Главная страница

Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа



Скачать 411.18 Kb.
НазваниеПодчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа
страница1/2
Дата06.03.2016
Размер411.18 Kb.
ТипДокументы
  1   2

ПРИМЕР 1

Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ax, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...(В.Катаев)

Понятно, что правильно выполненное упражнение должно выглядеть примерно так:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела:съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя,что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

Возможны другие варианты заданий к упражнениям этого типа.

1. Выпишите только самое главное, чтобы получился связный текст (можно сначала подчеркнуть необходимое). Тогда будем надеяться, что получим примерно такой ответ:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

Женя ей все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

2. Оцените, правильно ли ученик выполнил предыдущее задание.

Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

Дети должны увидеть и ненужную в сжатом пересказе подробность (Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается), и пропущенное звено (не сказано о появлении старушки).

В повествовательных текстах нередко встречается прямая речь. Ее не стоит сохранять даже в подробном изложении, поскольку ученику вряд ли удастся передать высказывание героя дословно, а только в этом случае использование прямой речи оправдано. Тем более неуместна прямая речь при пересказе сжатом. Значит, мы должны научить детей разными способами сообщать о содержании речи. В рассмотренном выше упражнении слова Жени и старушки не несут особенно важной информации, о них можно не упоминать в сжатом изложении, но можно передать их содержание с помощью глаголов (Женя рассердилась на собаку; выругала собаку и т.п.) или косвенной речи (Старушка спросила Женю, почему она плачет, что с ней стряслось, что случилось и т.п.).

Отработке этого умения тоже нужно посвятить некоторое время на уроках. Это уместно делать при изучении прямой речи в пятом классе, а также в тех случаях, когда прямая речь встречается в тексте упражнений.

Например, можно предложить дополнительное задание к упр. 241 учебника для 5-го класса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.: передайте содержание прямой речи с помощью сказуемых и дополнений. Тогда получатся такие предложения: Мы попросили лесника: “Проводи нас, дедушка”.  – Мы попросили лесника нас проводить. “Ешьте, ребята, яблоки”, – предложил нам лесник. – Лесник угостил нас яблокамиЛесник предложил нам поесть яблок.

АНАЛИЗ И ОБРАБОТКА ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ

Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу. С текстами-рассуждениями школьники знакомятся уже в пятом классе, но по программе на такую работу отводится всего несколько часов во втором полугодии. Важно начать тренироваться как можно раньше и включать тексты подобного типа в уроки на протяжении всего учебного года. Для этого можно использовать любое упражнение на изучаемое по программе правило, добавив к нему вопросы и задания, которые помогают проверить, насколько точно ученики поняли основную мысль, сформулированную автором, логику ее развития, значение слов и выражений. При этом стоит на практике начать обучение сжатию текстов.

Удобными оказываются отрывки из научно-популярных книг. Упражнения, напечатанные на отдельных листках, ученики вклеивают в тетради. Работа по тексту проходит в классе, результаты коллективно обсуждаются и записываются на доске и в тетрадях.

Могут быть даны такие тексты и такие задания к ним.

ПРИМЕР 2

В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль. Остальное заключите в скобки.

Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М.Гаспаров)

Части, не заключенные в скобки, соедините в одно предложение. Выпишите из толкового словаря значение слов громоздкий и бесполезный, перескажите получившееся предложение, не используя этих прилагательных.

Прочитаем текст вслух, подчеркнем в каждом предложении такие слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис), а те части, которые содержат разъяснение основной мысли, заключим в скобки. Обычно пятиклассники быстро справляются с этой работой, и правильный ответ в их тетрадях выглядит так:

[Чтобы спартанцы не копили богатств], в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: [для небольшой покупки их надо везти целый воз].

Железные деньги бесполезны: [их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать].

Запишем тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с помощью союзов потому чтоили так как (два последних утверждения объясняют причину того, о чем сказано в первом: почему спартанцы выбрали в качестве денег именно железные прутья). Заменим повторяющееся словосочетание железные деньги местоимением они, устраним повтор синтаксической конструкции, употребив однородные сказуемые: В Спарте деньгами служили железные прутья, потому что они громоздки и бесполезны.

Чтобы точно передать смысл получившегося предложения своими словами, пятиклассникам нужно понимать, что значат в данном контексте прилагательные громоздкий и бесполезный. Проясним значение этих слов по словарю: громоздкий – тяжелый, массивный, занимающий много места; бесполезный – не приносящий пользы, напрасный (словарь Ожегова). Очевидно, что о железных прутьях можно сказать, что они тяжелые и занимают много места, но то, что они не приносят пользы или напрасные, сказать в данном случае нельзя, поэтому для словабесполезный в нашем пересказе надо найти более точное выражение, например – ни на что не годный. Хорошо, если при пересказе ученики смогут заменить синонимами и другие слова, тогда, возможно, получится такое предложение: Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и ни на что не годятся. Или:Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и их нельзя перековать. Предложение в нашем изложении стало длиннее, зато понятнее.

ПРИМЕР 3

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”. Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант)

Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.

