Главная страница

Дошкольники врунишки или почему дети обманывают



Скачать 35.17 Kb.
НазваниеДошкольники врунишки или почему дети обманывают
Дата13.07.2016
Размер35.17 Kb.
ТипДокументы

Дошкольники врунишки или почему дети обманывают

Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то должны быть готовы выслушивать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно. Ваша реакция на выражаемые им чувства помогает малышу понять, действительно ли честность – лучшая политика. (Е. В. Герасина.)

Виды лжи:

эгоистическая (когда она продиктована какими-либо личными интересами);

фантастическая (когда ложь продиктована любовью к выдумке, которая чаще всего проявляется в игре);

патологическая, в основе, которой лежит болезненная потребность обманывать себя и других, таким образом, делая свою жизнь интереснее

Причины детской лжи:

– попытка избежать наказания;

– стремление привлечь к себе внимание, самоутвердиться;

– наличие у ребенка проблем, требующих решения;

защита от стрессовых ситуаций;

– дурной пример окружающих – как детей, так и взрослых.

Как предотвратить детскую ложь:

  • Практически все дети время от времени говорят неправду, и задача родителей в этой ситуации – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от вредной привычки.

  • Ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту сына или дочери. Если ложь малыша, не достигшего 6 лет, можно не пресекать чересчур строго и даже свести дело к шутке, то на вранье ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно. В таком случае следует серьезно поговорить с малышом, обсудить, что толкнуло его на обман и какие последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что лгать плохо и рано или поздно все тайное становится явным.

  • Пусть малыш знает, что вы сразу видите, когда он говорит неправду.

Как узнать, что вам говорят неправду?

В разговоре ребенок может повторять за вами последнюю фразу. Это позволяет малышу выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ. У него меняется выражение лица, появляются непроизвольные жесты, например почесывание носа или брови

Поскольку малыш сознает, что поступает неправильно, то может говорить более тихим голосом; у него меняется тон или темп речи.

Иногда дети пытаются скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.

Первое, что необходимо сделать родителю солгавшего ребенка, – это разобраться в причинах лжи. (разговор «по душам»)

А выяснив причины, действуйте соответственно им:

Постарайтесь снизить ваши требования к ребенку.

Научите его достойно переживать поражения. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.

Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман, а тем более физических наказаний .

Помните, что детская ложь передает нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы сделать. Терпение, внимание, собственный пример – залог развития честности ребенка

Возрастные особенности детской лжи:

Дети младше 5 лет не придают особого значения лжи.

Дети от 5 до 7 лет, однако, более склонны к обману в игре.

Дети младше 6 лет часто рассказывают сочиненные ими истории, выдавая их за правду, и иногда даже верят в них сами.

Но когда ребенок достигает 6 лет, выдуманные истории становятся уже не столь безвредными, особенно если вы или сам малыш не можете понять, где правда, а где ложь.

Если же ребенок старше 7 лет продолжает хронически лгать, это может свидетельствовать о наличии у него каких-то внутренних проблем. Не исключено, что в подобной ситуации малышу даже понадобится помощь детского психолога.

К 8 годам ребенок уже хорошо понимает, что врать плохо. И если в таком возрасте он продолжает обманывать, это может быть обусловлено более серьезными причинами, чем желанием выиграть, например чувством неполноценности и желанием казаться лучше, чем он есть на самом деле.

Что нужно знать родителям детей, которые лгут:

  • Вымыслы малышей еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому.

  • «Ложь» детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и «лживость» сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих.

  • С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами не образец правдивости.

  • Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, но даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь «из приличия» и, чтобы приучить ребенка к «вежливой» лжи, иногда нужно немало усилий.