Главная страница

Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты Цели урока: а образовательные изучить понятия «Возрождение»



Скачать 54.12 Kb.
НазваниеКультура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты Цели урока: а образовательные изучить понятия «Возрождение»
Дата25.02.2016
Размер54.12 Kb.
ТипДокументы

Культура Западной Европы в XIVXV веках: новые горизонты

1. Цели урока:

А) образовательные

- изучить понятия «Возрождение» («Ренессанс»), «гуманизм», «гуманисты»

- ознакомиться с основными открытиями и изобретениями эпохи Возрождения

- рассмотреть европейское искусство Предвозрождения и раннего Возрождения

Б) развивающие

- формировать аналитическое и логическое мышление

- формировать умения монологической речи

- формировать умение работать с учебником

В) воспитательные

- воспитывать уважение к культурному наследию человечества

- формировать «гуманистические» установки и ценности

2. Основные понятия: Возрождение, гуманизм

3. Основные персоналии: Иоганн Гутенберг, Данте Алигьери, Джотто ди Бондоне, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Сандро Боттичелли

4. Межпредметные связи: философия, искусствоведение

5. Оборудование: доска, компьютер, проектор

6. Ход урока



Этап урока

Деятельность

1

Оргмомент

Приветствие учителя, опрос отсутствующих

2

Повторение старого материала

Фронтальный опрос

Вопросы:

А) В какой стране в XV в. шла борьба между королём и непокорным вассалом?

Б) Каковы причины победы Людовика XI в этой борьбе?

В) Каковы причины и особенности войны Алой и Белой Роз?

Г) Каково значение объединения Испании?

Д) Какой новый тип государства появляется в Европе в XIV – XV веках?

Таким образом, в Европе в этот период возникают централизованные государства. Столь кардинальным политическим переменам соответствовали изменения в культуре европейских стран. Эти изменения мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока – «Культура Западной Европы в XIV – XV веках» (слайд 1).

3

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы должны ответить на главный вопрос: Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? То есть мы изучим, как по-новому люди начали представлять себе мир и почему эти изменения произошли (слайд 2).

Давайте сначала рассмотрим образ мира в средневековой культуре (слайд 3). Нарисуем круг, представляющий мир, а в центре этого круга напишем слово «Бог». Что означает эта схема? То, что в центре мира, по мнению средневекового человека, стоял Бог (воистину, так и должно быть!).

В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важные изменения. Начинается эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс) (слайд 4).

Запишем определение: Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории европейской культуры XIV – XVI веков, для которой характерны:

  • рост интереса к человеческой личности

  • возрождение античного (греко-римского) наследия (слайд 5).

Эпоха Возрождения отмечена рядом важных технических открытий. Отметим их. Во-первых, это появление портретной живописи, во-вторых, изобретение книгопечатания (слайд 6).

Портретная живопись пришла на смену средневековому стилю условного изображения людей. В отличие от него портрет обращал внимание на чувства и мысли конкретных людей. Примером нового подхода является портрет Симонетты Веспуччи работы Сандро Боттичелли (слайд 7).

Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и издавать их большими тиражами, что сделало возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей. Изобрёл книжный станок немец Иоганн Гутенберг в 1445 году. Его портрет мы можем увидеть на экране (слайд 8).

Теперь узнаем, где и почему началось Возрождение.

Возрождение началось в Италии. Его колыбелью считается город Флоренция. Современный вид Флоренции со зданиями, построенными, главным образом, в эпоху Возрождения, представлен на фотографии на экране (слайд 9).

Чтобы узнать, каковы были причины Возрождения, давайте поработаем с учебником. Открываем пункт 3 «Колыбель новой культуры» на странице 220, читаем пункт и устно выделяем причины, по которым оно началось именно в Италии.

Теперь давайте запишем причины Возрождения:

  • Наличие богатых и процветающих городов

  • Наличие у их жителей особых качеств: расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире

  • Отсутствие в Италии сильной королевской власти

  • Сохранение значительного античного наследия на земле Древнего Рима (слайд 10).

Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило название гуманизм, а его сторонники – гуманисты. Эти понятия происходят от латинского слова humanus — человеческий, человечный.

Запишем определение. Гуманизм – это особое мировоззрение, в центре которого стоит человек (слайд 11).

А теперь давайте поговорим об искусстве эпохи Возрождения. В эпоху перехода от средневековой культуры к культуре Возрождения жили и творили многие великие художники и поэты. Самыми известными из них являются Данте, Джотто, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо (слайд 12). Чтобы узнать о них больше, давайте послушаем доклады. Пока один ученик читает доклад, другие в это время работают и заполняют таблицу «Деятели Возрождения» (слайд 13).

Таблица «Деятели Возрождения»

Имя деятеля

Чем прославился?

Данте Алигьери

Великий итальянский поэт, автор «Божественной комедии», в которой описываются странствия самого поэта по загробному миру.

Джотто ди Бондоне

Великий живописец, рисовавший картины на евангельские сюжеты и отразивший в них новое понимание человека.

Франческо Петрарка

Выдающийся поэт и мыслитель, автор «Книги песен» – сборника стихов, в которых он воспевает свою возлюбленную Лауру.

(слайды 14-16)

Вершиной искусства раннего Возрождения по праву считается творчество этого великого итальянского художника Сандро Боттичелли. Примером является его знаменитая картина «Рождение Венеры» (слайд 17).

4

Закрепление материала

Теперь давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока - Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? (слайд 18). Для этого снова вернёмся к той схеме, в которой мы изобразили картину мира средневекового человека и попытаемся составить аналогичную схему для эпохи Возрождения (слайд 19). Пусть это тоже будет круг, изображающий мироздание. А какое понятие будет стоять в центре? Обратимся для ответа на вопрос к определению «гуманизм». В центре стоит понятие «человек» (слайд 20).

5

Домашнее задание, инструктаж, подведение итогов урока

На дом задаются § 23 (с. 216-225), читать и учить; документ (с. 225), ответить на вопросы к нему письменно; вопросы 1-7 (с. 226), ответить на них устно (слайд 21).

За работу на уроке выставляются следующие оценки.

Урок закончен. До свидания (слайд 22).