Прежде всего по словарю выясним значение слов пряности и эквивалент, потом продолжим работу.

В этом тексте можно выделить два тезиса. Подчеркнем их и отметим, какие предложения разъясняют каждый тезис. Текст разделится на две части – два абзаца.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”.

Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

Перескажем только поясняющие части каждого абзаца. Для первого возможен такой ответ:Царица Савская подарила Соломону пряности вместе с золотом и драгоценными камнями.

В двух поясняющих предложениях второго абзаца речь идет об одном и том же – в некоторых ситуациях перец служил денежным эквивалентом. Заменим не совсем ясное для пятиклассников выражение денежный эквивалент на более понятное – заменял деньги, служил заменой деньгам, использовался вместо денег – и соединим два последних предложения в одно. При этом из одинаковых по смыслу выражений – иногда и известны случаи – выберем короткое иногда. Произведем и другие сокращения. Опустим ненужную в пересказе частность и на Востоке и на Западе. Обсудим возможные варианты и запишем в тетрадь один из них:Иногда перец использовался вместо денег, например, при уплате налогов; Иногда вместо денег налоги платили перцем; Иногда перец заменял деньги: им платили налоги.

ПРИМЕР 4

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. О скольких разных явлениях идет речь в данном тексте? Найдите в тексте такие слова, которые не описывают эти явления, а точно их называют. Перескажите текст одним предложением.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его.Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега). (По В.Левитину)

Выделим в тексте тезисы, которые передают основное содержание.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега).

Речь идет о нескольких явлениях, происходящих на Земле из-за Луны. Найдем те слова, которые описывают эти явления (превратить ясный день в настоящую ночь; оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его; вызывает движение воды в земных океанах и морях; море наступает на берег; море отступает от берега), и те, которые называют их точно(солнечное затмениеприливы, отливы). Передадим основное содержание текста, используя только термины. Возможно, получится такое предложение: Из-за Луны на Земле происходят солнечные затмения, приливы и отливы.

ПРИМЕР 5

Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев.

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик... Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, вамфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело. (По М.Гаспарову)

Выберите тезис, который соединяет первый и второй абзац:

• Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко.

• Это все – сосуды для пищи и питья, а для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы.

• Но это не так: перед нами – бытовая утварь.

• Жерло вулкана называется “кратер” за сходство с широким раструбом именно этого сосуда.

Перескажите текст, сохранив только тезисы и опустив все примеры.

В каждом абзаце выделим тезисы.

В первом абзаце подчеркнем три мысли: В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местахПод ними написаны красивые и непонятные слова:амфора, кратер, лекиф, килик... Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Найдем среди них главную. Для этого прочитаем вторую часть текста и обсудим, что в ней говорится. Речь идет только о том, как использовались вазы; ни о музеях, ни о значении греческих слов ничего не рассказывается. Значит, в первой части основная мысль заключена в последнем предложении: Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Подчеркнем тезисы во втором абзаце.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, вамфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

Сформулируем и запишем главную мысль: Лишь немногие греческие вазы были украшением, большинство же служило человеку в хозяйстве.

Проясним, как связаны между собой два тезиса (второй продолжает, дополняет, уточняет, подтверждает, опровергает первый?) и выберем из предложенного списка подходящее по смыслу предложение – оно соединит первый и второй абзацы: Но это не так: перед нами – бытовая утварь.

Передадим основное содержание текста своими словами. Может быть, это удастся сделать в одном предложении: Нам кажется, что греческие вазы изготавливались только для украшения помещений, но это не так: большинство из них служило человеку в хозяйстве.

ПРИМЕР 6

Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок предложений: не забудьте новую мысль написать с красной строки.

1. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

2. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года.

3. Небо редко бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

4. Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется.

5. Кирпичные дома всегда красно-коричневые или желто-коричневые.

6. Осенью многое в природе меняет окраску.

7. Пo серым мостовым едут бело-зеленые автобусы.

8. Кленовые листья краснеют.

Будем надеяться, что дети поймут: во всех предложениях говорится об окраске, но в шести из них – о цветах отдельных предметов; и только два предложения содержат формулировки общих мыслей – 4-е и 6-е. Это и есть тезисы. Остальные примеры подтверждают эти мысли. Их надо правильно сгруппировать, и текст получится такой:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми. Небо реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зеленые автобусы.

Этим текстом можно было бы удовлетвориться. Но нет предела совершенству. Вероятно, кто-нибудь почувствует, что второй тезис противопоставлен первому, поэтому правильнее начать второй абзац с союза а. А какой-нибудь сильный ученик может заметить, что небо с его изменившейся окраской видно и над городом тоже. Тогда придется попытаться выразить и эту более сложную мысль. Например, так:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

А если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зеленые автобусы. И только небо – одно и то же и над лесом, и над городом – осенью реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

Вернемся к добавленному в последнем варианте союзу а и назовем еще одно умение, которое понадобится ученикам, пересказывающим рассуждение. Это обозначение логических связей с помощью специальных слов: союзов, частиц и т.п.

