танцы занимают в «Евгении Онегине» важное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Бал в эпоху Онегина начинался польским полонезом. В «Евгении Онегине» полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята" т. е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду «легко мазурку танцевал ».

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота; (I, XXVIII)

Отличие между столицей и провинцией выражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнения мазурки, представители высшего света скользят по лаковым полам, а поместное дворянство лихо отплясывали. Пушкину ближе искренние, хотя и наивные жители глубинки.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же… (5, XLII)

По мнению Ю.М. Лотмана, бал не фигурирует в «Евгении Онегине» как официально-парадное торжество, и поэтому полонез не упомянут. Бал у Лариных начинается со второго танца — вальса. Пушкин характеризует вальс так:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой… (5, XLI )

Завершает бал котильон. Он объединял в себе фигуры вальса, мазурки и польки, это танец в какой то степени импровизационный: задавала тон и определяла фигуры первая пара, кавалер даже командовал оркестром. Котильон танцевали «до упаду». «…Поэт конца мазурки ждет /И в котильон ее зовет… И бесконечный котильон / Ее томил, как тяжкий сон ». Речь идет о Ленском и Ольге Лариной.

Под какое музыкальное сопровождение танцевали и пели? В богатых домах и разного рода «собраниях», то есть клубах, нанимали оркестр, обычно же играло фортепиано. Про Ленского говорится:

Садился он за клавикорды

И брал на них одни аккорды. ( 6, XIX )

Клавикорды вышли из моды к началу XIX века. Историки полагают, что клавикордами по инерции часто продолжали называть сменившее их фортепьяно. Котильон утомителен только для Татьяны, потерявшей интерес к балу, на котором она обделена вниманием Онегина. Тяжко на балу тому, кто не включается в его одуряющую кутерьму.

Буянов, братец мой задорный,

К герою нашему подвел

Татьяну с Ольгою… (V, XLIII, XLIV)

Имеют в виду одну из фигур мазурки: к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров) с предложением выбрать. Выбор себе пары воспринимался как знак интереса, благосклонности или (как истолковал Ленский) влюбленности. Второй танец с незнакомыми воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Так, герои романа подобным образом нарушили бальный этикет Ольга Ларина и Онегин:

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам. (5, XLI)

Балы заканчивались под утро. Усталые, полусонные гости разъезжались по домам:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден. (1, XXXV)

Проведение бала было дорогим, а подчас даже разорительным делом. В романе Пушкина отец героя, например, «давал три бала ежегодно // И промотался наконец». Для Онегина в круговороте праздной жизни посещение балов и званых вечеринок - скучная, но неизбежная обязанность, там он откровенно томится и скучает, а для создателя романа бал привлекателен яркостью красок, неподдельным весельем, буйством и кипением молодых сил: «Во дни веселий и желаний// Я был от балов без ума».

Люблю я бешеную сладость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд; (1, XXX)

Итак, бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины,  даже любительский спектакль.

У колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу. Онегин, попавший «с корабля на бал, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Он вдруг становится безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа.

III. Выводы:

Таким образом, бал – это не только сами танцы, а целое театрализованное представление со своим ритуалом, это  особенное  событие  в  жизни человека  прошлого  века. Как  отмечал  большой  знаток  русской  истории Юрий  Михайлович  Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь  дворянина: он  не  был  ни  частное  лицо  в  частном  быту, ни  служивый  человек  на  государственной  службе – он  был  дворянин  в  дворянском обществе, человек  своего  сословия  среди  своих.»
«Танцы были структурным элементом культуры дворянского быта»2 и явлением социальной жизни общества, где обнажалась сущность жизни. Умение хорошо двигаться в сочетании с изысканными манерами, приобретенными только благодаря регулярным занятиям танцами, было присуще значительной части русского дворянства. Общеизвестно, что первая четверть XIX века, время правления Александра I, названа «танцующей, паркетной эпохой».
Сцены бала показали не только общество и его нравы, различие деревенского и городского дворянства, но и сыграли важную роль в развитии действия, взаимоотношений героев, ведь именно на балу возник конфликт между Онегиным и Ленским из-за нарушения бального этикета, завершившийся убийством Ленского. Спустя некоторое время вновь на балу встречает Евгений Татьяну и влюбляется в нее. Так, бал не только оказал влияние на судьбы главных героев, но круто ее изменил.
В судьбе самого поэта бал сыграл определяющую роль, ведь первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой (будущая жена поэта) состоялась зимой в 1828 году на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову.        
Воспоминания современников, культурологическая литература помогли нам лучше понять роман великого русского поэта, восстановить сложную систему отношений эпохи, в которой жил и творил Пушкин и его современники.

IV. Литература


  1. Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.

  2. Детская энциклопедия «Аргументы и факты», с 14-48

  3. Жбанкова Е.В. Европейский салонный танец на русском балу эпохи Александра I, МГУ, 2001г.

