Главная страница

Конспект урока истории в 8 классе Тема урока: «Отечественная война 1812 года» Цели урока: •



Скачать 277.18 Kb.
НазваниеКонспект урока истории в 8 классе Тема урока: «Отечественная война 1812 года» Цели урока: •
Дата28.08.2016
Размер277.18 Kb.
ТипКонспект

План – конспект урока истории в 8 классе
Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:

обучающая познакомиться с ходом Отечественной войны, героической обороне рос­сийского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

  • развивающая развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать.

  • воспитательная воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Школьный атлас по истории России. — М., 2009., проектор, экран, карта «Отечественная война 1812 г.», схема «Бородинское сражение», портреты Александра I, Кутузова, Наполеона, контурные карты для каждой группы «Отечественная война 1812
Обоснование форм и методов: данный урок проводился с использованием групповой формы обучения с элементами ролевой игры. Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.

Цель игры — создание игрового состояния, специфического; эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев, Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизует все свои знания и умения, осваивает новые, развивает способность к эмпатии.
Местоположение в планировании: урок является пятым в теме «История России XIX века».
Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  1. Причины Отечественной войны 1812 г.

  2. Хронологическую последовательность Отечественной войны 1812 г.

  3. Основных персоналий Отечественной войны 1812 г.

  4. Итоги и значение Отечественной войны 1812 г.

Учащиеся должны уметь:

  1. Работать с картой, историческими документами

  2. Делать выводы, обобщать, устанавливать логические цепочки


Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест
Персоналии: М. И. Кутузов; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; А. П. Тормасов; Н. Н. Раевский; Д. В. Давыдов; А. С. Фигнер; Г. Курин; В. Кожина

Новые термины : Отечественная война, партизаны, народное опол­чение, флеши, редут, батарея, фураж.
Литература для учителя: Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988; 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. — М., 1987; Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978; Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. — М., 1979; Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. — М., 1990.

Подготовительный этап урока: Данный урок предлагается провести в ви­де групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Ученики дают ответы на вопросы от первого лица (солдата и офицера русской и французской армии, Кутузова, Барклая де Толли, Александра I). Один ученик готовит сообщение о Кутузове, второй о Давыдове, третий о Фигнере.

План урока



Этап

Цель и содержание этапа

Время

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

2 мин.

2.

Актуализация опорных знаний учащихся.




5 мин.

3.

Анализ текста документа, заслушивание сообщения


Чтение текста и его анализ по предложенным вопросам и заданиям. Комментарий учителя. Систематизация и повторение сведений о войне

15 мин.

4.

Самостоятельная работа с текстом. Изучение схемы боя, выполнение проблемного задания

Самостоятельная работа учащихся, анализ схемы боя

15мин.

5.

Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы в заключительной беседе

3 мин.


ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

П. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.

О таком событии мы сейчас услышим.

Ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”

“Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

………………………………..

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!…

Учитель: Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О войне).

1812 год связан с нашествием Наполеона на Россию, с бегством захватчика

из России

Прочитайте абзац на стр.74 вашего учебника.

О чем говорится здесь? Какая обстановка сложилась в Европе к этому времени?

Учащиеся: К началу XIX века Наполеон завоевал почти всю Европу. Он мечтал о мировом господстве. “Я буду господином мира”, - говорил он.

Учитель : А я добавлю слова Наполеона: “…остается одна Россия, но я раздавлю ее”.

Что вам не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?

Учащиеся: Слово “раздавлю”, точно Россия это какая-то букашка

III. Анализ текста документа, заслушивание сообщения

1 группа. «Начало войны. Вторжение»

Документ 1 (от имени французского воина)

Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми перепра­вились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; ка­жется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Ев­ропа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нуж­но вам и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».

- Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить ее? Ответ: (Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился)

Документ 2 (от имени французского воина)

Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала круп­нейшие беспорядки».

Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, ус­ловия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с пер­вых же шагов по переправе через Неман.

Дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми.

Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сокра­тили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в доста­точной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.

Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена за­ботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем.

Можно с уверенностью сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».

- С какими трудностями столкнулась французская армия в России? (хлеб, мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена за­ботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Французская армия испытывала настоящий голод».)

Документ 3

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «По соединению обеих армий состояло под ружьем око­ло 110 тысяч, противу коих между Двиной и Днепром стоял Наполеон с 250 000 Атаковать его при таких несоразмерных силах было бы совершенное сумасшествие; почему я и должен был удовлетвориться только тем, чтобы беспокоить его одними легкими войсками».

М. Барклай де Толли: «...Еще ни один полководец ни в одной армии не нахо­дился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полно­мочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился вос­пользоваться этим правом...»

- Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская ар­мия? В чем заключалась трудность положения военного министра М. Барклая де Толли? ( главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...» Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией.)
Документ 4

А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление».

А. Ермолов: «...солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении наде­ялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ста­вил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование были у каждого на него (М. Барклая де Толли - Н. С.) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смолен­ский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

- Как относились русские воины к тактике «отступления»? ( солдат роптал на беспрерывное отступление , главнокомандующим был недоволен и в главную вину ста­вил ему то, что он был не русский».)

Запись на экране

12(24) июля 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.

М. Барклай де Толли - военные министр, командующий Первой армии

Багратион - командующий Второй армии (портрет)

22 июля 1812 г. - Первая и Вторая армии соединились у Смоленска.

Отечественная война 1812 г.
Учитель подводит итог: 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьезная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии поодиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Напо­леоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сда­чей Смоленска дорога на Москву была открыта.

Ученик читает отрывок из «Бородино» М. Ю. Лермонтова:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

2 группа. «Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г.

Документ 1 (от имени российского офицера)

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий вос­торг и в войске и в народе».

Сегюр: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812г.? Ответ: Кутузов

- Как отнеслись войска и народ к этому назначению? Ответ: произвело общий вос­торг и в войске и в народе».

Выступление ученика:

Учащиеся знакомятся с краткой биографией Кутузова. (На экране портрет)

Документ 2 (от имени историка-исследователя)

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.

- Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы.

На экране Схема расположения основных сил противников, а также термины:

инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, бата­рея, редут

Документ 3 (для двух учащихся: от имени российского и французского воинов)

И. Т. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несмет­ною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля».

Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

С. Селивановский:

Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со­ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, уско­рив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

Н. Муравьев: «Таким образом, кончилось главное бородинское побоище, в ко­тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпу­щено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебст­вия...»

- Приведите примеры героизма русских воинов.

( русские мужественно держались в окопах, нельзя не удивляться присутствию духа русских с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля». Русские гибли, но не сдавались!)
Подводя итог Бородинской битве необходимо отметить:

1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

2) Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

3) Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимо­сти, усилилось недовольство длительностью похода;

3) Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородин­ское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравст­венную победу.

Учитель читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.
Запись на экране:

26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение.

Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Соотношение сил: русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 130—

135 тыс. человек, 587 орудий.

Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.
3 группа. «Совет в Филях. Пожар Москвы»
Документ:

М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанно­стью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную ги­бель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской до­роге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!»

- Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения? (решить судьбу России, Москвы и армии. Уступлением Москвы приготовлю неизбежную ги­бель неприятелю. Первой обязанно­стью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление)

Документ 2 (от имени французского воина)

А. Ермолов: «...Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.

Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спо­койными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».

- Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причи­ны недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им ранее:

«Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петер­бург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце») На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве? Достиг ли он своей цели?

( Дома были пусты и заперты , улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.

Москва представляется нам огромным трупом)

Документ 3 (от имени французского воина)

О'Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от сол­датских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распро­страняя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»

- В чем причины пожара в Москве по мнению французов?

( возник от сол­датских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распро­страняя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им.)

