Главная страница

Мбоу «Яйская средняя общеобразовательная школа №2»



НазваниеМбоу «Яйская средняя общеобразовательная школа №2»
страница1/6
Пудовкина Т.В
Дата06.03.2016
Размер0.65 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6



МБОУ «Яйская средняя общеобразовательная школа №2»



«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»

Обобщение опыта работы

Выполнила: Пудовкина Т.В.

Учитель химии I квалифика-

ционной категории

Яя

2012

Введение




В настоящее время актуальна проблема формирования гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. И для достижения данной цели необходимо использование технологии проблемного обучения. Чтобы постоянная постановка, перед ребенком, проблемных ситуаций привела к тому, что он не будет «пасовать» перед проблемами, а будет стремиться их разрешить. В результате будет формироваться творческая личность, всегда способная к поиску, а также более защищенная от стрессов.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

Что такое современная школа? Это где весело? Это где целесообразно? Это где любопытно? Это где рождаются знания о природе, о правилах взаимоотношений между людьми, о знаниях своего организма и умениях их использовать? Или это школа, которая дает знания в общепризнанном понимании? Или школа – это заведение, где учат жить: бороться за свое положение в обществе, уметь отстаивать себя, уметь не только защищаться, но и побеждать, уметь приносить прибыль в свой дом? Международные исследования показали драматическую вещь: наши школьники обыгрывают иностранных по фактологии, но слабы в решении практических задач. Почему? Не секрет, что главная беда нашей школы – инертность, крайняя несамостоятельность учащихся, пассивно заглатывающих тщательно пережеванную преподавателем учебную пищу. Проблемы, возникающие в процессе обучения: во-первых, снизился интерес детей к обучению; во-вторых, стало сложно работать с пассивными, усталыми от избытка ненужной информации детьми, в-третьих, как следствие, снизилось качество знаний учащихся. Между тем, повышение качества знаний школьников и их интереса к учению было и остается одной из важнейших задач школьного образования.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования целью модернизации является повышение качества образовательного процесса, первостепенное значение отводится задаче развития у обучающихся, будущих специалистов, творческого общего и профессионального мышления, способности самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки, техники и производства. Способ преодолеть негативные стороны традиционного репродуктивного обучения мы нашли в технологии проблемного обучения, т.к. проблемное обучение – один из методов развития у учащихся самостоятельного творческого мышления. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Итак, проблемные уроки актуальны, так как способствуют активизации познавательного потенциала обучения, обеспечивают самостоятельную поисковую деятельность и высокий познавательный уровень, личностную включенность всех участников в процесс обучения, его практическую направленность. Учебный предмет химия в силу своей практической направленности в полной мере способствует достижению главных целей проблемного обучения:

- развитию мышления и способностей учащихся, творческих умений;

- усвоению учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

- воспитанию активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

- развитию профессионального проблемного мышления.

Актуальность этой проблемы позволяет сформулировать тему данной работы: «Технология проблемного обучения на уроках химии». Думаем, что использование методов проблемного обучения на уроках химии позволит повысить качество знаний.

С этой целью были изучены возрастные особенности учащихся, статьи из журналов, научная литература. Для достижения этой разработки была поставлена следующая цель:

Цель: повышение качества знаний учащихся по химии через использование методов проблемного обучения на уроках химии.

Объект исследования: химическое образование школьников в МБОУ «Яйская средняя общеобразовательная школа №2».
Предмет исследования: технология проблемного обучения на уроках химии.
Гипотеза: Использование методов проблемного обучения на уроках химии повысит качество, если: изучить теорию проблемного обучения, необходимые рекомендации по его использованию в учебном процессе; определить целесообразность использования методов проблемного обучения, реализация их в ходе учебного процесса.

Выдвинутая гипотеза определила следующие задачи исследования:

Задачи:

- изучить теорию проблемного обучения, рекомендации по его использованию в учебном процессе;

- определить целесообразность использования методов проблемного обучения на уроках химии, реализовать их в ходе учебного процесса;

- провести анализ качества химического образования в МБОУ «Яйская средняя общеобразовательная школа №2» и разработать рекомендации по применению технологии проблемного обучения.
Критерии оценки деятельности:

- качество знаний по химии в 2008-2011 г.;

- результаты поступления выпускников в вузы и колледжи в 2011 г.;

- результаты участия учащихся в олимпиадах в 2008-2011 г.


Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения
  1   2   3   4   5   6