Главная страница

Муниципальное образовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»



Скачать 202.94 Kb.
НазваниеМуниципальное образовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Дата30.08.2016
Размер202.94 Kb.
ТипРеферат

Киселёв Данил МОУ КСОШ №1 с. Кулунды Кулундинского района Алтайского края

Муниципальное образовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»





Образ Деда Мороза



информационно-аналитический вид проектно-исследовательской работы

по филологическому направлению


Киселёв Данил Юрьевич,

ученик 4 класса

Левицкая Светлана Степановна,

учитель начальных классов





Кулунда 2011 год




СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Кто такой Дед Мороз?................................................................................8


    1. История Деда Мороза…………………………………………………………………………8



    1. Дед Мороз и Русская Православная Церковь………………………………….12



Глава 2. Главные составляющие Деда Мороза…………………………………………………14

2.1 Образ Деда Мороза………………………………………………………………………..14

2.2 День рождения………………………………………………………………………………15

2.3 Место жительства……………………………………………………………………………15

2.4 Внешность………………………………………………………………………………………16

2.5 Характер………………………………………………………………………………………….16

2.6 Основное занятие……………………………………………………………………………16

2.7 Транспортное средство…………………………………………………………………..17

2.8 Родственники………………………………………………………………………………….17

2.9 Коллеги за границей……………………………………………………………………….18

2.10 Внешние отличия Деда Мороза от Санта Клауса…………………………20

Заключение ………………………………………………………………………………………………………21

Литература………………………………………………………………………………………………………..23

Приложения………………………………………………………………………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Зимушка-зима. Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимонька» смягчить холода. В народном сознании издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря-кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются бревна.

Слово зима ассоциируется с праздником Нового года. Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником и сопровождается приходом Деда Мороза, разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляньями. В России согласно традиции в доме устанавливается новогодняя ёлка. На новогодний праздник российский Дед Мороз приходит с внучкой – Снегурочкой, приходит с большой радостью, резвится, водит вместе с детишками хороводы.

В последнее время можно встретить гибрид Деда Мороза и Санта-Клауса. На рисунках и плакатах стали встречаться Деды Морозы в валенках, с красным поясом и… в ночном Санта- Клаусовском колпаке.   
    Так, в частности, нам показывают рекламный ролик «Праздник к нам приходит…» с огромными грузовиками, которыми никогда не ездили по российским дорогам. В другом ролике дети (говорящие по-русски) на дне рождения надевают американский колпак, о которых у нас вообще никто не знает.
    Дело в том, что западные рекламщики не могут знать наших традиций, а российские рекламные агентства хотят получать как можно больше, ничего при этом не делая. Зачем снимать собственный ролик, когда можно взять уже готовый?

Что бы вы сказали, если бы сказочного Емелю художник изобразил как ковбоя на фоне американских прерий? Или изобразил Василису Прекрасную в виде мулатки? Наверняка, у вас вызовет улыбку несоответствие подписи и изображённого. Вы просто посмеётесь над буйной фантазией художника.

    Но что скажут наши дети, внуки, увидев такие картинки?

При нынешних темпах американизации наши внуки, или даже дети, будут воспринимать такие картинки как должное! Они будут уверены в том, что ковбой – это часть русской культуры, а в любой русской народной сказке должны быть чернокожие персонажи. Не верите? А зря!    

И не мудрено – в телевизионных рекламах под видом Деда Мороза нам показывают Санта-Клауса. В магазинах вместо российского Деда Мороза нам предлагают Санта-Клаусов, сделанных в Китае...

    Забывая наши традиции, мы сами забываем свою собственную культуру.

Задавшись вопросом по данной теме, поговорив с учителем, родителями, послушав их рассказы и рассказы моей бабушки, я решил исследовать:- Как выглядит настоящий Дед Мороз на самом деле?

Обоснование исследования

Тему для своего исследования я выбрал не случайно, т.к. интерес к истории Деда Мороза у меня возник еще задолго до школы.

Когда я был маленьким, я очень любил разные праздники и торжества: дни рождения, Новый год, 8 Марта, Пасху и др. Под Новый год дома родители устраивали нам веселья с подарками и гостями, с Дедом Морозом и Снегурочкой. Мы с удовольствием ходили в гости и радовались этому.

