Главная страница

«Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза»



Скачать 53.04 Kb.
Название«Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза»
Дата15.03.2016
Размер53.04 Kb.
ТипДокументы

Разработка обобщающего урока (с использованием ИКТ).

По теме: «Обмен веществ и превращение энергии.

Перспективы практического использования фотосинтеза».

Преподаватель ГОУ НПО ПУ №37

Павлова Е. С.

Ногинск. 2010 г.

Учебно-воспитательные задачи темы.

Образовательные: обобщить знания учащихся об обмене веществ и превращении энергии. Систематизировать их как признаки свойств живых организмов .На основе частных процессов выявить общие закономерности метаболизма. Установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с окружающей средой. Познакомить с новыми понятиями: лимитирующий фактор и мониторинг. Обеспечить закрепление основных биологических понятий : автотрофные, гетеротрофные организмы, пластический и энергетический обмен; анаболизм, катаболизм ,метаболизм, фотосинтез, гликолиз, клеточное дыхание, брожение. Формировать общеучебные умения - работать с книгой, тетрадью, словарем, компьютером.

Развивающие: формировать умение выделять сущность процесса в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с таблицей, схемами, источниками СМИ, Интернетом.

Воспитательные: продолжить экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе. Используя приобретенные знания понимать перспективы практического использования фотосинтеза (на основе принципа научности).

Оборудование: экран, компьютеры, таблица, видеофильм-«Обмен веществ и энергии в клетке» (демонстрируется фрагментами) , видеофрагмент «Механизм фотосинтеза» , учебники, презентация.

I.Проверка изученного материала темы - тестирование.

Для этого предварительно можно разрешить ученикам повторить быстро тему в тетради и в учебнике, полистать словарь с биологическими терминами(для учеников ПУ- это возможность сосредоточиться).

ТЕСТ.

1.Закончите фразу: « первоосновой жизни и взаимоотношений организмов друг с другом и внешней средой является….» (выберите ответ):

а) катаболизм, б)анаболизм, в)метаболизм, г)ассимиляция, д) диссимиляция, е)обмен веществ и энергии. 2балла. ( в , е.).

2.Выберите ответ: фотосинтез-это процесс

а) выделения энергии; б) распада органического вещества, в) синтез органического вещества. 1балл (в).

3.Назовите синоним понятия метаболизм. 1балл. (обмен в-в и энерг.)

4.Закончите фразу: «Растения используют для синтеза своих органических соединений энергию … , поэтому являются… организмами».

2 балла (солнца ,автотрофными).

5.Назовите две стороны обмена веществ (дайте по три названия каждого явления) . 6 баллов. (ассимиляция, анаболизм, пласт. обмен; диссимиляция, катаболизм, энерг. обмен).

6.Выберите правильный ответ: Гликолиз происходит в …

а) подготовительном этапе, б) фотосинтезе, в) темновой фазе, г) бескислородном этапе. 3балла. (г).

7. Закончите фразу: « На кислородном этапе освобождается большое количество энергии часть, которой идет на синтез АТФ и этот процесс называется… ». 2балла. (клеточное дыхание).

8. закончите фразу: «Органические вещества, имеющие общую формулу

Cn(H2O)m называются…». 1балл. (углеводы).

9.Закончите фразу: «Для гетеротрофных организмов пища является источником… и…». 4балла. (энергии и синтеза своих орг. соед.)

10.Назовите эту схему: (ПВК----Этиловый спирт----СО2 ) 1балл (брожение)

11.Назовите две группы веществ (по наличию в их составе углерода), которые входят в состав пищи гетеротрофов). 2балла (белки, жиры и другие варианты).

12.Закончите фразу: «Организмы, использующие для жизнедеятельности кислород -… ,а способные обходиться без него -…». 1балл

(аэробные, анаэробные).

Аттестация .

Оценка «5» : 24-26 баллов

Оценка «4»: 19-23 балла

Оценка «3»: 14-19 балов

II.Основная часть урока.

Урок проходит в компьютерном кабинете, тестирование осуществляется по программе, которая исходя из набранной суммы баллов аттестует учащегося.

