Главная страница

Доклад на педсовете по теме самообразования Минниханова И. И. Моя тема самообразования звучит «Развитие мыслительных способностей у учащихся 1-4 классов»



Скачать 43.93 Kb.
НазваниеДоклад на педсовете по теме самообразования Минниханова И. И. Моя тема самообразования звучит «Развитие мыслительных способностей у учащихся 1-4 классов»
Дата20.02.2016
Размер43.93 Kb.
ТипДоклад

Доклад

на педсовете
по теме самообразования

Минниханова И.И.
Моя тема самообразования звучит «Развитие мыслительных способностей у учащихся 1-4 классов».

Год назад, когда я начала работать в начальных классах, самое трудное для меня (после привычки работы со старшеклассниками) было то, что дети не умеют думать, рассуждать. У них есть привычка отвечать на то, что знают, а если что-то незнакомо пусть сначала объяснят. Я потихоньку на уроки стала брать задания: ребусы, шарады, задачи на логику. Детям нравилось. Но на уроке каждая минута дорога. И в конце концов делаешь выбор решить одну задачку на развитие или по программе давать знания, умения, навыки – которые нас и интересуют при выполнении контрольных работ, выведении оценок за четверть.

Осуществляя учебные и творческие виды деятельности, дети сталкиваются с разнообразными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умени­ем, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решают­ся поисковые задачи и с иной целью - развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности происходит станов­ление умения учиться, то в рамках творческой деятельности форми­руется способность искать и находить новые решения.

Если говорить о современном состоянии начальной школы, то сле­дует отметить, что решению поисковых задач уделяется еще мало вни­мания. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая дея­тельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла, посколь­ку образуется навык в решении задач некоторого типа.

В этом случае ребенок не ищет способ решения задачи этого типа, (так как способ уже освоен), а применяет его. Если же дети при реше­нии каждой следующей задачи некоторого типа вновь развертывают поиск способа решения, то это означает, что они плохо усвоили зна­ния, которые легли в основу подхода к решению задач этого типа.

Таким образом дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют решение и, как правило, только одно. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет мно­жество решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на осно­ве уже выученного правила, поэтому им трудно действовать самосто­ятельно, чтобы найти какой-то новый способ.

Вместе с тем, постоянное решение типовых задач обедняет лич­ность ребенка. Постепенно дети привыкают оценивать свои возмож­ности только через успешное или неуспешное решение типовых за­дач, решение которых зависит от степени усвоения определенных зна­ний. Чаще всего это приводит к тому, что высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления собственной сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний.

Успехи в учении оказывают значительное, а порой решающее вли­яние и на взаимоотношения детей в классе, чему нередко способству­ют и оценки учителя. Дети нередко склонны уважать тех, кто успешно учится, а не тех, кто хорошо соображает. Это особенно заметно, когда сообразительные дети учатся неровно и без интереса, так как в школе им скучно.

Однако нельзя сказать, что в современной начальной школе вооб­ще отсутствуют задачи поискового характера. Действительно, в учеб­никах по математике и по языку есть, так называемые, нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициа­тивы и размышлений. Но, во-первых, решение таких задач доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным, и, во-вторых, решение этих задач носит необязательный характер.

Смысл нашего подхода состоит в том, чтобы организовать в на­чальных классах регулярные занятия, на которых любые дети - с раз­ной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли бы ре­шать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материа­лом.

На занятиях развивается также и такое важное качество, как кри­тичность, обоснованность мышления, поскольку решение задач орга­низовано по форме выбора одного ответа (правильного ) из несколь­ких, а любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ.

Следовательно, систематический курс занятий на материале поис­ковых задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельнос­тью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержания задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации спо­соба решения; проводить обоснованное рассуждение о связи получен­ного результата с исходными условиями.

Для развития основных мыслительных способностей у учащихся 1 - 4 классов начальной школы был разработан систематический курс, включающий 4 темы: "Развитие способности комбинировать", "Раз­витие способности анализировать", "Развитие способности планиро­вать", "Развитие способности рассуждать".эти темы объединяют все занятия в четыре цикла.

Многие учителя отмечают, что в последнее время возрастает число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространенными причи­нами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности плохое развитие логичес­кого мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного раз­вития, в. частности, волевой регуляции детьми своего поведения.

Необходимо подчеркнуть, что выполнение на развивающих заня­тиях разнообразных поисково-творческих занимательных заданий, построенных на неучебном материале, полезно для детей с разным уровнем умственного развития.

Слабым детям систематическое выполнение подобных заданий позволит повысить уровень их познавательных процессов и волевой регуляции, а сильные дети смогут полнее раскрыть своей интеллекту­альный потенциал.

В результате, как показала практика, улучшается успеваемость всех детей и в целом повышается качество обучения - учитель может дать больше материала, а ученики смогут его лучше понять.