Главная страница

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ступинская средняя общеобразовательная школа №14»



Скачать 146.01 Kb.
НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ступинская средняя общеобразовательная школа №14»
Дата27.02.2016
Размер146.01 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ступинская средняя общеобразовательная школа № 14»

Доклад
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Учитель ИЗО и музыки

Рыжикова Надежда Львовна

2015 г.
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информации, умение ее осмысливать и использовать являются настоятельной необходимостью для современного человека, гражданина. Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.
Требования современного рынка труда, огромный поток социальной негативной информации «загоняют» современного подростка в затруднительное положение. Поэтому выполняя задачу - формирование личности гражданина, учителю приходиться проявлять свое педагогическое мастерство. Учитель должен использовать такие формы работы, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся. Из передового опыта педагогической деятельности можно сделать вывод, что применение активных форм помогает формировать необходимые компетенции обучающихся, способствуют их успешной социализации.

Впервые понятие «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала. Литература характеризует понятие компетенции так: наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

1.Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.

2.Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекса наработанных средств.

3. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.

4. В современном западном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием.

5. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

Сегодня люди все больше начинают понимать, что уровень интеллекта не имеет решающего значения ни для профессионального успеха, ни для удовлетворения личной жизнью. Многие, отнюдь не гении, подкупают своим умелым обращением с другими. Обширные исследования в Америке и Европе показали, что  за последние годы в профессиональном мире изменились критерии и требования к общественному  определению успеха. Интерес проявляется все больше к личности в целом, а не к документам и дипломам – балансу успеха. В собеседованиях при приеме на работу обсуждаются личные жизненные обстоятельства и личные интересы, а впечатлению, которое оставляет человек как личность придается большее значение. Т.е. интересует «эмоциональный интеллект», способствует личному успеху человека примерно на 80%, тогда как уровень интеллекта – всего лишь на 20 % под успехом понимается не только профессиональная карьера, но и успех в своих отношениях с окружающими, в семье и в повседневном общении с другими людьми.  Во многих объявлениях о приглашении на работу это формулируется термином «социальная компетентность».  При этом имеются в виду такие качества как дух коллективизма (умение работать в команде), способность к сотрудничеству, партнерский стиль руководства, гибкость, общительность и способность воспринимать критику. Всегда приходиться работать в команде, а это значит – не просто рядом, но вместе друг с другом. Естественно возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла ведущее в нем место. Причина такого интереса к компетенциям в современном западном и российском образовании связана с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным  изменениям в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Соответственно претерпели серьезные изменения и требования к сотрудникам: 
образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Требования современного рынка труда, огромный поток социальной негативной  информации  «загоняют» современного подростка   в затруднительное положение. Поэтому выполняя задачу - формирование личности гражданина, учителю приходиться проявлять свое педагогическое мастерство. Учитель должен использовать такие формы работы, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся. В педагогической практике многие педагоги применяют технологии «критического мышления» и метод проектов. Самое простое (и я уверена, что это использует каждый педагог) – попросить учащихся высказать свое мнение по конкретному социальному вопросу. Получается интересно и эффективно, т.к. кроме детской радости, от перового публичного выступления, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ученика. Для этого я использую: творческие методы (проблемно-сообщающие, частично-поисковые и исследовательские) и активные формы работы (групповые, индивидуальные). А в рамках внеклассной работы «круглый стол» по  острым актуальным  проблемам: «Почему классическая музыка популярна среди молодёжи современного мира», «Что и почему переписывают современные западные историки в истории  Второй мировой войны», «Формула успеха» и др.
Данные  формы работы требует нормального психологического климата в коллективе, что позволяет ученикам оценивать самого себя, и каждого участника.  Следовательно, становится возможным выработка каждым учеником на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций:

1.Самостоятельно выбирать темы  своих проектов, способов и форм работы.

2. Самостоятельная учебная работа (подготовка выступлений, групповых занятий, представлений по экипажам, разработка заданий для музыкальной викторины) 79%

3. Умение решать проблемы.

