Главная страница

«Опера «Джалиль» татарского композитора Назиба Жиганова»



Скачать 16.81 Kb.
Название«Опера «Джалиль» татарского композитора Назиба Жиганова»
Дата06.03.2016
Размер16.81 Kb.
ТипУрок

8 класс.

Тема раздела: «Музыкальный стиль – камертон эпохи».

Тема урока: «Опера «Джалиль» татарского композитора Назиба Жиганова».

Цель: обобщение представления учащихся о взаимосвязях музыки с литературой.

Опера «Джалиль» - самое значительное произведение Н.Жиганова. В центре оперы образ поэта – героя Муссы Джалиля, его героическая борьба и творчество в годы Великой отечественной войны. Композитор широко использовал в либретто оперы стихи, которые поэт написал в фашистских застенках, будучи приговорённым к смерти. Все арии Джалиля, народные хоры, песня татарской девушки Хаят написаны на стихи самого поэта.

По жанру опера представляет собой тип монологической оперы-поэмы, так как содержание построено как воспоминание поэта о важнейших событиях последних лет его жизни. Музыка оперы многогранно раскрывает образ поэта, его духовный мир, переживания, чувства.

Важное значение в музыкальной драматургии имеет система лейтмотивов. Широко льющаяся, распевная мелодия оркестрового вступления к опере представляет лейтмотив образа поэта-лирика. Эта тема претерпевает преображение, появляясь в последующих картинах, в симфоническом антракте «Бой» лейтмотив приобретает маршевые черты. Во вступлении к арии Джалиля «Прощай, Казань» сталкиваются тема войны (насыщенная диссонирующими интервалами) и тема Родины – мелодия народной песни «Зиляйлюк». Мелодия дуэта поэта с женой из 1-ой картины проходит через всю оперу как тема любви.

Среди друзей и соратников Поэта люди разных национальностей: русский полковник Журавлев, украинец Усенко, казах Сатпаев, бельгиец Андре. В песне казаха Сатпаев композитор воспроизводит характер казахских народных песен, в оркестровке имитируются звучания казахской домбры, сыбызгы. Для песни Андре композитор использовал подлинную французскую песенку, легкий и беззаботный характер которой контрастирует с драматическими и трагическими музыкальными номерами.

Талантливые постановки оперы «Джалиль» были восприняты общественностью и музыкальной критикой как крупный успех всей многонациональной оперы на путях воссоздания на оперной сцене образа героя-современника.

Список использованной литературы:

  1. Гиршман Я.. Назиб Жиганов. М.,1975.

  2. Касаткина Г.. Современная тема в оперном творчестве Жиганова. – В книге: Музыка и современность, вып.9, М., 1975.

  3. Марченко О.. Назиб Гаязович Жиганов. – В книге: Композиторы Советского Татарстана. Казань, 1957.

  4. Раимова С.. История татарской музыки. Казань, 1986