Главная страница

Блоки Дьенеша в работе с детьми младшей группы



Скачать 42.85 Kb.
НазваниеБлоки Дьенеша в работе с детьми младшей группы
Дата14.02.2016
Размер42.85 Kb.
ТипЗадача

Блоки Дьенеша в работе с детьми младшей группы.
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

С целью реализации этой задачи проводятся различные игры по сенсорному развитию детей, и самый универсальный из них дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры.

Для детей 2-3 лет используются игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними.

Чуть позже можно предложить следующие задания:

Игра "Найди такой же" (классификация по одному признаку).

Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

- найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Показываешь фигуру и спрашиваешь, какого она цвета;

- найти все фигуры как эта по форме (показывать и спрашивать, какая она по форме); найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника)Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показывать и спрашивать, какая она по размеру – большая или маленькая);

- найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине (показывать и спрашивать, какая она по толщине – тонкая или толстая).

Задание - рассортировать по форме (круги в одну кучку, квадраты, треугольники и прямоугольники - в другие) между зверушками...также по цвету, размеру... Попросите детей дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т.д.
Игра "Продолжи ряд". Выложите перед детьми ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите им продолжить ряд. В игровой форме выкладываешь, например, треугольник квадрат треугольник, берешь любую игрушку и рассказываешь историю: например зайчику надо перейти болото, он скачет по кочкам, но вот кочки закончились, помоги ему перейти...
Игра «Какая фигурка лишняя».

Выложите три фигуры. Детям нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Например: два круга и один квадрат; две синие фигуры и одна – красная; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Необходимо назвать, какая фигура лишняя.
Игра "Найди пару". Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
Игра "Найди клад"

Выкладываем перед ребенком 3-4 логические блоки Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, картинку и т.п.). Ребенок должен угадать под каким, задавая вопрос: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
Игра «Волшебный мешочек»: Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Можно вместо мешочка использовать емкость с крупами, в который помещаешь фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.
Игра «Что изменилось».

Перед ребенком выкладывается несколько фигур (начиная от 3-х), которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Игра «Выложи картинку».

Используется как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких 1 и 2». Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость, когда видят, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы. (Карточки можно скачать и распечатать на цветном принтере)
Игра «Уборка». Убираются в коробку только прямоугольные блоки, а дети убирают все красные, затем убираются только маленькие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
Игра «Магазин».

Все фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребенок) в конце учебного года. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное круглое печенье. Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».
Игры-сказки:

- рассказываешь любую сказку и в процессе рассказывания, говоришь, например, герои нашей сказки мишка, любит квадратные печенья с малиной (т.е. красные), обезьянка круглые печенья с бананом, лисичка треугольные печенья с ежевикой, и когда сказку расскажешь, просишь угостить зверюшек их любимыми печеньями.

- придумываешь сказку, в которой персонажей надо чем-нибудь угостить, а они едят только

из своих любимых тарелок (определенного цвета, формы).

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, закрепляются не только полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

В результате к четырем годам дети самостоятельно могут выделять и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно уметь выделить в предмете 3-4 признака.