Главная страница

Народы россии в отечественной войне 1812 года



Скачать 83.39 Kb.
НазваниеНароды россии в отечественной войне 1812 года
Дата16.02.2016
Размер83.39 Kb.
ТипДокументы

Шишова Г.Ф.

НАРОДЫ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА.

ВСТУПЛЕНИЕ.

В июне 1812 года на Россию напала армия Наполеона «двунадесяти языков». Лучшая армия Европы, «её невозможно было победить, её можно было только обхитрить»  считал М. Кутузов. Наполеон планировал быстро закончить войну, разгромив русскую армию в генеральном сражении. Расчет Наполеона был прост поражение российской армии в одном-двух сражениях вынудит Александра I принять его условия. Взяв Москву и не дождавшись переговоров со стороны Александра, Наполеон в преддверии наступающей зимы, был вынужден отступать в Европу. Намереваясь разорить южные губернии России и пополнить запасы продовольствия, Наполеон пытался двинуться по Калужской дороге, но постоянно был атакован партизанскими отрядами. Французам пришлось отступать по разоренной Смоленской дороге.

Целью данной работы – показать значение участия в этой освободительной борьбе народов российской империи, в частности калмыков и башкир.

Участие калмыков в событиях Отечественной войны. Калмыки одними из первых откликнулись на обращение царя к народам России о сборе средств для воюющей армии. Уже в июле 1812 г. в государственную казну поступило 12525 руб. от населения Хошеутовского улуса. Калмыки Астраханской губернии в фонд помощи внесли 134225 руб., 11000 лошадей, 1100 голов крупного рогатого скота, а общая сумма пожертвований составляла 449927 руб.http://www.history08.ru/wp-content/uploads/2010/12/%d0%a1%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b0%d0%b1-%d0%a2%d1%8e%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%8c.png

1-й Астраханский калмыцкий полк (под командованием Джамбы Тайши Тундутова),2-й Астраханский калмыцкий полк (под командованием Серебджаба Тюменя) и Ставропольский калмыцкий полк вошли в состав русской армии еще накануне войны. Параллельно с ними были мобилизованы более 2 тысяч донских калмыков-казаков в составе корпуса атамана М. И. Платова.

Ставропольский полк и донские калмыки, участвуя во всех операциях 2-й армии П.И. Багратиона, отличились в боях 27 июня 1812 г. под деревней Мир и 1 – 3 июля – под местечком Романово. Боевые действия 1-го и 2-го Астраханских калмыцких полков начались 3 июля, когда корпус генерала Ламберта совершал рейд в герцогство Варшавское, чтобы нарушить коммуникации противника. После крупного сражения при Пружанах командир корпуса Ламберт докладывал А. И. Тормасову, командующему 3-й армией, что «… в сем деле казаки отличились, но особенно калмыки…». 2-й Астраханский Калмыцкий полк в составе отряда генерала Чаплица направили к г. Слониму для ликвидации гвардейского литовского полка генерала Конопки. Противник был захвачен врасплох и уничтожен. Представляя к наградам участников рейда, командир отряда отмечал имена командира полка Тюменева, урядника Миклея Сахалова, рядовых Инджила Эльгечукова, Бахарева, Ивана Гаглазина, Борумко, Тюжинова, отличившихся мужеством и неустрашимостью. Кроме того, орденом «Святой Анны» были награждены 12 донских калмыков.

6 октября внезапным нападением русских войск был разгромлен корпус Мюрата под Тарутиным, что положило начало контрнаступлению русской армии. В этих боях проявили мужество калмыки-казаки донских полков Манчир Манжиков и Учур Шиханов. Они отбили у противника 19 орудий, за что были награждены орденом «Святой Анны».

В декабре 1812 г. развернулось наступление крупной группировки русских войск против Мюрата и Макдональда в направлении Кенигсберг – Эльбинг – Торн. Во время этого наступления Ставропольский полк получил приказ преследовать одну из французских колонн. Навязывая непрерывные стычки, калмыки шли по ее пятам вплоть до Вильно. За период преследования полк захватил в плен 4 офицеров и 220 французских солдат. За успешное выполнение поставленной задачи командира полка Диомидия и хорунжего Тандарова представили к наградам. Весной 1813 г. Ставропольский полк штурмовал г. Бауцен. За умелое выполнение приказов командования многие воины полка получили ордена «Святой Анны».

