Главная страница

Интегративные технологии в обучении на уроках музыки



Скачать 78.52 Kb.
НазваниеИнтегративные технологии в обучении на уроках музыки
Дата25.02.2016
Размер78.52 Kb.
ТипДоклад

Мбоу «Топкановская ООШ»


Доклад
на тему: « Интегративные технологии в

обучении на уроках музыки».
Подготовила учитель музыки:

Павлова Г.Ф.

Выступление на РМО г. Кашира.

2014г.

Современное образование переживает сложный период. Изменились его цели. Появилась новая концепция образования, основанная на деятельном подходе, определяющем, что качество знаний оценивается тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Невозможно представить образование только лишь в аспекте вооружения учащихся знаний.

Музыка занимает одно из ведущих и основных мест в системе формирования личности. Музыка - душа человека. Достучаться до души каждого ребенка - задача учителя.

Роль уроков искусства в становлении развивающей личности неоценима.

Искусство обладает огромным гуманитарным воздействием на личность человека.

Чтобы сделать предмет “Музыка” интересным и привлекательным для учащихся, необходимо учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, возрастные особенности школьников, культурный уровень учащихся, используя при этом, современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

На уроках искусства на первом месте эмоции, а затем уже технологии.

Любое творчество порождается эмоциями. Как развить у детей творческое мышление? Тут на помощь приходят все виды искусства.

Через эмоции идёт развитие образного мышления, а в основе лежит восприятие.

Синтез искусств открывает новые пути в образовании. Высшей задачей синтеза искусств слияние их не в начальной , а в конечной точке в большое искусство. Что же такое интеграция и синтез?
Си́нтез иску́сств – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. ...

К основной особенности интегрированного занятии относится синтез:

• содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;

• предметов образовательного цикла между собой;

• деятельности двух и более педагогов и др.

«Интеграция в образовательной системе — это подчинение

единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов

содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на

определенной ступени обучения»

Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну

и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся:

формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной

картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные

знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию

эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти,

мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост

профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения

методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса,

осуществления деятельного подхода к обучению.

Интегрированные формы обучения решают несколько задач:

- развивают коммуникативные умения и навыки.

- решают информационную задачу.

-развивают общие умения и навыки.

- решают воспитательные задачи.

-решают вопросы творческой реализации учащихся, т.е. проявить индивидуальные возможности учащихся.

Решение данных задач соответствует основным дидактическим принципам системы образования.

Л.В. Занкова.

Особенность интегрированного урока.

1. Актуальность темы.

2. Суть и цели интеграции

3. Уровни интеграции.

4. Задачи интегрированного обучения.

- учителя  должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а, следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов,

  2. 2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

3. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов,

4. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса.

Степень интеграции

Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса




Внутрипредметная интеграция

Средняя

Высокая

Вертикальное интегрирование: спиральная структура на основе принципа концентричности, содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

Особенности: исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний; соотношения элементов все больше усложняются, познания углубляются.

Горизонтальное интегрирование: содержание построено путем укрупнения темы, объединяющей группу родственных понятий (УДЕ).

Особенность: постигается информация перехода от одного элемента к другому, доступная лишь в пределах крупной единицы усвоения.

Современное общество требует человека с развитым логическим мышлением, т.к., знания имеют границы, а воображение безгранично.

Интегрированные уроки, на наш взгляд, тем и хороши, что позволяют использовать частую смену видов деятельности, а это позволяет делать урок продуктивнее.

Требования ФГОС направлены на активное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе работы с УМК «Музыка». Важно, чтобы различные приемы демонстрации электронных продуктов (см. их классификацию в разделе 9) – электронные образовательные ресурсы, электронные путеводители, энциклопедии, интерактивные игровые программы, видеоматериалы из жизни композиторов, исполнителей, документальные и художественные фильмы, мультимедийные презентации и т.п. – дополняли содержание отдельных разделов и тем учебников и тетрадей, способствовали развитию интереса к музыке.

Интеграция новых ИКТ- технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования.

Использование компьютера в учебной деятельности предполагает не только качественный скачок, но и изменения в психологии обучающегося.

Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

– личностному развитию учащихся;
повышению интереса школьников к урокам музыки;
– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
– воспитанию активности и самостоятельности;
– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству ;
– Формированию у школьников основ теоретического мышления,

Интегрированные уроки, на наш взгляд, тем и хороши, что позволяют использовать частую смену видов

Таким  образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Сегодня учителя школы используют весь богатый арсенал центральных образовательных ресурсов в своей работе. Использование компьютерной техники открывают огромные возможности для педагогов: компьютер может взять на себя функции. Контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал.

Анализ показывает, что использование ИКТ приводит к увеличению процента обученности и знаний.

-активизировать познавательную деятельность.

-обеспечит высокую степень дифференциации обучения.

-повысить объём выполняемой работы на уроке.

-усовершенствовать контроль знаний.

-сформулировать навыки подлинно исследовательской деятельности.

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим ресурсам.

На своих уроках ,я часто использую интегрированные занятия с применением технологий.

Невозможно пройти такие музыкальные жанры как мюзикл, оперу, балет, не увидев их отрывки

В настоящий момент моя копилка содержит: СД-диски с записанными минусовками, фото и видео материалы, презентации, которые используются на уроках и внеурочной деятельности. Также собрана копилка презентаций, созданных обучающимися школы на уроках и внеурочной деятельности. Эффективно используется метод коллективной работы учеников, где развиваются навыки мыследеятельности, а также индивидуальные способности ученика.

Вот некоторые разработки моих уроков. (перечисляю).

2 класс «Музыка весны», (здоровьесберегающие тех.. физминутки) 8 класс «Музыкальный портрет». При коллективной работе проявляется познавательная активность, повышается интерес к выполнению творческих заданий, у учащихся вырастает мотивация учебной деятельности. 7 класс «Инструментальный портрет», (работа по группам), 7 класс «Симфония №7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.

Даю детям домашние задания: работа с презентациями, и т.д.

Формы уроков:

  • урок-путешествие;

  • урок-исследование;

  • урок-экскурсия;

  • мультимедиа-урок;

  • проблемный урок.

Заключение.

Интегрированное обучение:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся, даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

  • повышает качество знаний учащихся, развивает интерес учащихся к предметам;

  • формирует у учащихся общие понятия, обобщённые умения и навыки, которые вырабатываются согласованно;

  • формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

  • позволяет использовать программы, созданные на базе интеграции в дальнейшем учебном процессе;

  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

  • приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Интегрированные уроки - результат поиска решения одной из важнейших проблем школьного образования - развития общенаучных умений и навыков. Очевидно, что, в «базовом» школьном образовании должна быть продумана целая система интегрированных уроков. Это один из вопросов, требующих дальнейшей научной разработки.

Идея интеграции, обобщения знаний той или иной области реализуется при проведении интегрированных уроков

В заключение сказанного хотелось бы призвать педагогов отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.