Главная страница

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Макарова» Сахалинской области



Скачать 228.75 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Макарова» Сахалинской области
Дата25.02.2016
Размер228.75 Kb.
ТипЗакон

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Макарова»

Сахалинской области

694140, Сахалинская обл., г. Макаров, ул. 50 лет Октября , д. 26, тел. факс (42443) 52-9-76

_____________________________________________________________________________________________
Рекомендована: Утверждена на Утверждаю:

методическим советом педсовете № Директор МБОУ

школы от «СОШ №2 г. Макарова»

З.Н. Антонова

Пр. № от 2012 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
11 класс
Уровень, ступень образования: 10-11 классы

Срок реализации программы: 5 лет

Составлена на основе:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы. – М., Дрофа, 2005.

  2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой. – М., Глобус, 2008


Учебник: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология. Общая биология. 11 класс – М.: Дрофа, 2007.

Составитель: Ранкайтис Н. Г., учитель высшей категории


Макаров

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа и поурочное планирование (базовый уровень, 2 часа в неделю) составлены в соответствии с учебником В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин Общая биология. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006. Планирование составлено с учетом подготовки учащихся к ЕГЭ. Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время подходов: компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, которые определяют задачи обучения предмету.

Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:

  • Закон РФ об образовании № 122-ФЗ в последней редакции от 22.08.2004 г;

  • Обязательный минимум содержания среднего полного образования (Пр. МОРФ от 30.06.1999 г. № 56)

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Пр. МО от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) МОРФ 2006 г.

  • Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (базовый уровень) автора В.Б.Захарова.

Обучение биологии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение базовых знаний о биологических системах и присущих им закономерностях; о роли биологической науки в формировании научной картины мира; о методах научного познания;

  • Овладение умениями применять знания и анализировать процессы и явления живой природы; использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации и в процессе изучения развития современных научных взглядов;

  • Воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • Овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

В программе в основе отбора материала для изучения учтена преемственность целей образования на различных ступенях обучения, логика внутрипредметных связей. Учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде.

При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности в их единстве и взаимосвязи. Этот позволяет оптимально достигать результатов обучения, отраженных в требованиях к уровню подготовки выпускников. Виды деятельности определяют тип и вид учебного занятия. Для приобретения практических навыков в программу включены лабораторные и практические работы. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практических работ направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Приоритетными для учебного предмета «Общая биология» на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  1. основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение экологических объектов: вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.

  2. сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  3. современную биологическую терминологию и символику;


уметь

  1. объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы; единство человеческих рас, необходимость сохранения многообразия видов;

  2. устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  3. решать задачи разной сложности по биологии;

  4. составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  5. описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  6. выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  7. исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  8. сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  1. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  2. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. грамотного оформления результатов биологических исследований;

  2. обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  3. определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  4. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  1. выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  2. доказывать, что организм - единое целое;

  3. обосновывать единство органического мира;

  4. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  5. отличать теорию от гипотезы.

объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  1. определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  2. приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  3. объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  4. указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  5. отличать биологические системы от объектов неживой природы.


Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплектом:

  • для  учителя:

  1. Т. А. Козлова, Н. И. Сонин. Общая биология: 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина "Общая биология 10-11 кл." М.: Дрофа, 2006.

  2. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, Я. В. Котелевская «Биология. Общая биология 10-11 классы». Рабочая тетрадь к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой

  3. Б. Н. Медников. Биология: формы и уровни жизни.- М., «Просвещение», 1995

  4. Кристиан дн Дюв. «Путешествие в мир живой клетки».- М., «Мир»,  1987.

  5. Ващенко О.Л. Биология 11 класс Поурочные планы. Волгоград. Изд. «Учитель», 2009г.

  6. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы. М. «Эксмо», 2009г.

  7. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. - М.: Дрофа, 2005.

  • для учащихся:

  1. Т. С. Сухова, Т. А. Козлова, Н. И. Сонин, В. Б. Захаров «Общая биология». Рабочая тетрадь к учебнику «"Биология. Общая биология. 11 класс". – М.: Дрофа, 2007.

