Главная страница

«Формирование интонационной выразительности устной речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе метода «синквейна»



Название«Формирование интонационной выразительности устной речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе метода «синквейна»
Дата27.02.2016
Размер77.5 Kb.
ТипДокументы

c:\documents and settings\magistr-2\рабочий стол\настя\тит.jpg


c:\documents and settings\magistr-2\рабочий стол\настя\20150801_105325.jpg

c:\documents and settings\magistr-2\рабочий стол\безымянный3.bmp


«Формирование интонационной выразительности

устной речи и ритмических способностей детей

старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

на основе метода «синквейна»

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.

Сегодня существует множество методов, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Один из них синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических конструкций, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. . Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Основные направления коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у старших дошкольников.

Комплексное воздействие осуществлялось по блокам:

  1. Лингвистический блок,

  2. Паралингвистический блок.

  3. Блок сенсомоторного уровня организации речи и движений;

  4. Блок развития ритмических способностей.

Рассмотрим задачи и содержание каждого блока.

I блок – лингвистический.

Задача первого блока направлена на развитие речевого голоса (высота, сила, тембр), интонационной выразительности (мелодика, темп, ритм, паузы, фразовое и логическое ударение).

Поставленная цель этого блока осуществлялась в процессе решения следующих задач: научить детей пользоваться пиктограммами, методом синквейна для быстрого запоминания текста, в соответствии с лексическими темами, на основе которого отрабатывается речевой голос и интонация; учить на слух воспринимать стихотворный текст; учить составлять синквейны, развивать слуховое восприятие, внимание, память; совершенствовать умение и навыки выделять заданный звук, четко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять темп, тембр речи.

Правила составления дидактического синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая мнение или личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме или фраза, характеризующие суть предмета или объекта.

Для составления каждой строки детям предлагались слова (начало синквейна) и знаки-опоры:
? - Кто? Что?

- Какой? Какая? Какое?


- Что делает? Что может делать? Что с ним делать?


- Личное отношение автора к предмету или явлению.


- Вывод.
В моем опыте, дополнительно, на каждую строку идет усложнение, например:

  • Первая строка — определенная мелодика.

  • Вторая строка — определенный темп речи.

  • Третья строка — определенный ритм.

  • Четвертая строка — расстановка логического и фразового ударения

  • Пятая строка — тембр голоса.

Соответственно, каждое задание на развитие просодической стороны речи обозначается своим символом:

Мелодика - ! ? .
Темп речи -

(быстрый) (средний), (медленный)
Ритм – например, / / / / или // // // //

__/__ ____ ____ ?

____ ___/_ ____ !
Расстановка логического и фразового ударения – например,

или


Тембр – например,
тонкий или дребезжащий
Предварительное обследование показало, что 100% детей из старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями не смогли выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания.

В связи с установленными трудностями проводилась целенаправленная работа по восприятию выразительности речи; умениями пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.
II блок – паралингвистический.

Задача второго блока направлена на развитие паралингвистических средств общения. Поставленная цель этого блока осуществлялась в процессе решения следующих задач: научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых приемов; формировать у детей воображение.

Развитие восприятия мимики лица осуществлялось с помощью пиктограмм, предметных картинок и было направленно на распознание и дифференцирование эмоциональных состояний: радости, грусти, злости, испуга, удивления, страха и т.д.; активизацию мимической мускулатуры. На каждом занятии дети изучали разные эмоциональные состояния с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, пиктограммы.

Применение графических изображений лиц для обозначения эмоциональных состояний, способствовало более эффективной ориентации детей в распознавании того или иного вида лицевой экспрессии, а так же развитию внимания и памяти.

 блок - Сенсомоторный уровень организации речи и движений.

Содержанием данного направления работы является оптимизация мышечного тонуса и совершенствование основных психологических качеств (статистической и динамической координации, двигательной памяти) во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).

Занятие начинается с артикуляционных упражнений, так как они активизируют внимание, организуют, включают детей в работу.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движение челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличаются от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика), они направлены на формирование полноценной дикции.

Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной последовательности:

  • формирование правильного дыхания по подражанию;

  • дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);

  • развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Начиная работу по формированию (воспитанию) правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанке. Осанка зависит от тонуса мышц спины.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием.

IV блок - Развитие ритмических способностей.

В качестве основного средства развития ритмических представлений на занятиях следует использовать двигательное моделирование, которое представляет собой двигательную постройку к заданной ритмической структуре. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразование).

Восприятие и воспроизведение темпа – одно из направлений, по которому осуществляется развитие чувства ритма. При формировании представлений о темпе как о скорости следования звуков дети должны научиться подчинять темп собственных движений темпу речи. Для этого используются игры, где дети двигаются в разном темпе, позднее эти упражнения сопровождаются речевыми звуками.

В речевом плане усложнение идет в проговаривании сначала одного согласного и одного гласного звука, потом одного согласного и нескольких гласных. Этот темпо-ритм воспроизводится в быстром, медленном и среднем темпе в зависимости от внешних стимулов.

Следующий этап – воспроизведение ритмического рисунка выполняется одновременно руками и ногами вместе.

Таким образом, реализуя основную цель, мы достигли расширения диапазона методов и приемов, которые дополняют существующую в настоящее время систему обучения, что позволило детям свободно овладеть определенными умениями.

Для оценки результативности используются методики Е.Ф. Архиповой, В.М. Минаевой и Н.В. Микляевой.
Приложение