Главная страница

Метод проектов. Современные творческие методы проектирования



Скачать 67.72 Kb.
НазваниеМетод проектов. Современные творческие методы проектирования
Дата28.02.2016
Размер67.72 Kb.
ТипЗадача

Метод проектов. Современные творческие методы проектирования.

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений.

Метод проектов способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей под руководством педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.

Задача педагога - формирование устойчивого интереса у ребенка, его технологической грамотности, технического и проектного мышления.

Целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным аспектам отношений.

Дети действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач. У них формируется чувство ответственности перед учителем и одноклассниками, способность к самопониманию, самореализации, самооценки, самоанализу собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. У них формируется решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью.

Метод проектов - это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания.

При построении учебного процесса рекомендуется обратить внимание детей на:

  • основные сведения о проектировании;

  • методы проектирования;

  • личностные (человеческие) факторы проектирования;

  • технологию проектирования;

  • художественное проектирование;

  • технологию оценки предложенных проектов,

Важная проблема для учителя - показать ребятам творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.

При проведении уроков важное значение имеет проблема профессионального самоопределения молодежи.

На уроках проектирования следует привлекать внимание детей к гуманитарной составляющей развития постиндустриального общества, чтобы они научились определять по специальной литературе значимые потребности общества в различных сферах жизнедеятельности, формировать цели творческой деятельности, удовлетворяющие эти потребности, вычленять этапы творчества, концентрировать внимание на выявлении и решении актуальных творческих проектных задач, сотрудничать с коллективом сверстников и учителями в работе по методу проектов, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом требований научной организации труда, видеть оптимальный конечный результат своей деятельности, использовать проверенные на практике технологии поиска новых решений. Современные школьники должны уметь оценивать собственные разработки с точки зрения экономической эффективности, общественно полезной значимости и экологической чистоты. Целесообразно сформировать у них навыки работы в новых экономических условиях, предприимчивость, социальную активность при внедрении собственных разработок.

На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений - это мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и гирлянд ассоциаций, функционально-стоимостной анализ. Обучение этими методами носят политехническую направленность, так как учащиеся знакомятся с закономерностями перспективных направлений развития общества, техники и технологии. Система заданий формируется по нарастающей сложности. Переход от одного вида заданий к другому производится на основе учета тех возможностей, которыми располагает ученик, и тех, которые могут быть реализованы при активной помощи со стороны учителя. Если учащийся не может разрешить возникшую проблему, учитель с помощью контрольных вопросов: «Кто еще решал эту проблему?», «Чего он добился?», «Какие ложные толкования этой проблемы имели место?» (по Т. Эйлоарт) — помогает найти правильные, а иногда и единственно важные решения. Цель творческого поиска не обязательно должна быть материализована, она может оставаться и в виде идеи, что само по себе ценно и результативно.

В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у ребят предприимчивости на уроках проектного творчества. Детям по силам усвоить знания об основополагающих тенденциях социального развития общества и его потребностях, направлениях развития техники и технологии, сфер и видов социальной деятельности. Овладение современных поисковых методик, в частности функционально-стоимостным анализом, способствует развитию навыков оценки экономической эффективности результатов творческой деятельности.

Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой учащимися своего решения с позиций его эффективности и экономичности.

В качестве опорных могут быть знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества учащихся:

• понятие о производстве и его структуре;

  • содержание понятия «технология»;

  • состав технологического процесса;

  • смена технологий как основа прогрессивного развития;

  • сущность технологической политики;

  • сущность технологического процесса;

  • стратегия обновления технологий;

  • понятие о целостных технолого-экономических системах;

  • содержание экономических основ технологического творчества;
    признаки прогрессивных технологий;

  • навыки анализа технологий;

  • понимание закономерностей формирования и развития технологических систем;

• представление о способах оценки качественного состояния технологий;

  • сущность экономических решений при усовершенствовании техноло
    гий;

  • сущность и содержание современных методов создания новых техни
    ческих и технологических решений, практические навыки их использо
    вания.

Технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчество и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности.

Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества.

При профессиональном педагогическом подходе освоение современ
ных поисковых методик оказывает развивающее влияние на ребят, так как
способствует восприятию технических объектов и технологий, помогает пре
одолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации
внимания, способствует становлению таких качеств личности, как реши
мость и воля при постановке и достижении целей и внедрении собственных
инноваций в практику
Используемая литература

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4.

2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - № 20.

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.

3. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 2001.

4.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д., 2003

5 Боровых В.П. Технология. Практико – ориентированные проекты. – Волгоград: Учитель, 2009

6.Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 2007.

7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

8.Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Челябинск, 2001 г.

9. Кузьмина Е.А. На верном пути. Школа и производство. «Школа – Пресс» 2002,№3

10. Кутушева И.В. Метод проектов в профессиональной ориентации учащихся. Школа и производство. «Школа – Пресс» 2007, №5

11. Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2010

12.Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2008.

13.Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского. - М., 2006

14. Матейко А. Условия творческого труда. - М.: Мир, 2000.

15.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. - 2005.

16.Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.

17 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2009

18.Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. - 1991. - № 6.