  2. Учебник «Общая биология 10-11 классы» под редакцией Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, М.: - Просвещение, 2000

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • CD-диск «Биология 6-11 класс. Лаборатория»

  • CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»

  • Коллекция ЦОР Интернета.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

В том числе практикум

1

Эволюционное учение

26




2

Развитие органического мира

15




3

Взаимодействие организма среды

15




4

Биосфера и человек. Основы экологии

10




5

Резерв

2







Итого:

68

2

Перечень лабораторных и практических работ

Перечень лабораторных работ

Перечень практических работ

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей

одного вида.

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

Выявление идиоадаптаций у растений.

Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  • Знания всего изученного программного материала.

  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  • Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

  • Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  • Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  • Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  • Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  • Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  • Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает

значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

не делает выводов и обобщений.

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  • При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
за самостоятельные письменные и контрольные работы
.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  • Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  • Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет не менее половины работы.

  • Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  • Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  • Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  • Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
за практические и лабораторные работы.


Оценка «5» ставится, если:

  • Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  • Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  • Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  • Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  • При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  • Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  • Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  • Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию учителя

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков биологии в 11 классе


№ п/п

Дата

Тема урока

Примечания

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (26 час)









История представлений об эволюции живой природы









Работы К. Линнея по систематике растений и животных

Сообщения






Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка

Сообщения






Первые русские эволюционисты









Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина









Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе









Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточность численности потомства









Лабораторная работа «Изучение изменчивости»

ЭУ






Борьба за существование и ее формы









Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура

Биол. диктант






Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций

Тест






Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга









Формы естественного отбора









Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора









Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора









Лабораторная работа «Изучение приспособленности ороганизмов»









Микроэволюция. Современные представления о видообразовании









Микроэволюция (обобщение)

Тест






Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс









Пути достижения биологического прогресса









Основные закономерности эволюции









Результаты эволюции









Эволюция

Урок-игра






Макроэволюция

Семинар






Дарвинизм

ЭУ






Обобщение по теме «Эволюционное учение»

Тест, ЭУ

Развитие органического мира (15 час)









Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле

Видео «Прогулки с монстрами»






Развитие жизни в палеозойскую эру

Сообщения






Развитие жизни в палеозойскую эру

Сообщения






Развитие жизни в мезозойскую эру

Сообщения






Развитие жизни в мезозойскую эру

Сообщения






Развитие жизни в кайнозойскую эру

Сообщения






Развитие жизни на Земле

Тест






Контрольный урок по теме «Развитие жизни на Земле»









Место человека в живой природе. Систематическое положение









Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека.









Стадии эволюции человека: древние люди









Стадии эволюции человека: древние люди









Современный человек. Свойства человека как биосоциального существа. Человеческие расы









Происхождение человека (обобщение)









Контрольный урок по теме «Происхождение человека»




Взаимодействие организма и среды (15 час)









Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы и ее компоненты









Круговорот веществ в природе

ЭУ « Структура биосферы»






Жизнь в сообществах









История формирования сообществ живых организмов. Биологические области









Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура.









Биогеоценозы, их характеристика

ЭУ «Экол. группы птиц»






Биогеоценозы, их характеристика

ЭУ «Экология популяций и сообществ»






Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор









Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости. Биотические факторы

Тест






Смена биогеоценозов, ее причины

Творческое задание






Взаимоотношения организма и среды

Семинар






Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения









Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения









Формы взаимоотношений. Конкуренция. Нейтрализм









Обобщающий урок по теме «Взаимодействие организма и среды»

Семинар

Биосфера и человек. Основы экологии (10 час)









Понятие о биосфере, ее структуре и функциях. Жизнь в сообществах









Основы экологии

ЭУ «Экология социальная и прикладная»






Антропогенные факторы воздействия на биоценозы









Проблемы рационального природопользования









Меры по образованию экологических комплексов.









Уровни организации живой материи. Клетка – структурная и функциональная единица живого









Эволюционное учение (повторение)









Итоговый урок по курсу общей биологии.









Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги









Резерв









Резерв









Резерв










ИТОГО:

68 часов, резерв – 3 часа