  4. Жбанкова Е.В. Система обучения европейский салонным танцам в России XIX, МГУ, 2001 г.

  5. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.

  6. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий: Пособие для учителя.- Л.: Просвещение, 1983.- 416 с.

  7. Лотман Ю.М. Очерки о русской культуре, СПб, 2002 г.

  8. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры,«Литература в школе», 1998, № 2.

  9. Пушкин А.С. Евгений Онегин.

  10. Рябцев Ю.С. История русской культуры 18-19 веков, М., 2001г.

  11. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта

  1. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia. Свободный.

  2. Интернет- журнал «Филолог». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://philolog.pspu.ru Свободный.

  3. Русская виртуальная библиотек А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rvb.ru. Свободный.

  4. Золотые леса- Студия старинного танца. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://valbal.narod.ru. Свободный.


V.Приложение №1 Словарь названий и описаний танцев.

Вальс – самый любимый и изысканный танец 19 века, «вальс в два па», рекомендовалось соблюдать простоту и естественность, не менять выражение лица, дамам не проявлять никакой инициативы, а предоставить роль ведущего кавалеру. Существовали просто вальсы, и фигурные вальсы, состоявшие из определенной последовательности фигур.

Галоп (галопад) - веселый танец появился на рубеже 20-х – 30-х г. 19 века, характер танца такой же, как у польки и вальса: пары делают шассе с различной скоростью по залу с поворотами, ритм музыки 2/4, часто исполняли под музыку быстрой польки. Из-за своей

однообразности танцевался меньше, чем вальс или полька, но был популярен в 19 веке.

Кадриль - бальный танец из шести фигур с четным количеством танцующих пар. Она основывалась на движении chasse (род скользящего шага) и исполнялась на полупальцах, прыжки отсутствовали, но имелись переходы, змейки, цепи из танцующих, танец состоял из пяти обязательных фигур.

Контрданс – старинный танец, который исполняют четыре, шесть, восемь пар, стоящих друг против друга. Мужчины и дамы становились рядами друг против друга и старались делать как можно более разнообразные фигуры.

Котильон – в переводе с французского «юбка», старинный танец-кадриль, по сути своей это танец-игра, своеобразная смесь из разных танцев, где количество фигур зависело от изобретательности танцоров, состоял из нескольких фигур французской кадрили, вальса и мазурки. Пары должны были поочередно повторять движения кавалера-распорядителя, одна и та же фигура повторялась до тех пор, пока ее не исполнят все пары.

Мазурка - бальный танец, распорядитель устанавливал порядок фигур начинался промеданом, движением по кругу зала, после окончания кавалер становился перед дамой на колено, целовал ее платье, благодаря за честь и доставленное удовольствие, довольно сложный танец под музыку вальса, с прыжками, шагами и синхронными киками.

Полонез - торжественный бальный танец-шествие (по названию польского народного танца), величественный марш-процессия в медленном ритме ¾, часто использовался для открытия танцевального вечера. Начиная танец, мужчина подавал даме правую руку, он вел ее вперед плавными размеренными шагами, в канву танца вплетались повороты в паре, фигуры («фонтан», «кресты», «приветствие», «лабиринт», «змеиные линии», «гирлянды», «две колонны»), кавалер должен был галантно обводить даму вокруг себя, иногда кавалеры менялись дамами.
Приложение № 2 Приглашение на танец (ангажемент)

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.

Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором. 

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?".

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.

Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:

  • танец уже обещан;

  • дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;

  • дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;

  • приглашающий кавалер без перчаток.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества. 

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать. 
Приложение №3 Правила поведения во время танца

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности. 

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы. 

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала – дурной тон.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы.
Приложение № 4  Язык веера 

  • веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

  • веер закрывается - "вы мне безразличны";

  • открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

  • веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

  • Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

  • подать верхним концом - симпатия и любовь;

  • подать ручкой - презрение;

  • подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Приложение №5 Язык цветов

  • василек - верность, искренность;

  • жасмин - непорочность;

  • маргаритка - терпение, печаль;

  • "медвежьи ушки" - вас ищут обмануть;

  • резеда - минутное блаженство;

  • дикая роза - простота;

  • белая роза - невинность;

  • тюльпан - гордость и неблагодарность;

  • фиалка - скромность и дружба;

  • ноготки - кокетство;

  • астра - величие;

  • петушки - спокойствие;

  • мак - воспоминания;

  • подсолнечник - чем больше вижу, тем более люблю;

  • белая гвоздика - целомудрие;

  • розовая гвоздика - брак;

  • лавр - торжество вечного целомудрия;

  • гиацинт - спокойствие души;

  • ландыш - символ пришествия Христа, непорочного зачатия.



1 Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий.

2 Ю.М.. Лотман Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий.