Главная страница

Особенности педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся



Скачать 73.77 Kb.
НазваниеОсобенности педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся
Дата03.03.2016
Размер73.77 Kb.
ТипАнализ


Особенности педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Учитель английского языка Петрова Наталья Викторовна

Новокузнецк, 2013г.

Оглавление

  1. Введение

  2. Педагогическое сопровождение как модель взаимодействия педагога и учащегося, понятие и этапы исследовательской деятельности.

  3. Определение благоприятных условий системы педагогического сопровождения, его особенности.

4. Заключение.

Введение.

В современных социально-экономических условиях образование понимается не как получение человеком готового знания, а как средство развития и самореализации личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели. Исследовательская деятельность реализует потребности человека в активности, в новых впечатлениях, в получении информации и выступает основой познания мира, других людей, самопознания, необходимых для личностного развития. От сформированности у человека исследовательской позиции во многом зависит возможность его адаптации в постоянно изменяющихся жизненных и профессиональных ситуациях, его профессиональная мобильность. Исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний, активизации познавательного интереса, развитию умений самостоятельно находить и анализировать информацию, контролировать и оценивать свои действия, формировать собственные суждения.

Анализ современной педагогической литературы и состояния образовательной практики позволил выявить противоречие между возможностью использования исследовательской деятельности как средства личностного развития учащихся разработанностью в традиционном обучении необходимых для этого содержательных и технологических аспектов. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как реализовать в образовательном учреждении систему педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся наиболее эффективно. Решение данной проблемы составило цель исследования. В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Особенности педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся».

Объект исследования — исследовательская деятельность учащихся.

Предмет исследования — педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть педагогическое сопровождение как модель взаимодействия педагога и учащегося, уточнить основные понятия, этапы исследовательской деятельности.

2. Определить особенность сопровождения исследовательской деятельности учащихся, а также педагогические условия, обеспечивающие успешную его реализацию.

2. Педагогическое сопровождение как модель взаимодействия педагога и учащегося, понятие исследовательской деятельности и ее признаки.

Анализ педагогической литературы показывает, что психолого-педагогическое сопровождение – это процесс сложный и многогранный, и научные деятели определяют его по-разному. Например, М.В.Ососова полагает, что это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения [4].

Э.Ф. Зеер психологическое сопровождение определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности учащихся [2].

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся определено как профессиональная деятельность преподавателя, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации обучающихся в процессе осуществления ими исследовательской деятельности [4]. Оно предполагает формирование совокупности условий и обеспечение готовности учащихся к взаимодействию с педагогом. Педагогическое сопровождение - это не только процесс, это еще и научно-методическая система, включающая в себя учебно-информационный, теоретический практический модули. К тому же это педагогический процесс, обеспечивающий комплекс условий, направленных па формирование образовательного пространства учащегося, формирование у учащегося готовности к самореализации, это некий баланс между непосредственной помощью педагога и способностью учащегося работать самостоятельно, это формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета. От того, как будет выстроено педагогическое сопровождение, зависит дальнейшее желание учащегося заниматься исследовательской деятельностью. Учитель должен выступать не столько в роли носителя новой информации, сколько умелым организатором самостоятельной систематической поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы [3]. Основными признаками учебного исследования являются: постановка познавательной проблемы и цели исследования; самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы; направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний; направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения. Проведение учебного исследования предполагает:

выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, взглядов на объект в избранной проблеме, их адекватное и грамотное формулирование;

развитие навыков анализа и принятия решения на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

  1. Определение благоприятных условий системы педагогического сопровождения, его особенности.

В ходе исследования научной литературы было найдено оптимальное для нас определение педагогических условий. Беликов В.А. рассматривает педагогические условия как совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [1]. Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в коллективе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы; вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности; формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.

Основными педагогическими условиями, способствующими реализации системы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся являются: организация познавательной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода и методов проблемного обучения на занятиях; применение личностно-ориентированных исследовательских заданий; введение специального курса по обучению учеников основам исследовательской деятельности; предоставление учащимся возможности осуществлять самостоятельные исследования и выстраивать индивидуальные траектории исследовательской деятельности; проведение диагностики сформированности личностных качеств и исследовательских умений обучающихся для оценки и управления процессом исследовательского обучения [1].

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся лицея, позволил определить педагогические условия этого процесса.

Педагогические условия:

1. Высокий уровень педагогического мастерства учителей-организаторов.

2. Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.

3. Спецкурсы по основам исследовательской деятельности.

4. Индивидуальные и групповые консультации по предметам.

Индивидуальное педагогическое сопровождение учеников, занимающихся исследовательской деятельностью, предполагает предоставление учащемуся возможности построения индивидуальной траектории, учета его личных качеств и возможностей. Необходимо заметить, что более целесообразно работать не индивидуально с каждым ребенком, а организовать группу детей, так как в этом случае мы наблюдаем положительные моменты, такие как: получение удовлетворения от хода исследования, а не от результата, экономия времени и сил преподавателя и учащихся, мотивация учащимися друг друга при работе в команде, формирование личностных качеств (умение договориться, грамотно отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать позицию другого человека). В случае групповой работы суть сводится именно к исследованию, а не реферативной деятельности.

Заключение.

В ходе работы были найдены и осмыслены необходимые определения (учебно-исследовательская деятельность, педагогическое сопровождение, педагогические условия), были рассмотрены этапы учебно-исследовательской деятельности, а также педагогические условия, которые необходимо создавать для успешной реализации данной деятельности. Педагогическое сопровождение – процесс очень сложный, и лишь при соблюдении всех условий, учебно-исследовательская деятельность учащихся состоится и успешно реализуется.

На сегодняшний день процесс организации научно-исследовательской деятельности в школе встречается с рядом проблем. Грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности школьников будет способствовать саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, формированию навыков их самореализации. Построение образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся позволит не только формировать у обучающихся умения самостоятельного поиска новых знаний, но и способствует развитию их личностных качеств.

Литература:

  1. Беликов В.А. Проблемы образования и развития личности учащихся. Магнитогорск: МаГУ. 2001. - С. 69-73.

  2. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее образование. Екатеринбург: Издательство РГППУ. 2006. — 170 с.

  3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. 2001. № 1.

  4. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. 2010 г. № 1.– С. 74 – 78.