Калмыцкие воины продолжали свой боевой путь и в освободительном походе в Европу в 1813 г. и разгроме наполеоновской империи в 1814 г.

В январе 1813 г. 1-й Калмыцкий полк в составе корпуса генерал-лейтенанта Волконского вступил на территорию герцогства Варшавского, а 27 января вошел в столицу Польши. В дальнейшем полк участвовал в блокаде крепости Модлин. За проявленную отвагу «…и отличия оказанного в сражениях против французских войск, в продолжении блокады крепости Модлина…» командир полка Тундутов был награжден именным оружием – золотой саблей с надписью «За храбрость».

2-й Калмыцкий полк в октябре 1813 года принял участие в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом. Личный состав полка проявил исключительную смелость и мужество. В рапорте отмечалось: «В общем ударе на не- приятеля… полк бросился на кавалерию, которая прикрывала орудия, опрокинув ее и между тем наскакав на пушки, переколол оных (прислугу) и взял оные». Калмыцкие полки приняли участие и в последних сражениях с французскими войсками под Фер-Шампануазом и Лефертом.

Наконец, захватом Парижа закончилось победоносное шествие русской армии, а вместе с ней и калмыцких полков. Участие калмыков в Отечественной войне 1812 г. имело особое значение и надолго сохранилось в памяти народа. О возвращении 1-го и 2-го Астраханских калмыцких полков к родным местам газета «Восточные известия» писала, что подвиги калмыков в битвах «за свободу, независимость и благосостояние Европы», восхищали просвещенный мир Запада, что «многие нижние чины украшены знаками отличия, а некоторые имеют по два и по три даже других держав».

БАШКИРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» за присутствие в их вооружении лука и стрел. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа. Но еще ранее, после объявления манифеста 1806 года о созыве ополчения и провозглашении вербовки народов России, «с хребтов Урала двинулись в поход 23 пятисотенных полка... В полки поступило дворян, башкирских князей и мурз до 400». Впервые французы познакомились с башкирской конницей ещё в 1807 году, когда она прикрывала отход русской армии в бою с армией Фридланда. Башкиры выпустили тогда «несколько сот стрел в неприятеля, изумленного невиданным оружием». В 1812 году башкиры и мещеряки составляли уже 4 полка в корпусе атамана М.И. Платова. Действуя в составе корпуса, башкирские воины постоянно находились «в делах против неприятеля». Они сражались на Бородинском поле, воевали в составе «летучих» отрядов, преследовали неприятеля при наступлении русской армии, осыпали французов стрелами в битве при Березине. Какой-либо уставной формы одежды в башкирских полках не было. Воины носили национальные костюмы, на некоторых всадниках также были кольчуги. Оружием служили пики, сабли, фитильные ружья с сошками. Воины имели также колчаны со стрелами и налучья с луками.

http://www.vatandash.ru/pics/20070529081931.jpg Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющие башкирскую серию в творчестве Орловского, относятся, вероятно, к 1806 году, основная же их часть создается в 1812—1813 годах, хотя встречаются и более поздние работы. Орловский был одним из первых художников, обратившихся к изображению народов России, открыв тем самым «новый мир образов, считавшихся уделом бесстрастного этнографа». В его произведениях особенно ярко проявилось увлечение художника силой, смелостью, свободой движения богатырей. Характерной особенностью его творчества стали изображения лошадей, которые были зарисованы им с такой виртуозностью, которой не обладал ни один художник, работавший в России в то время. В своих произведениях он с особым вниманием относился не только к передаче национальных особенностей лица модели, но и стремился проникнуть во внутренний мир человека. Тонкостью исполнения и психологической выразительностью отличатся его работа «Голова башкира» (1817, Варшава).

