Главная страница

Казачья песня. Цель: познакомить с многообразием жанров казачьей песни. Задачи



Скачать 73.47 Kb.
НазваниеКазачья песня. Цель: познакомить с многообразием жанров казачьей песни. Задачи
Дата24.02.2016
Размер73.47 Kb.
ТипДокументы

Казачья песня.
Цель: познакомить с многообразием жанров казачьей песни.

Задачи:

  1. Познакомить с многообразием жанров казачьей песни. На примере истории о женщине-казачке Наталье Комаровой и предании подвести к осознанному пониманию, как сочинялись песни народом, откуда брались сюжеты для песен. Расширять кругозор учащихся. Приобщать к выразительному и осознанному исполнению народной казачьей песни. Расширить слуховой и вокальный багаж учащихся.

2. Воспитывать патриотические чувства на примере истории из жизни казаков. Прививать любовь к фольклору, воспитывать нравственно и эстетически.

3. Развивать интерес и уважение к своим национальным истокам. Развивать вокально – хоровые навыки и осознанное восприятие искусства (ИЗО, литературы, музыки); ассоциативное и образное мышление, зрительную и логическую память.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Вступление в тему урока.

- Этот урок мы посвятим казачьей песне.

История казачества замечательна и уникальна во многих отношениях. В истории каждого народа сохранились свои предания, свои песни и пляски, свои обычаи и законы. Это есть культура народа. Основная часть казачьих песен и преданий слагались по следам славных боевых событий. И только в более поздний период в песенную культуру казаков стали входить элементы быта, лирики, ритуала, которые они черпали из самой жизни. Так слагались песни у народа. А отличали казачью песню - вольнолюбивый настрой, героизм и преданность братству. И, конечно, раздольный напев, в котором чувствовалась бескрайняя ширь родной степи. Обычаи же казачьи всегда воспитывали в подрастающем поколении чувства отваги, удали, справедливости и глубокой нравственности.

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Ох уж эта Варька!» Александра Драта.

-Вспомните, какую песню вы знаете про Варю? («Ой, Варенька, Варенька»).

-Слушая рассказ, подумайте над тем, могла ли эта жизненная история послужить примером или вдохновением для создания песни «Ой, Варенька, Варенька»?
Лирическая казачья песня «Зародилась, сильна ягодка» - слушание и просмотр слайдов.
Слушание Рассказа Александра Драта «Ох уж эта Варька!».

Народилась в семье урядника Семёна Зайцева пятая посчетно девчушка. Загоревал было попервости Семён. Но грех на судьбину роптать, конечно, а все ж таки…

-Невезуха прямо! Хочь бы одного казака подарил Господь. Наследника потомственного фамилии и дел моих бренных.… А то - сплошь слабый пол…

Однако - ничего не поправишь. Назад не переделаешь. Надо растить, поднимать дитятко. Свое, никак. Да и вообще.… Такая последка изладилась - картинка нарисованная. Чистая красовитка! Бровки - смоль, глазки - синь, голосочек - колокольчик… Станичники все сподряд ходили: - Ух, хороша! Ух, забавна!

Растаяло нутро Семёново от удовольства:

- Ладно. Ничё, что не парень. Зато всем остатним взяла!

Назвали её Варькой!

Мало ли, много ли времени прошло - подросла девчушка. Боевитка. Неспустяха. Чуть что не по ней, чуть кто забидеть попробует - держись. Не даст спуску. Хлещется на кулачках с пацанами на равных. До крови. Правда, - до первой только. Отходчивая при том при всем. Справедливая. Сама же и пожалеет потом побитого, юшку с носа утрёт.

И вышло как бы само собой в результате - верховодить стала в станице над ребятнёй прочей: и над девчонками, и над парнишками.

- Ох уж эта Варька! - то и дело покачивал головой Семён. А сам - ажно светится изнутри: до того ему томатно от ершистого дочкиного характера. От умения её за себя и за других постоять. От сердечности непонарошечной…

Ещё прошло сколько-то времени. Поднялась Варька в Варвару. В невесты завидные. Налилась соком хмельным. Запоёт - звонче всех выводит. В пляс пустится - будто лебедка плывет. Нарядится, на посиделках объявится - у парней дух заходится. А ей - всё нипочём. Никого не подпускает к себе.

