Главная страница

Олимпиадные задания для 11 класса



Скачать 51.05 Kb.
НазваниеОлимпиадные задания для 11 класса
Дата26.02.2016
Размер51.05 Kb.
ТипДокументы

Олимпиадные задания для 11 класса

Задание А.Выберите один ответ их четырёх предложенных

1.Из приведенных пар не является примером гомологичных органов


а) колючки кактуса и усики гороха

б) колючки барбариса и усы земляники

в) ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука

г) корневища ландыша и клубни картофеля


2.Укажите среди черт строения плоских червей особенности организации, которые можно отнести к идиоадаптациям


а) двусторонняя симметрия тела

б) наличие крючьев и присосок

в) первичная полость тела

г) формирование трех зародышевых листков


3.У детей появляются новые признаки, не свойственные родителям потому что


а) все гаметы родителей разносортные

б) при оплодотворении гаметы сливаются случайно

в) у детей родительские гены сочетаются в новых комбинациях

г) одну половину генов ребенок получает от отца, а другую от матери


4.Конвергенция возникает в результате

а) приспособительных изменений в генотипе под непосредственным влиянием среды обитания

б) мутаций

в) отбора особей с полезными в данных условиях признаками из числа случайных направленных изменений

г) совокупности случайных явлений, которые сохранились благодаря соответствующим условиям существования

5.Гетерозисом является

а) перерождение гибридов во втором поколении

б) не кратное увеличение числа хромосом

в) не родственное скрещивание

г) изменение, выражающееся в ускорении роста, увеличении размеров, повышении жизнестойкости и плодовитости гибридов первого поколения

6.Полиплоидная клетка возникает вследствие


а) модификации

б) генной мутации

в) хромосомной мутации

г) нерасхождения хромосом


7.Структурная единица, ответственная за синтез определенной молекулы белка


а) триплет

б) ген

в) нуклеотид

г) АТФ


8.Морфология хромосомы определяется


а) ахроматиновым веретеном

б) толщиной матрикса

в) формой хромонемы

г) положением центромеры


9.Назовите ископаемое рода Номо, относящееся к палеоантропам


а) австралопитек

б) питекантроп

в) синатроп

г) неандерталец


10.Элементарным эволюционным явлением называют

а) мутации

б) ненаправленное изменение частот аллелей в генофонде популяции

в) естественный отбор

г) длительное необратимое направленное изменение генофонда популяции

Задание Б.Выберите правильные суждения

1.Первыми наземными растениями были риниофиты.

2.Эволюция всегда приводит к усложнению организации живых существ.

3.Освоение новых сред обитания организмами не всегда сопровождается повышением их уровня организации.

4.Все формы изменчивости являются одним из наиболее важных эволюционных факторов.

5.Чтобы достичь правой руки, кровь, несущая питательные вещества из кишечника должна пройти через сердце 2 раза.

6. Цитоплазматическая наследственность связана с митохондриями.

7. Комнатная муха может быстрее, чем человек, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, потому что имеет меньшие размеры.

8. Примером конвергентной эволюции является пара волк и сумчатый волк.

9. Гормон роста синтезируется на рибосомах шероховатой ЭПС

10. В F2 при полном доминировании полигибрид образует 2n фенотипических классов.

11. . Большинство мутаций являются рецессивными.

12.Ген гемофилии передается по наследству в основном по материнской линии, а болеют чаще сыновья.

13.Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, так как два спермия участвуют в оплодотворении двух яйцеклеток.

14. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

15.Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

Задание В.+

Выберите признаки, характерные для:

а – вирусов;

б – митохондрий;

в – хлоропластов.

Коды ответов:

1. Имеют собственные рибосомы. 2. Могут иметь РНК в качестве носителя наследственной информации. 3. Могут содержать РНК. 4. Всегда имеют двойную мембрану. 5. Всегда имеют липидную мембрану. 6. Для синтеза АТФ обязательно нужен кислород. 7. Могут использовать энергию света для синтеза АТФ.

Задание Г. Решите генетическую задачу.

Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой был голубоглазым, и имел цветовую слепоту, вышла замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какова вероятность рождения в этой семье мальчика с карими глазами и дальтоника; девочки голубоглазой с цветовой слепотой.
Задание Д.

Какие Вы знаете функции пигментов животных и растений?

Задание Е. Ответьте на вопрос

Какими путями, по мнению А.Н. Северцова, достигается биологический прогресс?

Задание Ж. Переведите на греческий язык:

1.Одиночный, простой

2.Уменьшение

3.Соединённые вместе

4.Зародыш+развитие

5.Жена, муж
Пояснения к выполнению заданий.

Учащиеся общеобразовательных учреждений базового уровня выполняют задания А, Б, В,Г, Е,

Учащиеся учреждений повышенного уровня обучения выполняют задания А, Б. В, Г, Д, Е, Ж

Ключи к проверке заданий.

Задание А.


1.б

2.б

3.в

4.а

5.г

6.г

7.б

8.г

9.г

10.г


Задание Б

Правильные ответы: 1,3,4,5,6,8,9,10,11,12

Задание В.

а – 2, 3; б – 1, 3, 4, 5, 6; в – 1, 3, 4, 5, 7.)

Задание Г

Вероятность рождения мальчика с карими глазами и дальтоника составляет 12,5%;, вероятность рождения

голубоглазой девочки с цветовой слепотой составляет 0%

Генотипы родителей: женщина-KkxDxd , мужчина - kkxDy

Предполагаемые генотипы детей, заданные условиями задачи –

Мальчик, кареглазый и дальтоник Kkxdy

Девочка, голубоглазая с цветовой слепотой-kkxdxd – такого генотипа нет

Задание Д.Возможные варианты ответов

1.Пигменты покровов определяют окраску животных, значение которой очевидно.

( покровительственная окраска, предостерегающая, маскировка и т.д.)

2.Хлорофилл и другие пигменты (каротиноиды) несут фотосинтетические функции.

3. Пигменты (антоцианы) в цветах и других частях растения могут играть роль для привлечения опылителей.

4.Некоторые пигменты (цитохромы) играют роль в дыхании растений и животных,

5.Принимают участие в зрительных процессах (родопсин).

Задание Е.

Это задание предполагает развёрнутый ответ о роли ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций в эволюционном процессе, в достижении биологического прогресса.

Задание Ж.

  1. Гаплоидный

  2. Митоз

  3. Зигота

  4. Эмбриогенез

  5. Гамета

Критерии оценки:

Выполнения работы в объёме 91-100% - I место

Выполнения работы в объёме 85-90% II место

Выполнения работы в объёме 75-84% - III место

Выполнения работы в объёме 70- 74% - лауреат.

Максимальное количество баллов следует отвести для оценивания заданий Г и Е.