Но не только в гостях и дома было по-настоящему весело. Маленьким особенно запоминается что-то яркое, необычное, красочное. Вот и мне с малых лет запомнилась наша большая центральная площадь, где проходили все сельские массовые гулянья. Я очень любил такие мероприятия, но для меня оставались загадкой некоторые моменты, которые я, будучи совсем ребенком, никак не мог понять: - Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Как выглядит настоящий Дед Мороз на самом деле?

Я спрашивал об этом маму и папу. Они мне что-то подолгу рассказывали, объясняли, а потом говорили:- «Вот подрастешь, пойдешь в школу, и сам все узнаешь!»

…Прошло время, я вырос. И, хотя, многое о народных праздниках мне уже известно, я решил подробнее узнать историю Деда Мороза.

Во время работы над проектом у меня возникла идея поделиться такими, на мой взгляд, важными и интересными сведениями с ребятами младших классов нашей школы. Но для начала я должен был узнать, что им уже известно о Деде Морозе.

Я составил анкету, в которой попросил ребят 2—4 классов ответить на волнующие меня вопросы. На мою просьбу откликнулись 66 учеников. Я узнал, что:

22 ученика знают, что узнать его можно по длинной белой бороде, красной круглой шапке и шубой до пят, волшебному посоху и большому мешку с подарками.

28 учащихся могут приблизительно найти отличия российского Деда Мороза от Санта Клауса,16-считают, что отличий нет.

Вывод: большинство ребят затрудняются ответить на вопрос: - Как выглядит настоящий российский Дед Мороз на самом деле? И особенно меня порадовало то, что все, без исключения, учащиеся хотят более подробно узнать о Деде Морозе.

Объект исследования процесс формирования образа Деда Мороза с сохранением русских народных традиций

Предмет исследования образ Деда Мороза

Цель выявление современного образа Деда Мороза

Задачи

  • найти, изучить и классифицировать собранный материал;

  • проследить, какие традиции в образе Деда Мороза сохранились до настоящего времени;

  • уточнить и выделить важные моменты образа Деда Мороза, наиболее понятные учащимся начальных классов.

Методы работы

исследовательский

словесный

наглядный

практический

анкетирование

Гипотеза

Если Дед Мороз персонаж славянских легенд, то все составляющие его части образа должны иметь под собой настоящие русские корни…

Глава 1. Кто такой Дед Мороз?

1.1 История Деда Мороза Традиция приглашать на радость детишкам ряженого Деда в дома передавалась из поколения в поколения. Но откуда пришел сам Дед Мороз?
Путь его был долог и занял больше десятка веков. Причем за время пути он сменил немало имен – Позвизд, Карачун, Зимник, Трескун, Студенец, Морозко, Мороз Иванович, Елочный дед...
Изучая историю появления Деда Мороза, я познакомился с определением в Интернете: Дед Моро́з (Де́дко Моро́зко) — «персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду» и нашёл две версии его появления:


Версия 1 Мороз (Морозко, Трескун, Студенец)  — славянский мифологический персонаж, повелитель зимнего холода. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. Волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами.

Деду Морозу очень много лет. Поначалу это был дух холода. В те времена люди не ждали от предка нынешнего Деда Мороза подарков, а дарили их ему сами, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.

Затем его прообразом стал Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение, при этом его просили не «бить овес» (или другие актуальные сельскохозяйственный культуры).

Символом новогодних праздников он стал примерно 100-150 лет назад.

Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец.

В старину, когда Дед Мороз был помоложе и поэнергичнее, он не только раздавал подарки детям и взрослым, но и пошаливал: портил посевы и жилища тех, кто его разгневал (или не угостил как надо).

Версия 2

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования). Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один “человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, “упразднены”, и поэтому существуют и по сей день;- Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев.

В нашей стране Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году , однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый имидж: он являлся детям под Новый год и дарил подарки. Этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х года. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Год. Был организован детский новогодний утренник, на который Дед Мороз пришёл с внучкой — Снегурочкой.

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз?

Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную “устную летопись”: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского “Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова “Царю Северного полюса”, карело- финский эпос “Калевала”).
Белорусский брат Деда Мороза - Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке “Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

    Нашего доброго Дедушку раньше называли Дед Трескун. Он был маленьким суровым старичком с длинной бородой. С ноября по март он становился полновластным хозяином земли, его все боялись.

