Главная страница

Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А. И. Куприна «Мой полет»)



Скачать 75.39 Kb.
НазваниеМечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А. И. Куприна «Мой полет»)
Дата05.04.2016
Размер75.39 Kb.
ТипДокументы

Тема:Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).

Класс:5 «А».

Дата: 27.02.2015 год.

Учитель: Мартыненко Анастасия Николаевна

Цель: формировать начальные умения анализа художественного произведения; развивать устную речь, логическое мышление, творческие способности учащихся; воздействовать на материале очерка на морально-нравственную сферу личности учащихся: воспитывать чувство долга, ответственности за слова и поступки; прививать интерес и любовь к родному слову, заинтересовывать чтением.

  • Основное содержание темы, термины и понятия:

Основное содержание очерка

Ввести в мир писателя, развивать речь учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Предметные:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимание связи произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы;

В сфере физической деятельности:восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Метапредметные

  • Познавательные:расширить представление детей о творчестве А.И. Куприна; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

  • Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Межпредметные: история, русский язык.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Основные методы обучения:

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный

Диалогический

Эвристический

Творческий

Оборудование: проектор, экран

Эпиграф к уроку:

«Ты-репортер жизни…

Суйся решительно в всюду…влезь в самую гущу жизни».

А.И. Куприн

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Ребята, вчера, готовясь к нашему уроку, я написала стихотворение. Послушайте его. (слайд 1)

  3. О чем стихотворение? Какие ассоциации оно у вас вызвало? Как бы вы его назвали?



Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).(слайд 2)

Скажите, чем мы будем заниматься на уроке? (слайд 3)

  1. Познакомиться с творчеством А.И. Куприна.

  2. Научиться анализировать очерк.



  1. Рассказ о творчестве А.И. Куприна.(слайд 5)

В маленьком городке Наровчате в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника 26 августа 1870 г. родился Александр Иванович Куприн.

Отец его вскоре умер. Семья, оставшись без средств к существованию, переехала в Москву. Мать поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

А в 10 лет он обучается уже во Второй московской военной академии.

Через 7 лет Куприн поступил в московское Александровское военное училище.

После его окончания, Александр Иванович переехал в Петербург, где познакомился с литераторами и начал печататься в журналах.

Кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев - цирковым силачом, авиатором, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре. Культ физической силы, склонность к азарту, риску отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами: в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию; вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре; опускался в водолазном костюме на морское дно; со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман»... Однако искру Божью, как видно, не погасишь.

  1. Сегодня эпиграфом к нашему уроку являются слова А.И. Куприна: «Ты-репортер жизни…

Суйся решительно в всюду…влезь в самую гущу жизни». (слайд 4)

Как вы поняли эпиграф? Как вы думаете, почему он взят для нашего урока?

Дома вы прочитали очерк Куприна. А знаете ли вы, что такое очерк? Давайте познакомимся с этим понятием. Обратите внимание на слайд. Санин Павел прочитает вслух определение.

В каких средствах массовой информации можно встретить очерк?(слайд 6)

  1. «Мозговой штурм» (работа в группах). (слайд 7)



  1. Рассмотрите внимательно картинки на слайде.

  2. Какие ассоциации они у вас вызывают?

  3. Как можно одним словом назвать то, что на них изображено.

  4. Оформите свои ассоциации на ватмане, на котором изображено солнце. Напишите на его лучах слова, ассоциирующиеся с полетом.

Выполнившая раньше всех группа озвучивает свои ассоциации слова «полет», а две другие дополняют.

  1. Работа с текстом.

А теперь поработаем с текстом. На листах для каждой группы подготовлено задание. Необходимо письменно дать ответ на вопрос. (слайд 8)

1 группа: «Как автор очерка стал участником полета?»

2 группа: «Опишите «критическую секунду полета»».

3 группа: «Какие личные качества проявили участники полета?»

  1. «Письмо по кругу».

Ребята, а вам было бы страшно взлететь высоко над облаками? Среди нас много храбрых . Но давайте сейчас дадим совет тем ребятам, которые испытывают страх при мысли о полете.

Продолжите устно предложение: «Чтобы не испытывать страха перед полетом, следует…». (слайд 9)

(Передавать от группы к группе. Каждый читает свое высказывание).

  1. Рефлексия. (слайд 2)

Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Ты-репортер жизни…

Суйся решительно в всюду…влезь в самую гущу жизни». (слайд 3)

Как вы понимаете этот эпиграф после анализа очерка?

Ребята, а в толково-фразеологическом словаре русского языка, составленного педагогом Морицем Ильичем Михельсоном записана пословица: «За все браться — ничего не сделать».

Как вы понимаете ее смысл?

Какого мнения придерживаетесь вы после анализа очерка?

Подведение итогов.

Оцените свою работу на уроке. Более 3 смайликов - я отлично поработал на уроке; менее 3 смайликов – я хорошо работал и 1 смайлик - мне еще нужно работать.

  1. Домашнее задание:(слайд 10)

Ребята, на следующем уроке, мы попытаемся создать проектную работу на тему: «Покорившие небо». Для этого вам нужно дома собрать информацию о родственниках или знакомых, которые были летчиками, либо о знаменитых летчиках, живущих в Ростовской области.

Приложение № 1
***

Над землей, взлетая в небо,

Искупаюсь в лоне света,

И крылом своим несмело,

Оживлю все краски лета.
Подружившись с облаками,

За волшебность неземную,

Высоко под небесами,

Ветром нежно расцелую.
Буду я летать над миром,

Оседлав порывы ветра,

Наслаждаясь каждым мигом,

В море радужного цвета.

Приложение № 2

В маленьком городке Наровчате в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника 26 августа 1870 г. родился Александр Иванович Куприн.

Отец его вскоре умер. Семья, оставшись без средств к существованию, переехала в Москву. Мать поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

А в 10 лет он обучается уже во Второй московской военной академии.

Через 7 лет Куприн поступил в московское Александровское военное училище.

После его окончания, Александр Иванович переехал в Петербург, где познакомился с литераторами и начал печататься в журналах.

Кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев - цирковым силачом, авиатором, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре. Культ физической силы, склонность к азарту, риску отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами: в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию; вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре; опускался в водолазном костюме на морское дно; со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман»... Однако искру Божью, как видно, не погасишь.