http://www.vatandash.ru/pics/20070529081950.jpg

К одной из последних работ этой серии относится акварель «Всадник-башкир» (1823) из собрания Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, наполненная романтическим пафосом, свойственным эпохе. Её большие размеры, скрупулезность изображения и обилие всевозможных деталей говорят о желании художника создать законченную картину. Орловский достоверно изображает оружие — лук и стрелы башкир, форму колчана, своеобразие одежды — халат, перевязанный кушаком, высокую рысью шапку, сапоги с загнутыми носами. Пытаясь предельно верно изобразить одежду, оружие и особенности лица, художник не остается в плену этнографии. Живые человеческие чувства, эмоциональная выразительность, которые он вложил в образ, создают основное достоинство его работы. Произведения «Башкирской сюиты» выполнены в основном в графической технике (акварель, пастель, графический карандаш), но есть среди них и написанные маслом на холсте. В начале XIX века в России получает распространение литография, которой увлеклись многие известные художники того времени. Первыми известными литографиями, созданными в России, также стали работы А.О. Орловского: из них одна изображает курда, а другая — разговаривающих башкир, сидящих на лошадях, обе выполнены в 1816 году. Произведения Орловского имеются во многих музеях: в Государственном Русском музее — «Башкир с лошадью» (1809), «Башкирский отряд» (1813); в Третьяковской галерее — «Конные башкиры на бивуаке» (1810—20 гг.); в Эрмитаже — «Всадник башкир и крестьянин» (1821—31 гг.): в Национальном музее Варшавы — «Башкирский лагерь» (1814) и т.д.

  

http://www.vatandash.ru/pics/20070529082011.jpg

В военных действиях 1812—1815 годов значительную роль сыграла легкая конница, с 1803 года получившая название уланских полков (ранее пикинерские). В 1812 году такой уланский полк был сформирован и в Оренбурге. Своё название уланы получили от тюркского слова «оглан», что означало «юноша». В Золотой Орде так назывались члены ханской семьи по линии, не восходившей на престол. Как воинское подразделение огланы появились в монгольском войске в ХIII—ХIV веках. Они были вооружены копьями с флюгером и носили головные уборы с квадратным верхом. Часть огланов в ХV века осела в Великом княжестве Литовском, а также была на службе у Речи Посполитой. В фондах Башкирского государственного художественного музея им.М.В.Нестерова имеется раскрашенная литография художника Чернецова «Уланы», на которой мы видим, что в форме уланов русской армии были сохранены некоторые атрибуты обмундирования, свойственные огланам.

Башкиры и мещеряки участвовали и в заграничных походах русской армии и завершили свой боевой путь в Париже. Интересно отметить и тот факт, что в Германии, в городе Лейпциге есть памятник, который отражает битву народов с Наполеоном и среди прочих воспевает воинские заслуги башкир, а также оренбургских и уральских казаков. В Германии, в городке Шварц, на куполе церковной башни до сегодняшнего дня, как воспоминание о событиях тех лет, торчит стрела, выпущенная башкирским воином. Произошло это следующим образом: во дворе церкви 14 апреля 1814 года принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности данного вида оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать своё искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив достаточно прочную обшивку, и осталась там надолго. Надо отметить, что стрелы, выпускаемые башкирскими воинами, были очень метки и обладали поразительной дальностью полёта, за 15 сажень могли пронзить насквозь не только человека, но и лошадь. Деревянная стрела в куполе позднее была заменена на железную, которую до сих пор демонстрируют посетителям.

Башкирская и казачья легкие конницы показали себя боеспособной частью армии. Сообщая оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому о победоносном наступлении русской армии и бегстве французов, М.И. Кутузов писал: «Вы не можете представить, Ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростью наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их». Мудрый полководец не ограничился похвалой башкир только в донесении: сразу же после Бородинского сражения Кутузов вызвал к себе командира одного из башкирских полков, Кахым-туря, и, благодаря за храбрость в бою, воскликнул: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!» Кахым-туря передал слова военачальника своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой, сочинили песню, в припеве которой повторялось: «Любезники, любизар, молодцы, молодцы!» Эта песня, воспевающая подвиги башкирских конников, прошедших с боями пол-Европы, сохранена народной памятью и по сей день.

В честь подвигов русских войск на месте сражения под Лейпцигом был сооружен памятник. Участвуя в наступлении армии, 1,2, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 15-й башкирские, 1-й тептярский, 2-й мишарский и 8-й оренбургский казачий полки победоносно вступили в Париж. Каждый воин этих полков получил серебряную медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и другие знаки отличия; все участники той Отечественной войны были награждены серебряными медалями «В память войны 1812 года».

В Отечественной войне 1812 г. ярко проявилось братское содружество народов России. В боях за свободу России крепла боевая дружба народов.