1.2 Дед Мороз и Русская Православная Церковь

Как Дед Мороз, так и Санта-Клаус имеют мало общего со святым, которого некоторые считают их прототипом. Скорее всего, имеет место смешение различных легенд в одну.

Николай жил в 4 веке. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Разумеется, климат в Греции отличается от нашего, потому никаких шуб и шапок Святой Николай не носил. Святой Николай был богат, и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно – подкладывая подарки в окна.

И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их для блуда, Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз однажды все окна в доме оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки, подкинутые им в трубу, попали в висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

Однако Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами, который творил и при жизни и после смерти.

Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только послушным детям, а шалунов наказывал.

Поэтому на праздник Святого Николая, который православная церковь отмечает 19 декабря (по новому стилю), а католическая 6 декабря, дети всегда получают подарки от Святого Николая.

Санта-Клаус (изначально возникший как добрый эльф) и Дед Мороз (изначально бывший просто Морозом – покровителем зимы) имеют мало общего со Святым Николаем. Объединяют их только любовь к детям, и обычай дарить подарки.

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что Русская Православная Церковь поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.

Глава 2. Главные составляющие Деда Мороза

2.1 Образ Деда Мороза

Давайте попробуем определить основные черты облика Деда Мороза, соответствующие как историческим, так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы – большая белая борода, густые, седые (серебристые) волосы.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом. Круглая форма шапки традиционна для русских царей.

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег).

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком.

Посох - хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям.

2.2 День рождения Деду Морозу очень много лет. 18 ноября в России с 2005 года официально празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима

2.3 Место жительства

Современный Дед Мороз облюбовал для своего поселения северный город Великий Устюг, что на берегу Сухоны реки, город церквей белокаменных, природы красоты неописуемой, город первооткрывателей и землепроходцев, город золотых рук мастеров и народных промыслов, город-заповедник, город православный.
В доме его комнат ровно 12. И хотя в комнатах этих часто перемены случаются – порядок в них поддерживается всегда. 
Помимо сказочных объектов есть и очень полезные сооружения: кафе "Снежинка" и кафе "У Деда Мороза", в котором можно отведать самую настоящую традиционную русскую кухню, или сладости, например.

Все продумано у Дедушки Мороза – чтоб гостей встречать в Вотчине, гостиница новая выстроена на 48 мест, а также сауна с бильярдным и каминным залами и бассейном. Спортивный зал, стадион, каток, игровые площадки и торговые ряды – это все для всех гостей.

 Почтовый адрес Дедушки Мороза:
162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, Почта Деда Мороза.

2.4 Внешность

Деда Мороза - высокий седой старик с белой бородой до пояса, в длинной толстой красной шубе подпоясанной поясом в тон шубы, валенках, шапке, рукавицах, с посохом и мешком с подарками.

2.5 Характер

Раньше нрав у Деда был довольно суров и крут. Он не только одаривал тех, кто ему угодил, но и карал строптивцев – ударом посоха замораживал до смерти. Позже его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь. Сейчас вообще воспринимается большинством наших соотечественников как добрый волшебник с полным мешком подарочного добра.

2.6 Основное занятие

Хождение по гостям под Новый Год и распределение даров. Правда, иногда требует, чтобы получатель предварительно спел ему песенку или рассказал стишок.

2.7 Транспортное средство

Передвигается, как правило, пешком с посохом, иногда – на лыжах. Большие расстояния преодолевает по воздуху – в санях, запряженных тройкой белых лошадей.

2.8 Родственники

Женой Деда Мороза была злобная старуха Зима. Никаких сведений об их детях нет, зато всем известна прекрасная внучка Деда Мороза – Снегурочка. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Ее головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка удивительно красивая, ласковая и милая девушка. Она любит снег и холод. Но на детские праздники она приходит с большой радостью, резвится, водит вместе с детишками хороводы.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.

2.9 Коллеги за границей

Santa Claus (Санта Клаус) – коллега из США. Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Темный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки. Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина.

Имя «Санта Клаус» впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа взят Святой Николай мерликийский. Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение «Santeclaus». Годом позже появился целый стихотворный отчет о визите Санта Клауса, вышедший из-под пера Климента Кларка Мура. Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти Хандона Сандблома - американского художника, нарисовавшего в 1931 году серию рисунков для рекламы кока-колы.

