Главная страница

Дети имеют право на особую заботу и помощь



Скачать 141.76 Kb.
НазваниеДети имеют право на особую заботу и помощь
Дата24.02.2016
Размер141.76 Kb.
ТипУрок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 6 г. Белая Калитва Ростовской обл.

Учитель: Яковлева Марина Витальевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы

Тема

«Дети имеют право на особую заботу и помощь».



Цели

Образовательная: формировать правовую культуру учащихся.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: создавать условия для формирования умений оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями, принимать другие мнения и высказывания, делать выбор.

- Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, с помощью учителя анализировать предложенное задание, выявлять и формулировать учебную проблему, самостоятельно выполнять пробные поисковые действия, осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы.

- Коммуникативные УУД: формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать, слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться, сотрудничать при совместном решении проблемы.

- Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедии, справочнике, приобретать новые знания в процессе рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты, определять причинно-следственные связи изучаемых событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач, делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Планируемый результат

Предметные:
Довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами; учить оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные:

Познавательные универсальные действия: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах

^ Регулятивные универсальные действия: сохранять цели и задачи в сотрудничестве с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

^ Коммуникативные универсальные действия: сотрудничать в совместном решении проблем (при работе в группах); формулировать и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценку событий.


Основные понятия

Конституция, Всеобщая Декларация прав человека, федерация, Конвенция о правах ребёнка, права ребёнка.

Межпредметные связи

История России.

Ресурсы: основные

Дополнительные

учебник «Окружающий мир 4 класс» А. А. Плешаков, тетрадь «Проверим себя» А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека, презентация, выставка кукол, задания в конвертах, круги ( красные, зеленые, жёлтые), магниты, ЦОР, толковый словарь, шкатулка с зеркальцем.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.


Технологическая карта урока



Этапы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Оргмомент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

-Ребята! У нас на уроке гости и мы, как хорошие хозяева, должны сделать всё, чтобы им у нас понравилось. Будем работать дружно, внимательно, с пользой для всех.

- Оценивать себя будете с помощью фишек разного цвета: красная – фишка «лидера», зелёная - « работай увереннее, у тебя хорошо получается», жёлтая - « будь активнее».

Словесные

Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность.

Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

II Актуализация знаний.

Цель: обеспечить мотивацию

учения школьников, принятие ими целей урока.

-На прошлом уроке мы начали изучение раздела «Современная Россия». С чем, в первую очередь, авторы учебника решили нас познакомить?

(С Конституцией)

-Почему?

(-В ней рассказывается, как устроено государство, по каким законам живут люди).


Проблемный вопрос.







Личностные: формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных интересов;

Познавательные: строить сообщения в устной форме.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание

III Проверка домашнего задания.

Цель: выявить степень усвоенности уч-ся заданного материала, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

1. В тетради «Проверим себя» выполните задание на с.44.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы.

-Оцените друг друга.
2. Правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Что это?

(-Законы)

-Какой основной закон России?

(-Конституция)

-Кем была принята Конституция?

(-Народом)

-Что является высшей ценностью по Конституции?

(-Человек, его права и свободы)

-А что такое «права»?

-Затрудняетесь ответить сами? Что в этом случае сделаем?

(-Посмотрим в словаре)

-Какой документ был принят для защиты прав человека после II Мировой войны?

(-Всеобщая Декларация прав человека)

-Что общего и чем различаются эти два документа?

(- Оба защищают права человека. Но в «Конституции записаны законы, обязательные для всех граждан своей страны, а Декларация - это заявление, к которому разные страны присоединяются по желанию.

Тестовое задание; работа в парах.

Работа по презентации.


Поисковые.
Проблемный диалог

Контролирует ход выполнения работы, оказывает помощь, организует взаимопроверку.

Работают с тестом. Проверяют правильность выполнения заданий и оценивают соседа, обсуждают спорные моменты.

Участвуют в диалоге.

Работают с толковым словарём.


Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.


IV Новый материал.

Цель:

обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся существенных признаков понятий

-В этой шкатулке – самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет увидеть, может заглянуть.

-Кого вы там увидели?

(-Себя, детей.)

-Почему детей все оберегают?

(-От того, какими дети вырастут, зависит будущее страны.)

-Как оберегали детей в далёкие времена?

(-В люльки клали куклы – обереги, которые отвлекали на себя злые силы, защищали от сглаза, от порчи.)

-В нашем современном мире для детей есть угроза? Обсудите этот вопрос в паре.

(-Да, т. к. маленькие не знают мир, их могут обидеть.)

