Главная страница

Докладе на конференции «Педагогика развития»



Скачать 41.31 Kb.
НазваниеДокладе на конференции «Педагогика развития»
Дата16.02.2016
Размер41.31 Kb.
ТипДоклад

Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.
Куликова Н.В., учитель биологии

МОУ Староюрьевская СОШ,

Староюрьевский район

В докладе на конференции «Педагогика развития»

(Красноярск, апрель 2009 г.) В.А. Болотов

сформулировал тезис о том, что «ключевым

термином современного образования является

компетентность». Компетентность – особый тип

организации знаний, обеспечивающий

возможность принятия эффективных решений в

определённой предметной области.

Отличие компетентности как аксиологического базиса образования от традиционного подхода можно сформулировать в виде требований к знанию-компетентности:

  • разнообразие знаний – разные знания о разном;

  • артикулированность знаний – элементы четко выделены и находятся во взаимосвязи;

  • гибкость - и содержание и связи могут меняться с появлением новой информации;

  • быстрота актуализации;

  • возможность применения в широком спектре ситуации;

  • выделенность ключевых элементов;

  • категориальный характер – определяющая роль знаний в воде общих идей, принципов, методов;

  • владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»);

  • наличие знания о собственном знании.

Исходя из требований современного образования, выделяют перечень ключевых компетентностей:

  • общекультурная;

  • коммуникативная;

  • организационная;

  • исследовательская;

  • ценностно-смысловая;

  • информационная.

Одной из наиболее важных мне представляется информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы формирования информационной компетентности состоит ещё и в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.

Информационная компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников.

Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная и дальнейшая профессиональная деятельность, должны быть предметом особого внимания педагогов.

Информационная компетентность может быть сформирована только в работе с текстом.

Роль педагога – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник.

Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приёмами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции. Однако некоторые учащиеся затрудняются понять текст учебника без объяснения учителя. Это означает, что у них не сформировано умение размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Есть отдельные учащиеся, не умеющие бегло и осмысленно читать учебный текст да же в старших классах.

Задача учителя в том, что бы помочь ученику решить эту проблему разными формами и способами организации работы с источниками информации: учебником, учебными пособиями (в том числе с хрестоматиями), биологическими словарями, определителями растений и животных, электронными учебными изданиями.

Проводить работу с текстом возможно практически на каждом уроке, исходя из его задач. Задания надо предлагать по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный вопрос в учебнике. Труднее выполняются задания на перенос знаний, сравнение, анализ информации, помещённой в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объём учебного материала велик.

Организовать работу с текстом на уроках можно согласно принципу дифференциации и свести к 3 уровням.

  1. Поисково-репродуктивная работа.

  • комментированное чтение;

  • ответы на вопросы к параграфам;

  • заполнение таблиц;

  • работа с терминами;

  • составление кратких и развёрнутых схем;

  • составление плана к тексту параграфа;

  • составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.

  1. Сравнительно- аналитическая работа с учебником.

        • задания по работе с иллюстрациями учебника;

        • сравнительный анализ данных таблиц или схем;

        • графический метод обработки информации «Фишбоун»;

        • метод «Пометки на полях»;

  2. Творческая работа с учебной литературой.

  • составление вопросов творческого характера;

  • составление рассказа с биологическими ошибками;

  • составление текстов с пропущенными словами;

  • составление различного вида тестовых заданий (с выбором одного правильного ответа; на установление соответствия.);

  • составление кроссвордов, ребусов, загадок.

Описанные методы работы с текстом позволяют организовать работу с различными источниками информации. Способствуют закреплению материала, помогают вырабатывать навыки и умения краткого ответа, формирует умение выделять главные мысли, позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, используются для выставления дополнительных оценок на уроке.

Педагогически организованная работа школьников с текстами учебной литературы, проводимая целенаправленно и систематически, обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений, формирует информационную культуру, умения и компетентности личности.