Главная страница

Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи



Скачать 50.29 Kb.
НазваниеЭкспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи
Дата12.03.2016
Размер50.29 Kb.
ТипДокументы

Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи

2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников.

Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.

В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.

Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.

Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].

При обследовании монологической речи повествовательного типа:

Ø   Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.

Ø   Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?

Ø   Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).

Ø   Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения.

При обследовании монологической речи описательного типа:

Ø   Умеет ли ребенок определять объект речи.

Ø   Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам:

1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства;

2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).

С целью изучения особенности формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].

Методика 1.

Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.

Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).

Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа.

Первый этап.

1. Педагог выкладывает перед ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятался рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе».

Фиксируется, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок).

2. Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»

Ответ ребенка коротко записывается; обращается внимание на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»).

3. Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.

Рассказ дословно записывается в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка.

Анализ результата.

Второй этап.

Предварительно воспитатель знакомит всех детей со сказкой «Курочка, мышка и тетерев». Далее обследование проводится в индивидуальной форме.

Педагог интересуется, помнит ли ребенок сказку. Предлагает:

v   Пересказать начало сказки («У этой сказки есть начало.Расскажи его»);

v   Перечислить события средней части («Перечисли все события в середине сказки»);

v   Пересказать конец сказки («Расскажи конец сказки»).

Примечание. Если ребенок увлекается пересказом (рассказывает все от начала до конца), то надо выслушать его и попросить повторить задание («Повтори, о чем я тебя просила»).

Анализ результата.

Если ребенок правильно повторяет задание педагога, то воспитатель интересуется: «Ты считаешь, что выполнил задание?» В случае утвердительного ответа ребенка ставится « 1балл ».

Если ребенок не может повторить задание педагога, то воспитатель дает установку во второй раз и предоставляет ребенку еще одну возможность выполнить задание.

Методика 2.

Цель: изучение особенностей описательных высказываний.

Оборудование: две картинки: с изображением робота и куклы (малыша с соской и бутылочкой).

Проведение обследования: Педагог предлагает детям две картинки на выбор: с изображением робота и куклы. Предлагает описать картинку.

В дополнительных наблюдениях фиксируется интерес ребенка к описанию объекта; внеречевые реакции, замена слов показом, тяготение к повествовательному высказыванию.

Описания детей записываются с последующим анализом.
2.2 Результаты констатирующего эксперимента

По результатам изучения развития связной речи у детей седьмого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе в зависимости от общего количества баллов установлено было три уровня умений.

Результаты диагностики представлены в Таблице 2 (приложение), где

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

Схема оценки уровней выполнения заданий (Таблица 1, приложение).

Количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни представлен в таблице № 2 (приложение).

Данные таблицы свидетельствуют о примерной равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми по уровню развития связной речи детей примерно одинаково.

Для детей обеих групп сложным оказалось задание по методике 1 (первый, второй этап), которое выполнено на низком уровне.

В процентном соотношении уровни развития связной речи детей в контрольной и экспериментальной группах представлены в Таблице 3 (приложение). Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень развития связной речи на десять процентов выше, что впрочем, не играет особой роли.

Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1, приложение), поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.