Чтобы учащийся мог исправить свои ошибки на экране демонстрируются правильные ответы. Проверка знаний завершается вопросом :

Какое практическое значение имеет перспектива использования фотосинтеза?

Учитель говорит о том, что чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обобщить и систематизировать знания по теме: «Обмен веществ и превращение энергии» ,понять какое значение ученые отводят процессу фотосинтеза. Для этого надо выполнить задание .(Ученики работают с заготовленными таблицами в рабочих листах).

Задание. Используя полученные ранее знания по этой теме, информацию от просмотренных сейчас видео кино фрагментов, заполните таблицу и дайте ответы на вопросы.( приложение № 1)

1.Какова сущность пластического и энергетического обмена?

2.Как и где протекают эти процессы?

3.Какое значение имеет пластический и энергетический обмен?

4.Какие выводы Вы можете сделать на основании сравнения двух процессов?

Демонстрируются видеофрагменты кинофильма «Обмен веществ и энергии в клетке», «Механизм фотосинтеза».

После просмотра видеофрагментов идет заполнение сравнительной таблицы и у доски (поочередно приглашаю сильных учащихся) под контролем учителя.

Первую колонку ребята заполняют быстро, так как она связана с тестами. При заполнении второй колонки учитель говорит о необходимости восстановления последовательности процессов и где они протекают(параллельно заполняются колонки 3-6). Сущность процессов (итог) выделяем жирным шрифтом, чтобы сравнить как два противоположных процесса. Из таблицы видно, что два вида обмена протекают в живых организмах ( растениях и животных),следовательно можно говорить о том, что они им присущи как живым организмам. Подвожу учеников к выводу:

1 Пластический и энергетический обмен являются свойством живого.

Далее обращаю внимание ребят на ступенчатость этих процессов т. е. на организацию их уровня( клетка, ткань, орган , организм). И на основании этого делаем с учащимися вывод:

2.Пластический и энергетический обмен осуществляется на разных уровнях живой материи.

Заполнение колонки -7 разрешаю предварительно просмотрев рабочую тетрадь. Чтобы заполнить заключительную колонку- 8,возвращаю внимание учеников к последовательности процесса «Обмена веществ и превращения энергии» (колонку-2). Задаю вопросы . Где может быть использован кислород фотосинтеза в энергетическом обмене? А углекислый газ энергетического обмена? Что Вы можете сказать об АТФ? Таким образом, делаем вывод:

3. Между пластическим и энергетическим обменом существует взаимосвязь.

Записанные заранее выводы демонстрируются на экране. Слабых учащихся прошу еще раз их повторить, ребята записывают выводы в рабочие листы. Заполняя сравнительную таблицу мы ,ребята, не учли с Вами связь пластического и энергетического обмена с влиянием ЧЕГО? Они отвечают- окружающей среды. На экране схема№1 ( приложение № 2)

Ученик предварительно получивший (опережающее задание) делает акцент в своем сообщении на связь ассимиляции и диссимиляции с окружающей средой (на примере растительного организма) и общий вывод:

4.Пластический и энергетический обмен являются двумя сторонами обмена веществ любого живого организма непосредственно связанного с окружающей средой ( вывод фиксируется учениками в рабочем листе).

Далее говоря об огромной роли фотосинтеза , возвращаясь к колонке-7 подхожу к вопросу. Какое практическое значение имеет перспектива использования фотосинтеза?

Второй ученик рассказывает о применении фотосинтеза, знакомит с новыми терминами «Лимитирующий фактор» и «Мониторинг» (приложение № 4), рассказ сопровождается показом презентации (приложение № 5)

III.Заключение урока.

На экране презентация.

Решение продовольственной , экологической, энергетической, земельной проблемы– вот в чем практическое значение фотосинтеза при главном условии: бережном сохранении окружающей среды.

В качестве задания на дом можно предложить посмотреть в глобальной сети Интернет телепередачу «Очевидное и невероятное»-«Тайны фотосинтеза».

http://rutube.ru/tracks/1497395.html?v=be785a9381a5858037846005fa5f8447

 

При написании работы использовались лекции Т.С.Суховой «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии».