Главная страница

Отечественная война 1812 года



Скачать 47.11 Kb.
НазваниеОтечественная война 1812 года
Дата28.08.2016
Размер47.11 Kb.
ТипУрок

Урок по теме Отечественная война 1812 года

Задачи урока:

сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества, акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.

Тип урока: комбинированный с элементами игры Оборудование: карта «Отечественная война 1812 г.», карта-схема «Бородинское сражение», портретная галерея полководцев 1812 года, картина А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях»

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1.Причины и характер войны. Соотношение сил. 2.Начальный период войны. 3.Бородинское сражение. 4.Оставление Москвы. Тарутинский маневр. 5.Малая война .6.Изгнание Наполеона. 7.Итоги и значение войны 1812 г. Ход урока

Добрый день, ребята! Наш урок сегодня посвящен событиям начала XIX века, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн. В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

«Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог?» – размышляет А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Выяснить причины победы россиян в войне 1812 года мы должны будем на сегодняшнем уроке. Вопросы учащимся: - какую цель преследовал Наполеон? -А Александр? Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну. На уроке дается краткая сравнительная характеристика русской и французской армии. Работа с учебником стр.24: -Подумайте что отличало наполеоновских солдат от русских? Самостоятельная работа с картой: учащиеся показывают стратегическое расположение русской армии и характеризуют начальный этап войны. Обращаем внимание школьников на характер войны со стороны России - освободительная, Отечественная война. Это оказало сильнейшее влияние на моральный дух армии. Работа с портретной галереей полководцев. Учащиеся делают заранее подготовленные краткие сообщения, включающие яркие страницы военных биографий. Проблемное задание: В начальный период войны русская армия отступала. Почему? Кутузов решается на генеральное сражение при Бородино. Чем вызвано такое решение? В ходе работы учащиеся уясняют стратегическую значимость Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. и окончательном разгроме наполеоновской армии. - Рассмотрите карту-схему «Бородинское сражение», объясните выбор данной позиции Кутузовым? Выясните, как была укреплена позиция? Чем она была выгодна? Почему левый фланг Кутузов назвал слабым местом позиции? Заслушивается сообщение уч-ся о сражении при Бородино. « Из 50 данных мною сражений,- говорил Наполеон, это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов». Историки спорят: кто победил в этой «битве гигантов»? Для ответа на этот вопрос учащимся следует вновь обратиться к целям сторон. Очевидно, что главных целей не добился никто. Это, однако, ничуть не принижает проявленных русскими солдатами доблести и мужества. Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября в деревне Фили в избе крестьянина А. Фролова состоялся Военный совет русского командования. Показать уч-ся картину художника А.Д. Кившенко. Заранее подготовленный уч-ся называет поименно изображенных на картине членов Военного совета, указывая их воинские звания. Создаем игровую ситуацию «Военный совет в Филях». Каждый «член Военного совета» участвует в обсуждении хода сражения, прежде называя свою фамилию и звание. В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревни Фили решил пожертвовать Москвою, чтобы спасти армию» Вопросы для обсуждения 1.Какая из изложенных позиций представляется вам более аргументированной? Какую отстаивали бы вы? 2.Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на ваш взгляд, принимал во внимание М.И. Кутузов, считая, что, несмотря на отступление, и Москва, и вся Россия могут быть спасены? Завершая обсуждение поставленных вопросов, акцентирую внимание учащихся на трудности выбора. Проблема выбора в жизни касается всегда не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и лишь затем принимать решение. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение. На следующий день русские войска оставили Москву. «Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную» (М.И. Кутузов). Предлагаю классу вспомнить известные строки, написанные А.С. Пушкиным: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был пуст. В различных частях города вспыхнули пожары, а через три недели в городе начался страшный голод. На посланных за продовольствием французских солдат нападали крестьяне окрестных деревень. Армия, по существу не ведя военных действий, таяла. Находясь в Москве, Наполеон предпринял три попытки вступить в мирные переговоры с Александром I. Эти попытки высмеивал известный баснописец И.А. Крылов в басне «Волк на псарне», которую в русской армии все читали наизусть. Ответ ловчего Волку приводил всех в восторг: …Ты сер, а я. Приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой. Гибельной для захватчиков оказалась «малая война». Слушается сообщение уч-ся «Малая война». На рассвете 8 октября 1812 года наполеоновская армия начинает отступление из Москвы. И в результате Наполеон покинул Москву. Приняв рапорт об уходе французов из Москвы, Кутузов произнес: «С сей минуты Россия спасена!» Вопрос классу: что означали слова Кутузова? Началось изгнание наполеоновской армии из России. Сражение при переправе через Березину довершило разгром наполеоновской армии. Итак, мы должны были выяснить причины победы россиян в войне 1812 года. Делаются выводы. Следует обратить внимание уч-ся на то, что участники событий 1812 г. – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 года не должна и не может быть предана забвению.

Домашнее задание: п.4 и разноуровневые вопросы и задания: 1. «Гроза двенадцатого года Настала - кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?»- размышляет А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Выскажите свое мнение о причинах победы русского народа в 1812г. Какие из перечисленных вами факторов не раз «выручали» русский народ в борьбе с внешними захватчиками? 2. Представьте себе, что вы должны провести экскурсию по местам, связанным с событиями Отечественной войны 1812 г.Составьте наиболее полный маршрут. 3. Подготовьте сообщение на тему: «Отечественная война 1812 г. в литературе и искусстве XIX века»