Joulupukki (Йоулупукки) – Финляндия. Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны, шапка-колпак и темный кожаный пояс. Обязательно - очки. Живет на сопке Корватунтури в своей деревне вместе с женой Муори и гномами. У него есть своя почта и радио. Гномы слушают, записывают о поведении детей в специальную книгу, отмечают, что именно ребенок хочет получить на Рождество, и в своей мастерской готовят детям подарки.

Вайнахтсман – Германия. Этот персонаж, в отличие от своей красивой спутницы Кристкинд, одет жутковато: на нем - вывернутая шуба, перехваченная цепью, в одной руке - розги для наказания непослушных, в другой - мешок с подарками. У одетой в белое Кристкинд лицо закрыто белой вуалью, а в руках - корзина с яблоками, орехами и сластями. Шалунам обычно давали шанс исправиться. Они могли прочитать Кристкинд стихотворение или спеть рождественскую песню, и тогда их тоже наделяли гостинцами.





Дед Мороз

Санта Клаус

Головной убор

круглая шапка

ночной колпак с помпончиком

Борода

длинная

короткая

Верхняя одежда

тёплая шуба до пят

короткая куртка

Цвет шубы

белый, синий, красный

красный

На руках

тёплые рукавицы

лёгкие перчатки

В руках


держит посох




Пояс

белый пояс; либо с оторочкой под цвет шубы

ремень с пряжкой

Штаны

белые

красные

Рубаха

белая




Обувь

белые валенки или красные сапоги

чёрные сапоги

На лице

видит хорошо, поэтому никаких очков

очки

Транспортное средство

пешком, на лыжах или санях, запряжённых тройкой лошадей

ездит в повозке запряжённой оленями

Во рту


не курит, ведёт здоровый образ жизни

курит трубку

Помощники


Снегурочка




2.10 Внешние отличия Деда Мороза от Санта Клауса



Заключение


Происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза перекликается с европейскими новогодними персонажами, ему присущи характерные русские черты. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Дед Морозэто собирательный образ, построенный по описанию древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. Первоначально Дед Мороз был Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги. Однако со временем – как это часто бывает – всё поменялось, и под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою, который очень не любит тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец.

Современный Дед Мороз – это очень веселый и добрый старик, с длинной белой бородой, в красной шапке и шубе подпоясанной поясом, с волшебным посохом и большим мешком с подарками.  

Дед Мороз - персонаж славянских легенд. Все составляющие его образа имеют под собой глубокие русские корни.

Нельзя допустить вытеснения нашего российского образа Деда Мороза, замену русских традиций на иные.

Приобщение детей к культуре предков, сохранение русского образа деда Мороза имеет большую роль в духовно-нравственном воспитании ребёнка, бережно относящемуся к собственной национальной культуре.



Литература


1.Адоньева С. Б. История современной новогодней традиции // Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции: 24–26 февраля 1999 года. СПб., 1999.

2. Адоньева С. Б. История современной новогодней традиции. С. 381.

3. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994. Т. 2. С. 639–641.

4. Душечкина Е. В. Русская елка. СПб., 2002.

5.Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Мороз // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 267.

6.Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX–XX в.: Зимние праздники. М., 1973. С. 104–105.

7.Сальников А. Н. Сказка о двух елях. СПб.,1888.

8. http://www.zadedamoroza.ru/poddelka.php

9. http://www.luzina.kiev.ua/index/dedy_morozy/

10. http://www.dom-dm.ru/tour

11. http://www.zadedamoroza.ru/razlochiya.php

12. http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ded_Moroz

13. http://www.proza.ru/avtor/dedmorze

14. http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&rlz=1T4ACAW_ru___RU408&defl=ru&q=define:%D0%94%D0%B5%D0%B4+%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7&sa=X&ei=JzNCTfbHDoWYOqzkkO4B&ved=0CCIQkAE

15. Media in category "Ded Moroz"

16. ru.wikipedia.org/wiki/Дед_Мороз







ПРИЛОЖЕНИЯ















Гибрид Деда Мороза и Санта-Клауса



Приложение 1







Образ Деда Мороза

Приложение 2





















Место жительства

Приложение 3



















Транспортное средство

Приложение 4

Родственники

Приложение 5











Коллеги за границей

Приложение 6







Внешние отличия Деда Мороза от Санта Клауса

Приложение 7