- На наш каравай - роток не разевай. Охолонь малость…

- Ох уж эта Варька! - облизываются парни.

- Ох уж эта кокетка! - вздыхает мать. - Как бы чего не случилось…

- Не случится, - щурится Семён. – Не вмешивайся только. Сама сообразит, что к чему.

Давал ей вольность полную. Не вязал по рукам и ногам родительской строгой опекой. Доверял всецело. Без задней мысли.

А та - и рада. До сумасшествия женихов доводит.

Давал ей вольность полную. Не вязал по рукам и ногам родительской строгой опекой. Доверял всецело. Без задней мысли.

А та - и рада. До сумасшествия женихов доводит.

Однако настала пора – дрогнуло её шальное сердечко. Растаяло, будто снег по весне… Сын станичного атамана ей по нраву пришёлся. Самый ладный хлопец. Самый достойный выбор. И, главное, - по взаимности.

- Глядишь, породнимся Семён, - заикнулся как-то атаман. - К тому все идет.

- А чего? Против ты, никак? - крутит ржаные усы Зайцев.

- Да нет. Нисколько… лыбится атаман. Тоже довольнёхонек.

- Ох уж эта Варька! - завидуют другие девки. – Какого жениха себе надыбала! Сахарная она, что ли? Аль приман какой знает?

Ну и вот. Дальше - больше. Надумали, было уже гулять свадьбу. Да не успели.

В 1863 году как раз собрались русские войска двинуться на Польшу. Стала готовиться к долгому походу и родная Варькина - Спасская – станица.

-Желаю служить в полку! - объявила Варька. - Не до свадеб счас…

- Да ты что? Бабское ли это дело?! – обомлела мать.

- Всехнее это дело! - даже глазом не моргнула своевольница.

Сопит Семён. Знает норов дочкин. Не удержишь ведь, ежели надумала! Тем паче - по ловкости и умелости воинской она и ему, отцу родному, не уступит. Обучил на свою голову. А как не обучишь? Не отлипала ведь:

_ А ну, покажи! А ну, расскажи! А ну, дай испробовать!

С каюком на реке управляется - чисто с гребешком. Арканом, луком и самопалом владеет - будто носовым платком. В седле сидит - как на пеньке гладком отдыхает. Форма казачья ей - краше всех нарядов идёт. Сообразительная, напора и бесстрашия - не занимать.… На все сто вояк хватит!

Пошёл Семён к атаману. Так, мол, и так. Придется повременить со свадьбой.

- Ох уж эта Варька! Ох уж эта невеста! - пыхтит тот. - Огонь, да и только! Бес, да и всё! В кого она такая?

- В себя, никак… - разводит руками Семён.

- Ну, так что ж.… Надо зачислять в полк… энтого казака…. Зачислили.

Лихо воевала Варька. С Георгиевским крестом на груди в станицу возвернулась! И у сына атамана - Георгий.

«Ой, Варенька, Варенька!» - слушание песни.

- Ну вот, теперь и свадьбу играть можно! - говорит Варька. Согласная я …

Слушание плясовой песни «Как в Дурновской во станице».

Игра на ложках «Барышня»

Итог урока: Песни сопровождали казаков не только в походе, но и весь быт казаков. Особенно любимыми были хоровые песни. Особенности казачьего пения не находят сходства в пении ни у одного народа, и до сих пор не установлено истоков его происхождения. Но ясно одно, что все сюжеты песен и преданий складывались по следам героических подвигов земляков, из жизни и быта станичных казаков.

Женщины-казачки на Великой войне.
Дочь уральского войскового старшины Наталья Комарова, отлично освоившая верховую езду, с первых же дней войны буквально бредила битвами. Ее отец и брат Петр уже воевали, а ей оставалось лишь читать в газетах боевые сводки с полей войны. Слезные уговоры матери не оставлять ее одну не помогли. На деньги, отложенные отцом для приданого, Наталья купила коня и всю казачью амуницию.
Полк, в котором служил ее брат, она разыскала в местечке близ границы с Восточной Пруссией. Командир молча выслушал биографию доброволицы и ее просьбу о зачислении в полк.
«После некоторого раздумья он произнес:
— Ну что с вами поделаешь? — Бывали уже подобные примеры... Я вам не разрешаю, но и не запрещаю...
— Безумная... — только и сказал ей брат при встрече».

