Главная страница

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого краеведческого направления «Юный краевед»



Скачать 144.87 Kb.
НазваниеОбразовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого краеведческого направления «Юный краевед»
Дата25.02.2016
Размер144.87 Kb.
ТипОбразовательная программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гальчинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»

Директор школы

_______Бахтина Е.Д.

(№___ приказа)

«__» ______2011г.

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

Кружок Эколого – краеведческого направления

«Юный краевед»

(7-8 класс, 36 часов)

Учитель: Даньшина Н.П.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на непосредственное познание окружающего его мира.
Цели и задачи

Цель занятий в объединении эколого-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе познавательной деятельности.

При этом предполагается решение следующих основных задач:

Образовательные задачи:

  • Сформирования представления об окружающей среде, об экологии, об краеведении как о науках.

  • Вовлечение учащихся в поисково-иследовательскую деятельность освоения своего края;

  • Способствовать учащимися овладению навыками оценивать состояния окружающей среды.

Развивающие задачи:

  • Развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

  • Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

  • Развитие внимательности наблюдательности, творческого воображения и фантазии через творческие задания;

Воспитательные задачи:

  • Формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родине.

  • Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и к природе.

Содержание программы рассчитано на год занятий с учащимися, проявляющими интерес к естествознанию, экологии и краеведению. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.
Формы и методы проведения занятий

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.

1 Словесные методы обучения:

2 Наглядные методы обучения:

  • показ видеоматериалов;

  • наблюдение;

  • работа в окружающей среде.

3 Практические методы наблюдения:

  • тренинг;

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1 Объяснительно-иллюстративные методы обучения – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

2 Репродуктивные методы – учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности;

3 Частично-поисковые методы обучения – участие детей в коллективно поиске;

4 Исследовательские методы – овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Формы организации деятельности учащихся на занятии.

  • групповая;

  • индивидуальная;

  • индивидуально-групповая;

  • по звеньям.


Содержание программы
Введение – 2 часа

Что такое экология? –1ч

Ознакомление с экологией как наукой. Ознакомление с методами сбора информации по экологии. Обзор экологической литературы по району.
Практические занятия

Сбор информации для ознакомления с экологией своего района.
Правила поведения на экскурсиях -1ч

Инструкции о поведении при пешем походе, в электричке, в автобусе, в лесу и у водоема.
Практические занятия

Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем.
Основы краеведения13 часов

1.1 Родословие -1ч

Ближайшие родственники. Родословная. Семейные традиции и праздники. География родни.
Практические занятия

Составление совместно с родителями родословной, генеалогического древа. Рассказы о своих бабушках, дедушках, других родственников. Выставка рисунков «Моя семья».
1.2 Моя школа – 1ч

Изучение истории школы «Моя школа», «Школа в судьбе моей семьи», «30 лет школе», «Учителя школы».
Практические занятия

Сочинение-сообщение «Школа в судьбе моей семьи».
1.3 Земляки - 2ч

Народные обычаи, обряды, народные игры, характерные для данного региона. Фольклор.
Практические занятия

Чтение сказок, ознакомление с народными песнями, частушками, играми. Изучение русских народных песен. Конкурс исполнителей частушек.
1.4 Азбука краеведения – 2ч

Краеведческие должности: юный историк-краевед; краевед-летописец; краевед фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог. Ведение дневника краеведческих наблюдений.
Практические занятия

Ведение дневника наблюдений и впечатлений.
1.5 Культурное наследие -2ч

Достопримечательности своего района и населенного пункта: памятники истории и архитектуры.

Практические занятия

Экскурсия к памятнику «Павшим войнам», Минута молчания. Уборка территории.
1.6 Природное наследие -2ч

Памятники природы родного края. Растения и животные леса, луга и др.
Практические занятия

Экскурсия в лес. Ведение дневника наблюдений за природой.
1.7 Районный краеведческий музей -1ч

Знакомство с экспозицией краеведческого музея: историей, геологией, экологией, животным и растительным мирами, населением, замечательными людьми и др.
Практические занятия

Посещение районного Краеведческого музея. Составление отчета об увиденном.
1.8 Поделки из природного материала -2ч.

Знакомство с правилами составления экспозиций из природных материалов.
Практические занятия

Поход в лес за природными материалами. Выставка поделок.
2 Московия - наш край родной – 17 часов

2.1 Рельеф -1ч

Знакомство с рельефом Москвы и Подмосковья. Геологическое строение территории.
Практические занятия

Знакомство с картой физической и геологической Московской области.
2.2Минеральные богатства -1ч

Подземные кладовые России. Полезные ископаемые используемые в строительстве, торфяные месторождения. Экология при добычи полезных ископаемых на территории Московской области.
Практические занятия

Знакомство с экспозицией камней. Зарисовка отдельных камней.
2.3 Погода бывает разная -1ч

Климат московского края. Опасные природные явления.

Практические занятия

Знакомство с климатической картой. Дневник наблюдений за погодой. Объяснение причин изменения погоды в регионе.
2.4 Сезоны года -4ч

Сезонные изменения в природе. Весна. Лето. Осень. Зима. Русские художники и картины по временам года.
Практические занятия

Экскурсия в лес в конце сентября, в январе, в апреле, в конце мая и наблюдением за изменениями. Конкурс сообщений и рисунков «Что я увидел в лесу?».
2.5 Вода – красота природы -2ч

Виды вод в Домодедовском районе: родники, ручьи, реки. Бассейн близлежащей реки и её речная долина. Рукотворные запруды. От колодца до водопровода. Охрана вод Подмосковья.
Практические занятия

Экскурсия к роднику и к реке Северка. Забор воды. Органолептический анализ воды из реки, из родника и водопроводной воды. Отчет о проделанной работе.
2.6 Москва – порт пяти морей -1ч

