Главная страница

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования



Скачать 133.99 Kb.
НазваниеМетапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Дата12.03.2016
Размер133.99 Kb.
ТипДокументы


МОУ Лядовская ООШ

Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Учитель русского языка

и литературы

Чиник Т.А.
2013 г.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


I . Актуальность темы

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. В педагогической практике возникает естественная проблема: учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого?

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделением главного из обилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам. Для решения данной проблемы нужны особые приемы в сокращении и усвоения информации с использованием схематизации.

Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

II . Теория вопроса

Всё новое – это хорошо забытое старое. Существует методика крупноблочной подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко.

Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:

во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде - это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.

Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах Л.В.Занкова, где была доказана эффективность движения от абстрактного к конкретному.

Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Выпускник начальной школы владеет элементарными навыками чтения информации, представленной в схеме, умеет выделять важные единицы информации, изображать слова в виде знаков, символов. Может назвать основное явление, процесс, объект, действующего персонажа, понятие, о котором идет речь в тексте. При чтении текста объемом 450 знаков дать ответ на вопрос о чем или о ком текст.

Метапредметный результат - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модули и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Инструмент метапредметного умения - схема, которая позволяет восстановить материал. Научить учащихся сворачивать тексты с определенными смысловыми связями в схемы.

Объект оценивания – схема. Оцениванием умение увидеть определенные типы связей и преобразовать их в определенный тип схемы.

III . Этапы образовательной деятельности

1 этап. Диагностический

1. 11 сентября - входное тестирование статочных умений учащихся:

  • умение читать простейшие схемы (схема-опорный конспект,) (умение составить предложение на основе информации в предложенной простой схеме), ответить на простые вопросы информационного характера по схеме)

  • умение составлять схему (дополнять предложенную схему недостающими элементами объект, явление, процесс о котором идет речь в тексте, новое общее понятие, связь, недостающая важная информация)


2. Третья неделя сентября - проведение метапредметной игры с целью проверки уровня сформированности умения преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект;

(проводится во время мероприятия «День Бородино» на материале, связанном с Бородинской битвой - сентябрь, задание учащиеся выполняют в малых группах 3-5 человек. Условия оценивания будут приближены к процедуре оценивания по итогам модуля)

2 этап. Обучающая часть

1. Познакомить с правилами работы с научно-познавательными текстами.

2. Рассказать о важности и актуальности работы со схемами.

3. Познакомить с критериями оценивания схем - опорных конспектов.

4. Познакомить с разными типами схем («солнышко», «паровозик», «пирамида»)

3 этап. Модульное обучение на уроках русского языка, природоведения, истории, математики, английского языка.

4 этап. Процедура оценивания

1. Проверочные работы по предметам, включающие задания на проверку умений преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект.

2. Учебная игра «Поиск клада короля Схематония» - где будет использоваться метопредметный материал. Учащиеся разбиваются на пять команд по 3 человек. У каждой команды свой маршрутный лист и на каждой стации учащиеся должны выполнить задание, связанное с пересказом текстов и составлением схем-опорных конспектов.

3. Метапредметная игра «130 лет со дня рождения А. Н. Толстого». Учащиеся 4-7 классов проходят по шести станциям, получают различную информацию, и в конце игры дети представляют творческий отчет о творчестве писателя.

4. Метапредметная игра «Международный день родного языка»

5. Метапредметная игра «Всемирный день Земли»

6. Тестирование статочных умений учащихся:

  • умение читать простейшие схемы (схема-опорный конспект)

  • умение составлять схему

IV. Критерии оценивания при составлении опорной схемы-конспекта:




критерии

параметры

балл




1


Лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков)

1.Выделены все основных единиц информации

2. Выделена половина единиц информации.

3. Выделено меньше половины


2
1
0




2


Соответствие типу схемы:

-солнышко (главное и его уточнение)

-паровозик (последовательность или хронология)

-пирамидка (подчинение)


1.Схема соответствует типу

2. Частично соответствует

3. Схема не соответствует

2

1

0




3.

Наличие разноуровневых связей в схеме;


  1. Показано несколько уровней

  2. Показан один уровень

  3. Уровни не выделены

2

1

0







Цветовое оформление

  1. Основные единицы информации выделены одним цветом, а остальные –другими

  2. Есть цветовые отличия, но нет логики

  3. Все одним цветом

2

1
0





Опорные конспекты, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.


V. Анализ входного тестирования с целью проверки умения:

1. Дополнять предложенную схему недостающими элементами (объект, явление, процесс, о котором идет речь в тексте, новое общее понятие, связь, недостающая важная информация).

2. Соотнести предложение с простой схемой.

3. Составлять схему.

Работу выполняло 14 учащихся, смогли правильно дополнить предложенную схему 71,4 %; частично – 14,3 %, не справились – 14,3%;

Соотнесли схему с предложением – 78, 6%, не справились с заданием – 21,4%

Составили схему -14,3%, остальные учащиеся заменили схему планом.

Учащиеся без усилий соотнесли предложения к предложенной схеме, но вызвало затруднение самостоятельное составление схем.

Третья неделя сентября - проведение метапредметной игры с целью проверки уровня сформированности умения преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект;

Игра проводилась во время мероприятия «День Бородино» на материале, связанном с Бородинской битвой - 27 сентября. Задания учащиеся выполняли в малых группах (3-5 человек). Условия оценивания приближены к процедуре оценивания по итогам модуля.

В игре команды переходили со станции на станцию, следуя по маршрутным листам. На каждой станции ученики получали задания (Примеры заданий в приложениях).

На станции «Музей» дети познакомились с событиями 1812 года.

На станции «Схема» дети узнали о типах схем, где осознали необходимость схематизации как приема запоминании информации.

На станции «Скажи-ка, дядя» обобщали свои знания о писателях и поэтах в чьем творчестве отражена Отечественная война 1812 года, смотрели фрагмент фильма «Война и мир», анализировали басни И. Крылова «Волк на псарне» и составляли схему типа «Солнышко».

На станции «Лафет» учащиеся выкладывали события войны в схему типа «паровозик».

На станции «Наемники» учащиеся составляли рассказ по схеме.
Октябрь – переход к третьему этапу, где отрабатываются умения преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект и пересказ текста после минимального знакомства с опорой на готовую схему на уроках русского языка, природоведения, истории, математики, английского языка.
Процедура оценивания

1. Проверочные работы по предметам, включающие задания на проверку умений преобразовывать учебно-познавательный текст в схему – опорный конспект.

2. Учебная игра «Поиск клада короля Схематония» - где использовался метопредметный материал. Учащиеся разбились на пять команд по 3 человек. У каждой команды свой маршрутный лист и на каждой стации учащиеся выполняли задания, связанное с пересказом текстов и составлением схем-опорных конспектов. Учащиеся сами оценивали схемы по критериям, сопоставляли результат с оценкой эксперта.

3. Метапредметная игра «130 лет со дня рождения А. Н. Толстого». Учащиеся 4-7 классов проходят по станциям:

1 станция – знакомство с жизнью и творчеством писателя.

2 станция – чтение и анализ отрывка из произведения А.Н. Толстого.

3 станция - сравнительный анализ произведений

4 станция – изображение героев из произведений А.Н. Толстого.

На каждой станции учащиеся получили различную информацию. В конце игры дети представили творческий отчет: инсценировку, чтение по ролям, выразительное чтение. И каждый класс представил схему о жизни и творчестве писателя, которая была оценена по разработанным критериям.

  1. 15 февраля - метапредметная игра «Международный день родного языка»

1 станция (урок истории) – знакомство с древнегреческими мифами. Работа с фразеологизмами, задания: соотнести фразеологические обороты с лексическим значением.

2 станция (русский язык)– Высказывания о русском языке писателей разных периодов, игра слов, работа с пословицами.

3 станция (литература) – работа с текстами «Функции русского языка», А. Битов «О родном языке и других», где учащиеся составляли схемы по текстам.

4 станция (немецкий язык) – работы с заимствованными словами.

5 станция (биология, природоведение) – учащиеся провели исследование взаимосвязи слов с водой, вывели правила общения, пришли к выводу, что от речи зависит здоровье и материальное благополучие.

6 станция (география) провели исследования, в каких государствах говорят на русском языке.

Итогом игры стало оформление стенда и составление рефлексивных схем о полученной информации и проведенных занятий.

При подведении итогов учитывались баллы маршрутного листа и самостоятельно составленная схема. В результате, 5 класс набрал большее количество баллов.

5. День Германии – снят видеофильм.

6. 25 апреля – метапредметная игра «Международный день Земли»
В основе метапредметных игр лежат следующие принципы:

  • Равенства всех участников. Все способны к творчеству, саморазвитию;

  • Ненасильственное привлечение к процессу познания.

  • Отсутствие отметки. Стимул в работе – соревнования, соперничества, критериальная самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

  • Сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества.

  • Предоставление учащимся права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;

  • Нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и ее результаты.


VI . Результаты

Использование данной методики при оценивании метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать различные виды правил и облегчило запоминание и восприятие текста.





Входная диагностика

Процедура оценивания

Дополнить схему

71,4 %

100%

Соотнести текст с определенным типом схемы

78,6%

78,6%

Составить схему

14,3

78,6%











Список литературы

1. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.-Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.

2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.

3. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М., 1970. – С. 347-348.

4.. Международный конкурс учителей. Сборник материалов 1-го пед.семинара. "Артек", 2000. - 68с.

7. Сказки нашего детства. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.И. Тарабарина.

8. Русский язык. 6 – 11 классы. Проектная деятельность учащихся./Сост. Цветкова Г. В.