Главная страница

Доклад «Преподавание биологии и химии на базовом уровне в контексте подготовки к егэ и реализации фгос общего образования»



Скачать 126.09 Kb.
НазваниеДоклад «Преподавание биологии и химии на базовом уровне в контексте подготовки к егэ и реализации фгос общего образования»
Дата24.02.2016
Размер126.09 Kb.
ТипДоклад

Доклад

«Преподавание биологии и химии на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования»

(из опыта работы)
Подготовила: Кузнецова Альфреда Накиповна

учитель биологии и химии

МБОУ «Новоаганская ОСШ №2»


2014 г

«Нередко мы говорим о мето­дах обучения вообще, но не задумываемся, для какой возрастной группы они более подходят. Ведь всем ясно, что методы работы с учащими­ся младших классов не могут быть применимы к старшеклассникам».
Д.И.Т р а й т а к

Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, акцент переносится с «усвоения» знаний на формирование «компетентности». Основная задача учителя в современной школе – не столько вооружить учащихся суммой знаний, умений и навыков, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению.

В нашей школе реализуются концентрические линии и базовый уровень преподавания биологии и химии, поэтому к моменту перехода на старшую ступень образования школьники уже изу­чили весь цикл биологических и химических дисциплин, познакомились с многообрази­ем биологических и химических процессов, но глубина и объем их теоретических знаний в значительной степени отличается от профильного. Приведу классический пример, демонстрирующий разницу между профильным и базовым уровнем – изучение темы «Фотосинтез». Для базового уровня главным является ознакомление уча­щихся с экспериментальным доказательством того, что крахмал в растении обра­зуется только на свету и лишь в зеленых его частях, что при этом процессе обязательно потребляется углекислый газ, а выделяется кислород. На профильном уровне учащиеся должны усвоить механизм фотосинтеза: например, какую роль играет электрон на тилакоидах гран хлоропластов. Именно эти знания проверяются на экзамене. Базовый уровень не предполагает изучение большого количества теоретического материала в X—XI классах, так как считается, что это неэффективно, поскольку у учащихся на данном уровне отсутствует багаж глубоких биологических и химических знаний, необходимых для его понимания.

Действительно, большинство моих учеников не связывают свою дальнейшую жизнь с биологическими и химическими профессиями, и поэтому моя задача как учителя — организовать работу со школьниками, чтобы сформировать у них научное мировоззрение. В тоже время каждый год нескольким моим учащимся в каждом классе необходим профильный уровень и биологии и химии. Это противоречие требует от меня высокой подготовки по преподаваемому предмету и большого внимания отбору материала профильного уровня, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ и успешной учебе в ВУЗЕ, так чтобы это не перегружало оставшихся учащихся. Ориентиром я выбрала требования ФГОС общего образования. Согласно им в X—XI классах, на уроках химии и биологии на базовом уровне целесообразно уде­лить основное внимание формированию следующих общих учебных умений, навыков и способов деятельности: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; развитие умений самостоятельного приобретения, обработки, передачи, систематизации информации с использованием различных источников информации, в том числе использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В этой связи со всем выше сказанным для меня как преподавателя старших классов наиболее актуальна проблема выбора методов и приемов обуче­ния, в наибольшей степени соответствующих содержанию биологии и химии в X—XI классах и психофизиологическим осо­бенностям старшеклассников.

Образовательный стандарт ориентирует учителя химии и биологии на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Почему самостоятельной работе?

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Самостоятельно выполняя работу, ученик совершает действия, поэтому приобретаемые знания ассоциируются с конкретными действиями, а не с абстрактными символами. По мнению, академика А.А.Смирнова, моторная память (память на достижения опорно-двигательного аппарата) эволюционно самая древняя и самая совершенная, затем идет образная (запоминание с помощью органов чувств), а самая поздняя – словесная (вербальная) память. Сочетание всех видов памяти резко повышает эффективность обучения, это необходимо учитывать при организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа обучающихся, должна занимать центральное место в процессе обучения, так как, согласно принципам развивающего обучения, познание не может существовать вне деятельности. Кроме того, каждый ученик неповторим, индивидуален, каждый развивается по-своему. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития.

Остановлюсь на таких мето­дических приемах организации деятельности учащихся, которые не связаны со спецификой химии и биологии, а используются большинством учителей: например, работа с текстом учебни­ка. Какое-то время назад (может для того времени это и было актуальным, уровень развития учащихся был другой) я считала, что наи­более активно данный прием следует использовать только в среднем звене, и в «слабых» классах, но как показывает практика сейчас и в старшем звене эффективность его весьма высока. Под этим приемом понимаю чтение текста учебника вслух с последующим комментирова­нием или ответами на вопросы учителя. На мой взгляд, в X—XI классах методический прием работы с текстом учебника должен приме­няться в каждой теме. Это связано, во-первых, с тем, что объем предложенной к изуче­нию информации увеличился в 2,5 раза по сравнению со средним звеном, а современные старшеклассники очень мало читают. Скорость чтения вслух у десятиклассника срав­нима со скоростью чтения ученика VI—VII классов, а разрыв в уровне развития сильных и слабых учащихся может быть очень велик: скорость чтения отличается в15-20 раз. Возможно, в городских школах с такой проблемой учителя и не сталкиваются, а в сельской местности в 10-11 класс приходят дети разного уровня.