Главная водная артерия – Москва река. Связь Москвы с пятью морями. Московские каналы. Экология водных ресурсов Московского края.
Практические занятия

Работа с физической картой Европейской части России. Практическое занятие по группам «Мой корабль плывет из ….моря в Москву. Я видел города …….»
2.7 Лесные богатства -2ч

Лесные богатства Подмосковья: еловые, березовые, сосновые, смешанные и широколиственный состав. Видовой состав. Ярусы леса. Вырубка лесов. Экология леса: отдых в лесу, правила поведения в лесу, мусор и время разложения отдельных видов мусора, лесные пожары.
Практические занятия

Сочинение «Чтобы я сделал для своего леса?»
2.8 Животный мир Подмосковья -2 ч

Животные Подмосковья: птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающие, насекомые, дождевые черви живущие на территории леса. Знакомство с голосами птиц.
Практические занятия

Знакомство с книгой «Животный мир Подмосковья». Обзор фотографий.
2.9 Домашние животные -1ч

Рассказ о видах домашних животных встречающихся в подворьях деревни и в квартирах жителей района.
Практические занятия

«Я и мое домашнее животное» конкурс рисунков.
2.10 Ландшафты Подмосковья -2ч

Что такое ландшафт? Виды ландшафтов: природный и антропогенный. Как человек изменяет природный ландшафт. Природные и культурные охраняемые ландшафты. Приокский природно-территориальный заповедник г. Пущино и его видовой состав.
Практические занятия

Просмотр документального фильма «Приокский природно-территориальный заповедник. Зубр и его будущее»
Экология Подмосковья – 1 час

Анализ и подведение итогов по экологии Подмосковья и города Москвы.
Практические занятия

Конкурс рефератов «Экология моего района»
Резервное время – 4 часа

Закрепление и обобщение понятия Краеведение.

Закрепление и обобщение понятия экология.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
Учащиеся узнают больше о родном крае. Благодаря экскурсиям они соприкасаются с элементами природы. Начинают оценивать свои действия по отношению к экологии своего района. Проведение конкурсов сочинений, рисунков, сообщений и рефератов мотивируют учащихся больше узнавать, красиво оформлять, используя современные средства информатизации. Самый главный результат – это воспитание любви к Родному краю – Московии.
Критерии и формы оценки качества знаний


  • тестирование;

  • конкурс;

  • контрольное занятие;

  • оценка работы в группе;

  • выставки.


Материальное обеспечение программы
Кабинет биологии, где представлены представитетели флоры и фауны Подмосковья. Кабинет географии, где представлены карты Подмосковья по тематикам. Телевизор, видеомагнитофон. Магнитофон. Пробирки для сбора воды, микроскоп. Природный материал – камни и полезные ископаемые. Канцтовары и др.
Методическое обеспечение программы
Кассета с документальными фильмами о природе. Книги, учебник Москвоведение. Кассета с голосами птиц. Альбом с картинами русских художников о природе. Иллюстрированный материал.

Календарное планирование

кружка Эколого–Краеведческого направления «Юный Краевед»

п/п

Тема

Количе

ство

часов

Плановые

Сроки

прохождения

Скорректирован

сроки

прохождения




Введение









1

Что такое экология?



05.09.-11.09




2

Правила поведения на экскурсиях



12.09.-18.09







1 Основы краеведения

13 ч







3

1.1 Родословие



19.09-25.09




4

1.2 Моя школа



26.09.-02.10




5

1.3 Земляки



03.10.-09.10




6

1.3 Земляки



10.10-16.10




7

1.4 Азбука краеведения



17.10-23.10




8

1.4 Азбука краеведения



24.10- 30.10




9

1.5 Культурное наследие



31.10-06.11




10

1.5 Культурное наследие



07.11-13.11




11

1.6 Природное наследие



14.11-20.11




12

1.6 Природное наследие



21.11-27.11




13

1.7 Районный краеведческий музей



28.11-04.12




14

1.8 Поделки из природного материала.



05.12-11.12




15

1.8 Поделки из природного материала.



12.12-18.12







2 Московия - наш край родной

17 ч







16

2.1 Рельеф



19.12-25.12




17

2.2Минеральные богатства



26.12-31.12




18

2.3 Погода бывает разная



11.01-15.01




19

2.4 Сезоны год Зима



16.01-22.01




20

2.4 Сезоны год Весна



23.01-29.01




21

2.4 Сезоны год Лето



30.01-05.02




22

2.4 Сезоны год Осень



06.02-12.02




23

2.5 Вода – красота природы



13.02-19.02




24

2.5 Вода – красота природы



20.02-26.02




25

2.6 Москва – порт пяти морей



27.02-04.03




26

2.7 Лесные богатства



05.03-11.03




27

2.7 Лесные богатства



12.03-18.03




28

2.8 Животный мир Подмосковья



19.03-25.03




29

2.8 Животный мир Подмосковья



02.04-08.04




30

2.9 Домашние животные



09.04-15.04




31

2.10 Ландшафты Подмосковья



16.04-22.04




32

2.10 Ландшафты Подмосковья



23.04-29.04




33

3 Экология Подмосковья



30.04-06.05




34

Резервное время



07.05-13.05




35

Резервное время



14.05-20.05




36

Резервное время



21.05-27.05






Литература
Программа для системы дополнительного образования

Кружок Эколого-Краеведческого направления.

Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г..

ЦДЮТ и К МО РФ, 2004
Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе.

Просвещение, 1974
Москвоведение. Наш край московский. Учебное пособие.

Алексеев А.И., Молева Н.М., НизовцевВ.А..

Экопрос, 1997

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

_______________________________

№1 от 30 августа 2011 года.


СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

__________________Е.В.Шарова

«______»_______________2011 года