Главная страница

Ход урока I. Организационный момент



НазваниеХод урока I. Организационный момент
Дата30.08.2016
Размер44.6 Kb.
ТипУрок

Урок 5
Кто помогает человеку в саду и огороде?


Цели: познакомить с понятием «текст», научить составлять предложения по заданной теме и схемам, развивать речь учащихся, продолжить работу с тематическими группами слов.

Оборудование: предметные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

II. Повторение изученного.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим-пребольшим. И было в этом царстве видимо-невидимо садов и полей. В садах росли разные диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами. Все жители царства любили трудиться.

Земля питала каждую травинку, а Солнце ласкало своими лучами все живое. Иногда приходил долгожданный гость – Дождь. Заглядывали и другие гости – Ветер и Мороз.

Пришел как-то раз Труд к Солнцу и Земле и говорит:

Поднялся наш огород,

Все под солнышком растет.

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год!

Пришла долгожданная пора уборки урожая.

Много разных овощей

Выросло на грядке.

Для наваристых борщей

Сорвем все по порядку.

– Отгадайте загадки.

Лето целое старалась:

Одевалась, одевалась,

А как осень подошла –

Все наряды отдала.

Сотню одежонок

Сложили в бочонок.

(Капуста.) слайд 1

Собираем мы в лукошко

Очень крупную … (картошку.) слайд 2

От дождя земля намокла –

Вылезай, толстушка … (свекла). слайд 3

Красная девица,

Зеленая косица!

Собой гордится,

На все годится,

Для сока, для щей,

Для салатов и борщей,

В пироги и в винегрет,

И зайчишкам на обед!

(Морковь.) слайд 4

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий,

Стрелкою зеленой

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю вам слово.

Ешьте меня всяким –

Будете здоровы!

(Лук.) слайд 5

(Учитель выставляет предметные картинки-отгадки. НА СЛАЙДАХ)

– Все отправим в котелок.

Дружно булькает вода,

Борщ наш закипает.

Ох, и вкусная еда –

Каждый это знает.

Назовите одним словом продукты, из которых сварили борщ. (Овощи.) слайд 6

– Кто начертит схему этого слова на доске?

– Какие еще овощи вам известны?
Работа по учебнику на с 12-13

– Рассмотрите верхнюю строку. Назовите слова – названия предметов природы.

А что за линии расположены под каждой картинкой? (схемы)

 Отгадайте загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница.)

– Найдите их на картинке. Почему они расположены на одном рисунке?

– Составьте предложение с этими словами.
 Работа по учебнику.

Игра «Найди лишнее».

– В каждой строчке на с. 12 найдите лишний предмет и зачеркните его. (Лук, груша, вишня; яблоко, капуста, слива.)

Физкультминутка

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем.

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси,

А потом быстрей опустим.

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам.
III. Изучение нового материала.

 Работа по учебнику. Слайд 7

– Посмотрите на с. 13. Посчитайте количество предложений, записанных с помощью схем. Докажите.

– Сколько слов в первом предложении? Во втором? В третьем? В четвертом?

– Придумайте предложение ко второй схеме. К третьей? К четвертой?
Слайд 8
– Теперь один ученик прочитает все три предложения по схемам.

– У нас получился рассказ. О ком? (О сороке.)

– Прочитайте первое предложение.

– Как вы думаете, почему схема первого предложения расположена по-другому? (Это название рассказа.)

(Учитель читает весь текст.)

– Что объединяет эти предложения? Какое слово?

Вывод: это рассказ о сороке, или текст. Рассказ – это несколько предложений, которые связаны по смыслу. Рассказ или текст имеет название.

Учитель читает текст, выделяя голосом слово «сорока».

– Вам понравился текст? (Слово «сорока» звучит очень громко и часто.)

– Какими словами можно заменить это слово? (Птица, она, белобока.)

Попробуйте изменить текст, уберите слово «сорока» полностью. (Дети читают.)

– На что похож этот текст? (На загадку.) Почему? (Непонятно, о ком идет речь.)

– Как же правильно изменить текст? (Слово «сорока» надо иногда заменять.)

Сорока

У сороки черный хвост.

У нее большой клюв.

Белобока свила гнездо на дереве.

– Как называется эта группа предложений? (Текст, рассказ.)

– Сравните текст и предложения. Чем они похожи и чем отличаются?

IV. Итог урока.

– Что понравилось на уроке?

– С каким новым словом мы познакомились?

– Что научились делать?