Наталье Комаровой «на вид было лет 17—18. Хорошее русское лицо светилось отвагой и добротой, носик был чуть-чуть вздернут, искристые серые глаза смотрели открыто и прямо. Широкие черные шаровары в талии были перехвачены широким кожаным поясом, к которому с одной стороны был прицеплен длинный кинжал в серебряных ножнах, с другой — больших размеров кобура с револьвером. Темно-синий черкесский бешмет, отороченный серебряными галунами, облегал стройную фигуру. За плечами на ремне висел легкий казачий карабин».
Офицеры штаба откровенно любовались юной амазонкой, одетой не по форме, но очень воинственно настроенной. Воевала она отменно, выполняя боевую работу наравне со всеми. Штыком и прикладом она орудовала столь же ловко, как и шашкой.
Прикрывая со своей сотней атаку пехотного полка, Наталья увидела падающего знаменщика и врага, удиравшего в тыл с русским знаменем. Пришпорив коня, отважная казачка настигла немца и сразила его метким выстрелом. Подхватив знамя, она устремилась вперед, увлекая за собой полк. Вражеская позиция была взята. За этот бой Комарову наградили Георгиевским крестом 4-й степени.
Она писала матери: «Это был самый прекрасный момент всей жизни моей, когда я получила этот чудный знак доблести. Нет выше награды на земле, чем Георгиевский крест».
Потянулись боевые будни. Наталья стреляла, перевязывала раненых и с риском для жизни добывала патроны в покинутых окопах. Пули, шрапнель и осколки снарядов обходили ее стороной. Так продолжалось до тех пор, пока казаки не столкнулись в одном из боев с баварской пехотой. Это были не австрийцы, которые, завидев идущую в атаку русскую пехоту или казачью лаву, бросали оружие, выскакивали из окопов и, задрав руки, истошно орали по-русски: «Не убивай! У меня четверо детей!»
Баварцы успели дать залп по несущимся казакам и примкнули штыки к ружьям. Завязался яростный бой. Под Петром Комаровым убило лошадь, и он отбивался карабином, тесня противника к канаве. Казак не видел подбиравшегося сзади врага. Крутясь в седле и отбиваясь шашкой от штыков, Наталья заметила опасность, но помочь брату не успела. Удар приклада свалил Петра.

Наталья сразила врага и, соскочив с седла, подбежала к лежащему брату и опустилась на колени. В этот момент вражья пуля навылет пробила ее грудь.
Казачка выжила. Из госпиталя ее отправили домой, но она не могла смириться с положением демобилизованной по ранению. Как только она почувствовала себя достаточно окрепшей, снова вернулась на фронт.
Дальнейшая судьба ее затерялась среди тысяч других."
Творческие задания.

Песня «Ой, Варенька, Варенька»:

1 Лирическая

2. Военно – походная

3. Хороводная

4 Плясовая.

-Какие инструменты вам подойдут больше всего и почему?


Трещотки Ложки Гитара Лира
Рояль Орган Труба
Цимбалы Баян
Гусли Туба Коробочка
Гюро Балалайка Скрипка
Флейта Бубен
Маракасы Канстаньеты Рубель

Шаркунок Барабан

Исполнение и инсценировка песни «Ой, Варенька, Варенька».

-Чем отличается исполнение песни в презентации от нашего исполнения?

Итог урока.

Песни сопровождали казаков не только в походе, но и весь быт казаков. Особенно любимыми были хоровые песни. Особенности казачьего пения не находят сходства в пении ни у одного народа, и до сих пор не установлено истоков его происхождения. Но ясно одно, что все сюжеты песен и преданий складывались по следам героических подвигов земляков, из жизни и быта станичных казаков.