Таким образом, налицо противоречие между требова­ниями обучения и возможностями школьников. Во-вторых, биологический и химический языки даже для базово­го уровня содержит большое число специфиче­ских терминов, которые трудно не только понять, но и просто произнести вслух ( аденозинтрифосфат или дезоксирибонуклеиновая кислота, дегидрогалогенирование, ректификация). Чтение вслух на уроке позволит выявить учащихся, для которых это умение представляет явную трудность. Кроме того, у учителя появит­ся возможность управлять процессом усвоения знаний и организовать отработку правильного понимания терминов. Первый этап в такой работе — это прием ау­дирования, чтения вслух в классе с последующим комментарием учителем или учениками. После чтения вслух учащиеся, в процессе комментария, формулируют главную мысль.

Следующий этап — прием постановки во­просов к тексту. Работа эта позволяет выявить понимание прочитанного учениками, а также сформированность у них такого умения, как выявление главного и второстепенного. Сначала ученики должны составить максимальное число вопросов к тексту, затем разбить их на две группы: спрашивающие об основном и второстепен­ном. Подобная работа позволяет сформировать умение выделить в тексте основные мысли. Можно также предложить сравнить вопросы, поставленные учащимися самостоятельно, с во­просами, помещенными в конце параграфа. Это позволяет связать текст параграфа с вопросами после него, показать значимость этих вопросов для выделения главных мыслей.
Третий этап — прием выделения главной мыс­ли в утвердительной форме (тезиса). Тезис — кратко сформулированные основные положения текста, сжатое изложение основных, главных его идей, вбирающих в себя все существенное в учеб­ном материале. То есть наблюдается логический переход от одной формы работы с текстом — постановки вопросов к другой — тезисному кон­спекту. Развитию умения выделять главное также способствует заполнение таблиц по прочитанному тексту и составление опорных схем. Последний вид деятельности очень важен для формирования причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Достаточно эффективны в работе с учащими­ся старших классов такие словесные методы, как проблемное изложение и эвристическая беседа.

При освоении проблемного обучения учителем и учениками, необходимо учитывать основополагающий принцип личностно-ориентированного образования – принцип «развивающей помощи», на мой взгляд, предпочтительнее начинать с проблемного изложения. Особенно актуально это для наших учащихся. Проблемное изложение - промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. Эффективен этот метод и в том случае, если учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, например, при изучении новой учебной темы или в классе большинство учащихся не владеют умениями проблемного анализа (умением устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи). Учитель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся не получают готовых знаний, а оказываются в роли первооткрывателей: следят за процессом поиска, рассуждают, поддерживают обоснование одной версии и отвергают другую. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно.

Со временем, по мере приобретения учениками опыта решения проблем, овладения предметным материалом, их умение видеть связи растет. На этом этапе учитель может применять следующий метод проблемного обучения: частично-поисковый или эвристический, метод. Он состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. В процессе изложения темы учитель постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту по химии, биологии и т.п. Этот метод включает поисковую беседу, лекции, самостоятельную работу учащихся. Беседа поискового характера является подготовительной ступенью к самостоятельной работе и следующему способу организации проблемного обучения исследовательской деятельности.

Исследовательский метод, предполагает организацию поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, логические рассуждения, и собственные выводы.

Предложенная схема обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.

Хочу остановиться еще на одном. Беседы с бывшими выпускниками показывают, что преподаватели ВУЗов сейчас широко применяют (также как и мы) компьютерные технологии: например, мультимедийные презентации, где звуковое сопровождение идет довольно в быстром темпе. Студенту нужно успеть выделить главное «на слух» самостоятельно и записать кратко информацию. Обучать этому нужно уже в 11 классе, поэтому, помня, что старшие классы – это не только подготовка к ЕГЭ, но и к дальнейшему обучению, ввожу и лекционные занятия. На уроках биологии использую мультимедийные диски, при просмотре фрагментов которых предлагаю учащимся выделить главное и составить схемы, ответить на заранее предложенные вопросы или составить свои вопросы. После просмотра фронтально обсуждаем материал или учащиеся задают друг другу составленные вопросы. Вопросы могут составить письменно или устно.
Современное обучение уже трудно представить себе без компьютерных технологий. Конечно, один ноутбук в кабинете, к тому же не подключенный к Интерету, не позволяет индивидуализировать обучение, как это предполагает ФГОС. Но я уже имею возможность широко использовать презентации, просмотр видеофильмов или их фрагментов, ЦОРы, иные электронные ресурсы.  Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы на слайдах заранее, поэтому мне не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. По данным Г.А. Бордовского, И.Б. Горбуновой и А.С. Кондратьева «…внимание во время работы с обучающими программами на базе мультимедиа, как правило удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого на изучение конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше». Применение ИКТ нравятся учащимся и повышают интерес к химии и биологии. Кроме того, позволяет в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, например, проектного. При подготовке собственных презентаций, учащиеся развивают умения добывать информацию из разнообразных источников, критически анализировать её и обрабатывать с помощью компьютерных технологий, кратко и четко формулировать свою точку зрения. Немецкий философ и социолог Георг Зиммель, говорил: «Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает».