Учитель подводит итог: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и ос­тановился на поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутацию из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло импе­ратору французов победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. По­сле 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать из Москвы.

Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.
Запись на экране: 1 сентября

Военные совет в Филях. Решение - оставить Москву 2 сентября. Пожар в Москве.
4 группа. «Партизанское движение, народный характер войны

Запись на экране

Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно дейст­вующего в тылу врага.

Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей ар­мии на добровольных началах.

Документ 1 (от имени участника партизанского отряда старостихи Василисы)

Геройство старостихи Василисы. Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главней­шего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. В сем наме­рении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! во фрунт! стройся! ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздра­жен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Васи­лиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и ударив по голове своим жезлом -косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, соба­кам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати семи та­ким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усумнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?

Краткие сообщения учеников о Д. В. Давыдове, А. С. Фигнере, А. Н. Сеславине

- Почему войну 1812г. называют народной, отечественной?

Ответ: (партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны. Когда не только армия, но и весь народ от мала до велика поднялся на защиту Отечества)

5 группа. «Тарутинский марш-маневр. Отступление французской армии»

Документ 1 (от имени российского воина)

С. Н. Марин: «Мы стоим теперь на Калужской дороге в 63 верстах от Москвы. <...> наши в несколько дней взяли около 3 тысяч человек в плен, сожгли пропасть их обозу и несколько со снарядами ящиков.... С Дону идут 20 полков казачьих и уже начинают соединяться с армиею...» М. М. Петров: «С 23 сентября по 1 октября армия наша при селе Тарутине при­шла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских депо, партий и команд, выздоровевших от ран и болезней...»

- В чем значение отхода русской армии к Тарутино? Как изменилось соотношение сил русской и французской армии?

Документ 2 (от имени французского воина)

Лабом: «Сражение при Малоярославце открыло нам две истины, обе очень пе­чальные: первая - что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они даже получили в подкрепление несколько свежих отрядов и сражались с таким ожесточением, что мы должны были отказаться от надежды на какой-нибудь успех. «Еще одна такая победа говорили солдаты,- И у Наполеона не будет больше ар­мии». Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Ту­лу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление...»

Сегюр: «Он [Ней - Я. С] воспользовался перерывом для того, чтобы отдать приказ о возвращении назад, к Смоленску. Все рассказывали, что его подчиненные окаменели от удивления; услышав такое приказание, даже его адъютант не поверил своим ушам; он устремил на своего начальника растерянный взгляд и молча стоял, не понимая ни слова. Тогда маршал повторил приказание; они повиновались и без колебания оборотились спиной к родной армии, к Наполеону, к Франции и снова углубились в Россию, принесшую им столько страданий...»

- Каков итог сражения под Малоярославцем?( Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Ту­лу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление...»)

Задание 3

Документ 4 (от имени российского воина)

Н. Муравьев: Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда пока­зывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохранили нашу армию от заразитель­ных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весною, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпи­демию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал. <...>

Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода. Страдания их ограничивались только тем, чтобы поживиться около мертвого шапкой или изорванным кафтаном. Когда не могли сего сделать, то хоть спарывали с них пуговицы. Кавалеристы домо­гались своего: они сдирали подковы с палых лошадей. Артиллеристы срывали желе­зо с брошенных лафетов и шины с колес.

Число трупов, устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые босые, среди отшедших товарищей своих и к ним по пу­ти валились. На редком из них были мундиры, большею частью покрывались они чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались на голове кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

- Что осложняло отступление французов? ( Зима 1812 года была жестокая. Термометр пока­зывал 31 градус . Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода)

Документ 5 (с документом могут работать два ученика: от имени рус­ского солдата и от имени Наполеона)

В. Левенштерн: «Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним време­нем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выби­лись из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истребленного неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал все по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить верст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником; без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов. <...>

Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для переправы, так как наша армия не преследовала его по пятам. <.. .>

Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березены до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления. На­добно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Бере­зину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель воз­будила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голо­ву в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов ис­кусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. <...>

Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал свое дело, погубив этих несчастных».

- Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?

- Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за не­имением сражающихся»? ( Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов ис­кусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березены до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления)

Учитель подводит итог:

Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:

1) дождаться подкрепления;

2) заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.

После Березены отступление армии Наполеона превратилось в беспоря­дочное бегство. Император фактически бросает свою армию. Уже 6 декабря он был в Париже.

Запись на экране

Тарутинский маневр, битва под Малоярославцем => отступление францу­зов по уже разоренной Смоленской дороге. Гибель французов при переправе через р. Березину.

б января 1813 г. - Александр I подписал манифест об окончании Отечест­венной войны.

Домашнее задание-

1. Отметьте на контурной карте Тарутино, Малоярославец и путь от­ступления французской армии. Напишите название дороги, по кото­рой отступали французы до реки Березина.

2.Письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»

3.&6 учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000;

4. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»;
Самоанализ урока:

Использование разнообразных методов обучения (словесные, наглядные, практические, логические и др.) на уроке, несомненно повысили его эффективность. Учащиеся активно работали на уроке и их ответы были в основном положительные. Рефлексия показала, что цели урока достигнуты. Все задания, которые учащиеся выполняли самостоятельно, были проверены на уроке.


Дополнительные материалы к уроку I. М. И. Кутузов

Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813) - русский полководец и дипло­мат, ученик и сподвижник А. В. Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский (1812).

В 1759 г. Кутузов окончил с отличием дворянскую школу и оставлен в ней пре­подавателем математики. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787— 1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признава­лись смертельными, однако провидение словно берегло его для какой-то важной миссии, которую ему предстояло исполнить.

В 1792-1794 гг. Кутузов возглавил чрезвычайное русское посольство в Констан­тинополь и сумел во время этой миссии добиться для России выгодных внешнепо­литических и торговых преимуществ.

В 1794-1795 гг. Кутузов являлся директором Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, в 1795-1799 был командующим и инспектором сухопутных войск в Финляндии, выполнял важные дипломатические поручения в Пруссии, был литов­ским (1780-1799) и санкт-петербургским (1800-1802) военным генерал-губернатором.

В конце 1805 г. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с австрийскими войсками против наполеоновской Франции. После поражения соединенных русско-австрийских войск при Аустерлице в декабре 1805 г. Кутузов вывел русскую армию из грозящего окружения превосходящими французскими силами и тем спас ее от уничтожения.

В марте 1811 г. Кутузов был поставлен главнокомандующим русской действую­щей армией во время войны 1806-1812 гг. с Турцией. За крупные победы над турка­ми, одержанные в ходе этой войны, Кутузов был возведен в графское достоинство.

В начале Отечественной войны Кутузов был избран начальником петербургского и Московского ополчений. 8 августа 1812 г. Александр I назначил Кутузова главно­командующим 1-й и 2-й соединенными армиями.

Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оп­лошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова - человека и военачальника -была хитрость. «Старый лис Севера», - сказал о Кутузове Наполеон. Стратегия Ку­тузова, очевидно, заключалась, помимо прочего, в том, что он не рассматривал гене­ральное сражение как главное и единственное условие в достижении конечного ус­пеха. Известна фраза,

которую сказал М. И. Кутузов, отправляясь в августе 1812 года в действующую ар­мию, в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» - «Разбить? Нет... - произнес тогда Кутузов. - Но обмануть -да, рассчитываю!» Если девизом Наполеона было: «Ввяжемся, а там посмотрим», то Кутузов мог бы противопоставить ему иной: «Выпутаемся, а там посмотрим». Именно то, чего не мог предусмотреть его грозный противник, предвидел Кутузов, когда сказал на совете в Филях: «Москва, как губка, всосет в себя французов...»

Скончался Кутузов в немецком городке Бунцлау. Его останки были привезены в Петербург и похоронены в Казанском соборе.

