Главная страница

«Игровая технология, как один из способов социализации ребёнка»



Скачать 69.11 Kb.
Название«Игровая технология, как один из способов социализации ребёнка»
Дата24.02.2016
Размер69.11 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

г.Бирюсинск


Доклад

Обобщение положительного опыта педагога

Дополнительного образования

Тема: «Игровая технология, как один из способов социализации ребёнка»
Подготовил: педагог

дополнительного образования детей

Бельницкая А.И

2012

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

В словаре понятий и терминов по образованию и педагогике определяются критерии педагогической технологии, включающие основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность. Это результативность (обеспечение поставленной цели), воспроизводимость (возможность использования в измененных условиях), транслируемость (возможность передачи опыта ее использования в виде знаний).

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

Наибольший интерес, представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать:
- роли, которые берут на себя играющие;

- сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;

- правила игры, которым играющие подчиняются.
Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

В дополнительном образовании часто применяются «игровые технологии» они включают достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-программный материал используется в качестве её средства. В учебную деятельность вводится элемент обыгрывания ситуации, который переводит дидактическую задачу в игровую;
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;

2) организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий.

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Многие из выше перечисленных игровых технологий я применяю в своём творческом объединении «Волшебный «калейдоскоп» -занимающейся техникой бумагопластики.

Например игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

Организация игровых форм обучения проходит в нескольких направлениях:

1.  Использование игровых элементов на уроке.

Цель: ввести в занятие творческие задания игрового характера.

Формы деятельности

 Раздел по тематическому плану Оригами. Тема: Домашние животные

-      кошка

-       собака

На этом занятии использовались задания игрового характера: Загадка, ролевая деятельность, т.е дети показывали как говорит кошечка, собачка. Повторяют, какие есть еще домашние животные. В конце урока дети дают своей поделки, т.е животному которое они сделали – имя. Итог урока обобщение, что делали, что по понравилось?


Решаемые задачи

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать  возможность выхода  самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации ооценки учащихся.

Задачи:

1.    Эмоциональный настрой на получение знаний.

2.      Умение строить диалог. Пользоваться материалом и инструментом

4.      Получение конкретных знаний через личное ощущение.


Открытый урок (с использованием игровой технологией)

 2.Зимующие птицы «Снегири»

На данном занятии использовались игровая технология как отгадывание загадок, при этом дети рассуждали какие птицы остаются зимовать, а какие улетают. Узнают, что птицы бывают перелётные и неперелётные. На предыдущем занятии дети интересовались, что будут делать на следующем. Они самостоятельно приготовили рисунки и стихотворения. Через игру воспитывается у детей любовь к птицам. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирования игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире.

Цель и задачи:

  1. Познакомить и повторить названия зимующих птиц, а также научить детей делать поделку снегиря. Научить пользоваться шаблонами и делать цилиндр.

  2. Развивать память, творческое воображение, мелкую моторику рук.

  3. Воспитывать у детей любовь к птицам.



Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.


Литература:
Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992. -
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.