Хочу отметить следующее, некоторые учащиеся не владеют в достаточной мере умениями необходимыми для создания презентации, другие питаются использовать готовые, даже не прорабатывая их, поэтому нужно акцентировать внимание на обязательности переработки готовых презентаций и поощрять создание собственных.

ИКТ эффективно использовать при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации (сайты «Решу ЕГЭ», «Сдам ГИА»). Основой элективных занятий по биологии является мультимедийная презентация, задания для учащихся и справочный материал, используя который, учащиеся должны найти ответ на задания разной степени сложности. Используя компьютерные технологии нужно помнить, что они должны не заменить известные педагогические технологии, а лишь помочь быть более результативными.

Учебный интерес наиболее ярко проявляется у учащихся начальной школы, но постепенно угасает у детей в среднем и старшем звеньях, поэтому моя задача заключается в активизации процесса обучения, повышения мотивации учащихся к изучению биологии и химии на протяжении изучения всего курса, поэтому я использую на уроках элементы игровой технологии. Наиболее удобно применять игры-тренажёры, игры- упражнения. Они занимают мало времени и в то же время решают много учебных задач: обеспечивают сопутствующее повторение, закрепление, актуализацию опорных и новых знаний, развитие логических способностей учащихся, содействуют формированию интереса к теме, предмету (приложение).

Использование методических приемов должно позво­лять не только обучить, но и проконтролировать успешность обучения. Очень важно, чтобы учащийся по­лучал оценку своих знаний и умений на каждом уроке. По-моему мнению, более эффективный контроль мне удается провести на уроках контроля с помощью уровневых контрольных работ, разработанных в 3-5 вариантах, а вот текущий контроль требует новых приемов. Устный опрос позволяет проверить обученность небольшого числа учащихся, а составить тесты в 4-6 в вариантах к каждому уроку невозможно, да и ежедневная проверка письменных работ не рациональна с точки зрения затрат времени (по крайней мере в данное время). Большинство же учащихся имеют низкий уровень внутренней мотивации к изучению предметов «ненужных», по их мнению, для их дальнейшей учебы и нацелены только на получение оценки. В среднем звене много лабораторных и практических работ обязательных для письменного контроля, а в 10-11 классах число незначительно. Меня заинтересовал новый способ, вошедший в практику школ благодаря исполь­зованию современных информационных техно­логий, прием использования «Листа достижений учащегося». Лист достижений по­зволяет разработать индивидуальную траекто­рию обучения школьника и проследить тот путь, по которому он продвигается в процессе изуче­ния темы и всего курса. В настоящее время разработано несколько вариантов листа достижений. В одном случае предлагается бонусно-накопительная система выставления оценок (кстати, широко используется в ВУЗах). Она предполагает, что уча­щийся получает отметку в журнал по итогам выполнения определенного объема работы в теме. Скажем, устный ответ у доски, выполнение письменных заданий в тетради, выбор уровня заданий в проверочной работе, участие в обсуж­дении проблемы, которой посвящен урок, сум­мируются и в журнал выставляется обобщенная отметка за тему. Во втором случае результаты оцениваются на каждом уроке, и ученики, не получившие отмет­ки на предыдущем уроке, к следующему должны самостоятельно подготовить дополнительный материал, сообщение. В противном случае их деятельность оценивается как неудовлетвори­тельная. Решить эту задачу пока мне технически сложно.
Литература

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977.

  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.

  3. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1980.

  4. Крутецкнй В. А. Психология. — М.: Просвещение, 1980.

  5. Реан А.А., Бордовская Н.В. Розум С.Н. Психология и педагогика. СПб., 2002;

  6. Савинова Л.Н., Алифанова И.С., Куренкова Ю.В., Алексеева И.С., Насонов С.Н. Проблемный подход к изучению аналитической химии в школьной практике. Химия в школе №5,1999, с.70.

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/:«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения» Баранова Вера Анатольевна