-До какого возраста вы считаетесь детьми? Имеете ли вы, как все граждане, права?

-Где будем искать ответ?

(-В учебнике, в Конституции).

-Прочитайте «цепочкой» текст учебника на с.160-161.

-О каком документе вы узнали?

(-О Конвенции о правах детей).

-Что значит слово «Конвенция»?

(-Ищем в словаре).

-Выберите правильный ответ на вопрос: «Главная мысль Конвенции?»

-Сравните права граждан из Конституции и права детей в Конвенции. Зачем нужно было создавать два похожих документа?

(-Конвенция принята мировым сообществом, а Конституция – только народом России).

-Какие права есть у вас?

-Если права не соблюдаются, кто заступится за ребёнка?

(-Родители, учитель, полиция).

-Ответственность за детей несёт государство.

-В нашей школе есть уполномоченный по правам ребёнка – Новикова Н.В. Если вы столкнулись с несправедливостью, жестокостью, или попали в какую-то трудную ситуацию в школе, дома – смело обращайтесь к ней за помощью. Она – на страже ваших интересов, защищает ваши права.


Работа по презентации.

Слайды №

Ситуация выбора

Просмотр презентации слайды №

Ведёт проблемный диалог

Знакомятся с Конвенцией о правах детей, учатся анализировать предложенные документы.

Познавательные: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых заданий;



V Закрепление нового материала.

Цель: обеспечить глубину понимания и осмысления изученного материала.

-Представьте, что мы в суде. Поступило заявление. Кто подал его? Какие права соблюдаются или нарушаются в сказке Ш. Перро «Золушка»?

-Представьте, если бы все люди пользовались только правами, то что бы было? Давайте посмотрим сценку из жизни одной семьи. (см. Приложение 1)

-Сделайте выводы.

(-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести ответственности перед правами других. У каждого должны быть обязанности.

-Какие обязанности есть у вас?

(-Хорошо учиться, помогать дома).

-В каком документе записаны обязанности?

(Всеобщая Декларация прав человека).

Работа по презентации. Слайды №

Сценка.

Организация внимания уч-ся, сообщение основной идеи изучаемого материала

Знакомятся с отрывками из сказки, «Золушка», определяют, какие права нарушены.
Анализируют и делают выводы по содержанию сценки.

Познавательные: строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные: осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

VI Физминутка.

Цель: профилактика утомления, релаксация.




Электронная физминутка.

Слайд № (нажать на оранжевый пазл)

Организует выполнение гимнастики для глаз.

Выполняют упражнения для глаз.




VII Применение новых знаний.

Цель: обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях, обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

-Иногда в жизни возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного.

Теперь вы знакомы с правами и можете оказать юридическую помощь любимым героям.

(Приложения 2, 3 ).

-Дайте оценку работе каждого члена группы.

Все организации, фирмы имеют свою эмблему.

-Придумайте и нарисуйте эмблему (символ) к Конвенции о правах человека.

Работа в группах.


-Работа в парах или группах по выбору.

Организация деятельности уч-ся по применению знаний в изменённых и новых ситуациях.

Раздаёт задания в конвертах.
Даёт задание по Рабочей тетради на с.60 №4

Повторяют правила работы в группах (слайд № ), обсуждают ситуации и дают ответ.

Творческая работа.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий.

Личностные: формирование морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.


VIII Итог урока.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся, проверить уровень достижения целевой установки.

-Что объединяет эти предметы?

(Конституция России, Конвенция по правам ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека, куклы – обереги).

-Что выбрали бы вы для того, чтобы себя защитить? Почему?

-Какой закон защищает всех детей мира?
-Выставьте оценки в группах, подсчитав набранные фишки.

Работа по презентации (слайд №

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

Высказывают своё мнение.

Выставляют оценки,

считая количество фишек: у кого больше красного цвета – «отлично», «зелёного» - «хорошо», жёлтого – «удовлетворительно».

Личностные: формирование адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


IX Рефлексия.

Цель: обеспечить развитие у школьников способности к самооценочным действиям.

-Попробуйте оценить значение сегодняшнего урока.

Слайд №

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

Учатся давать оценку своего психо - эмоционального состояния.

Личностные: осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России.

X Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задания по группам: подготовить проект «Декларации прав»: а) членов семьи, б) учащихся нашего класса, в) учителей и учащихся школы.

Словесные.

Инструктаж по выполнению д/з.




Личностные: формировать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам выполнения заданий.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе при возможности с помощью инструментов ИКТ.