4. Умение работать в группах (самостоятельно распределяют обязанности, планируют свою деятельность, оценивают деятельность и рефлексивное обсуждение результатов). 70%

5. Использование системы оценивания – портфолио, дневников достижений, перспективное планирование своей деятельности.
Результаты моей педагогической деятельности позволяют сделать вывод, применение активных форм помогает формировать необходимые компетенции обучающихся, способствуют их успешной социализации.

В последние годы по-новому формулируются цели образования и воспитания: школа должна не только повышать интеллектуальный потенциал страны, но и создавать условия для формирования из каждого свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои задатки склонности, находить своё место в жизни.

Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.

Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного получать высшее образование.

Что же такое компетенция? Компетенция (по Хуторскому А.В.) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика). Ключевые компетенции  включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную ситуацию, задачу.

Формирование ключевых компетенций учителя и учащихся – основа успешного обучения. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.  Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной  компетентности  и профессионализма. 
Рассмотрим основные компетенции современного учителя.
Учитель должен уметь:

  •  Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

  •   Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.  

  •   Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.  

  •   «Сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

  •   Занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

  •   Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

  •  Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

  •   Организовать понятийную работу учащихся.

  •   Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

 

 Ключевые компетенции современного учителя налицо. Как грамотно выполнить переход  от компетентного учителя к компетентному ученику? Учитель, обладая профессионализмом, сумеет создать условия для овладения комплексом компетенций учащихся, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально – политического, рыночно – экономического, информационно – коммуникативного насыщенного пространства.   

Проще говоря – школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е.  развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых, конечно же, зависит от компетентности учителя.

 Что такое ключевые компетенции?  Это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

Обратимся к Федеральному государственному  образовательному стандарту среднего (полного)  общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Вот каков портрет выпускника школы.

 А ребенок? Как вы думаете, чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Конечно же, успеха! Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему. Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо формировать ключевые компетенции и учителя и учащихся. 

 

Итак, перед нами стоит вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации. Отсюда прямой выход на применение мультимедийных технологий обучения, дающих возможность моделирования ситуаций.  Особую значимость приобретает  проектная технология, проблемно – модульная, развивающего обучения, технология формирования критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые игры.  

Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя – информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.

  Что даёт компетентностный подход?

Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика. Ученику: повышение степени мотивации учения.  

 Какие компетенции  формирую я у учащихся на своих уроках?

Ценностно – смысловые, которые связаны с ценностными ориентирами ученика. Их развиваю посредством слушания музыки и художественно-творческой деятельности. Через музыку и изобразительное искусство ученик приобретает способность видеть и понимать окружающий мир.  

Общекультурные компетенции  развиваю через знакомство и исполнение песен своего народа и других народов мира, изучение искусствоведческого материала, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся мастеров живописи, с русским народным творчеством.

Учебно – познавательные компетенции формирую  через самостоятельную познавательную деятельность.  Учащиеся  овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. (Использую технологию сотрудничества.  Учащиеся делятся на команды и каждая команда выполняет свое задание. В итоге – представители команд делятся полученной информацией, делают выводы).  

Через инфомационные компетенции  формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

С помощью коммуникативных компетенций  учащиеся приобретают   способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами.  

 Социально-трудовые компетенции формирую через инсценирование трудовых и обрядовых песен.

 Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.  

Мои действия,  направленные на  формирование ключевых компетенций:

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.

  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».


Итак, сделаем вывод: успешным может стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться такая цепочка: От компетентного учителя к компетентному ученику.

И, если учитель будет обладать научными знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, - он выработает в себе достаточно высокую компетентностность и передаст эти  знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в жизни.

Используемая литература:
1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.

2. В.И. Байденко «Компетенции: к освоению компетентностного подхода».

3. И.В. Ирхина «Современные ориентиры развития школьного образования в России».

4. А.В. Хуторской «Ключевые компетенции и образовательные стандарты».