П. Партизаны

Денис Васильевич Давыдов (1781-1839), впоследствии генерал-лейтенант, из­вестный поэт-партизан, один из друзей А. С. Пушкина, был адъютантом у князя Баг­ратиона. В начале войны 1812 г. состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку. Перед Бородинским сражением он добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников. Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». Под селом Ля­ховым Давыдов вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячную бригаду французского генерала Ожеро. Его отряд уничтожил французское кавалерийское депо под гордом Копысом, рассеял неприятельские войска под Белыничами. Про­должая свои действия до Немана, партизаны Давыдова первыми заняли Гродно.

Александр Самойлович Фигнер (1787-1813) в начале отечественной войны был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика, в результате чего добыл для русских ценные сведения. Благодаря необычайной смелости и знанию ино­странных языков он, переодеваясь во французскую военную форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских войск сведения. Набрав небольшой отряд из охотников и отставших солдат, он смело стал нападать на французов. Его действия были настолько дерзкими и успешными, что Наполеон назначил за его голову большой денежное вознаграждение. Но Фигнер оставался неуловим. Вместе с Сеславиным он отбил у французов целый транспорт с драгоцен­ностями, награбленными в Москве. Погиб Фигнер близ города Дессау.

Александр Никитич Сеславин (1780-1858), капитан во время войны 1812 г., прославился своими партизанскими действиями. Неотступно следуя за французами, наносил им большие потери и доставлял Кутузову ценные сведения о противнике. Высказал особую храбрость в Бородинском сражении. Был несколько раз ранен.

Анализ урока по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 г.».

Дата проведения: 15 сентября 2008 г.

Учитель: Кузькина О.М.

Цель посещения урока: ознакомление с опытом работы учителя по использованию на уроках групповой работы с элементами ролевой игры.

Анализ урока проводился на основе анализа урока по Конаржевскому Ю.А

Цели урока определены, исходя из анализа педагогической ситуации его проведения, они соответствуют подготовленности класса, прогнозам на конечный результат обучения, структуре урока.

Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Четко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действия всех учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися. Образовательные цели были операциональны, так как точно определили, что учащиеся должны усвоить хронологию событий Отечественной войны 1812 года и ее значение.

Структура этапов построения урока соответствует типу урока и его целям. Включает в себя мотивацию, обеспечение осознанности и прочности знаний, контроль эффективности обучения и указания по домашнему заданию. Элементы урока четко выделены, понятны учащимся, регламент по времени, в основном, соблюдается. Состав и последовательность элементов урока психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда учащихся на уроке.

На уроке активно участвовали все учащиеся на репродуктивном, конструктивном уровнях (обсуждение, работа в группах, рефлексия).

Логика урока соответствует его структуре (урок изучения новых знаний). Урок включает: организационный момент, актуализация опорных знаний, усвоение новых знаний путем работы в группах, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

При подготовке к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задача выполнена полностью.

Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы: словесные, наглядные, практические, логические, опора на личностный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений.

Первичный контроль, проверка понимания показали, что материал усвоен. Чередование различных форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока. Использование средств ИКТ повысило эффективность учебной деятельности учащихся.

На уроке использовались практические и репродуктивные методы обучения.

Учащиеся проявляли работоспособность и интерес на всех этапах урока.

Навыки самостоятельного приобретения знаний, самостоятельности суждений присутствуют.

Культура межличностных отношений была продемонстрирована высокая. На разных этапах урока стиль отношений с учащимися остается деловым, гуманистическим, демократичным.

Рефлексия показала, что уроком довольны все учащиеся, отметили сотрудничество.

Вывод.

Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.

Зам. директора по УВР О.П. Балаба
Председатель районного Кашичкина Л.Ю.

Методического объединения

Учителей истории и обществознания
Методист ТИМО

Красноглинского района Никифорова Т.Ю.

МОУ ДПО ПК ЦРО г.о Самара