Предложим хотя бы несколько упражнений или дополнительных заданий к упражнениям, чтобы ученики поняли, что, анализируя или пересказывая текст, нужно думать и об этом.

Задания могут быть такими:

ПРИМЕР 7

Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым (будем использовать слова “противопоставление”, “подобие”, “причина”, “следствие”), и добавьте подходящее слово: но, однако, тоже, потому что, поэтому.

1. Малыш очень любил слушать сказки. Он радовался, когда у старшего брата или мамы вечером находилась свободная минутка, подбегал к ним с книжкой в руках и смотрел умоляюще.

2. Малыш очень любил слушать сказки. Бабушка слишком редко усаживалась в кресло рядом с его кроваткой и, улыбнувшись, произносила: “Жили-были...”.

3. Малыш очень любил слушать сказки. Читать он еще не умел.

4. Малыш очень любил слушать сказки. Истории про путешественников и пиратов он любил слушать.

Если ученики затрудняются с немедленным ответом, можно предложить им примерить для связи разные слова. Тогда станет ясно, что первую пару предложений естественно соединить словомпоэтому (в первом предложении причина, во втором – следствие), вторую – союзом но илиоднако (здесь противопоставление), четвертая пара соединяется союзом тоже (...истории про путешественников и пиратов он тоже любил слушать). Не так очевидна смысловая связь в третьей паре. Точнее, здесь можно представить себе разные виды связи. Если вставить союзпотому что, смысл будет такой: неумение читать – причина любви к слушанью сказок; если бы умел, читал бы сам. Но допустим также союз но.

О том, как можно продолжить эту работу в 7–9-х классах, поговорим в следующей лекции.

7-9 классы
Упражнение 1

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

 

(По Н.Гранту)

Задания:

    Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.
    Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.
    Запишите логическую схему текста  и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2.)
    Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

Упражнение 2

В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побережья. На Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа – золотой песок. История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.

Задания:

    Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте текст на абзацы.
    Вставьте в текст слова, которые

1) соединят примеры с тезисами,

2) точнее выразят содержание тезисов и примеров.

Список слов: например, а, именно, ведь, особенно, поэтому, по свидетельству древних историков. Составьте логическую схему текста.

Упражнение 3

Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на карту морей, омывающих Южную Америку. Однако прославилась она не этим, а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина. Идея принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.

На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были распространены птицы с мощными короткими клювами, которыми удобно раскалывать твердую скорлупу орехов или раковины, шелушить семена. Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми можно проникать в небольшие отверстия. У вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостренными.

(По Н.Гранту)

Задания:

    Прочитайте текст. В нем пропущены важные логические звенья. Сначала попытайтесь самостоятельно восстановить их, а потом проверьте себя, выполнив задание после текста.
    Найдите в тексте место для следующих утверждений:

1. Во время плавания он собрал важные доказательства теории возникновения новых видов.

2. Все растения и животные произошли от более ранних видов, которые изменялись, приспосабливаясь к среде обитания.

3. Дарвин заметил, что на каждом острове птицы, приспосабливаясь к среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали отличаться друг от друга не только размерами, повадками, но и формой клюва.

Упражнение 4

1. Этот обычай родился много столетий назад.

2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.

5. Каждый встречный мог оказаться врагом.

6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.

7. Открытая ладонь правой руки означала: «_________________________________________________________».

8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

Задания:

    Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения.
    Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

Упражнение 5

(А) Тезисы:

1. Земля – гигантский магнит.

2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг.

3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы.

4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути.

5. В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас стал известен и европейцам.

6. Он круто изменил жизнь Европы.

7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором.

(Б) Примеры и переходы:

1. «Этот инструмент напоминает ложку, и когда его кладут на тарелку на земле, его ручка указывает на юг», – читаем в тексте, написанном в Китае в I веке н.э.

2. На магнитную стрелку влияли находившиеся рядом с ней железные предметы, например корабельные пушки, поэтому суда часто сбивались с намеченного курса.

3. Недалеко от географических – Северного и Южного – полюсов расположены два магнитных.

4. Теперь корабли, которые до этого двигались вдоль береговой линии, могли безбоязненно выходить в открытое море, совершать далекие путешествия.

5. На этом основан принцип действия магнитного компаса, изобретенного в Древнем Китае еще в III веке до н.э.

Задание:

    Дополните текст (А) примерами и переходами (Б).

Пояснения к упражнению:

Предложения распределены по двум группам – тезисы (А) и примеры и переходы (Б). Часть (А) напечатана на карточках, предложения из части (Б) учитель читает вслух: ученики во время чтения цифрами указывают место для примера или перехода.

Верно выполненное упражнение выглядит так: рядом с тезисами части (А) указаны  порядковые номера примеров и переходов части (Б).

1. Земля – гигантский магнит. – 3.

2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг. – 5.

3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы. – 1.

4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути.

5. В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас стал известен и европейцам.

6. Он круто изменил жизнь Европы. – 4.

7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором. – 2.

Упражнение 6

(А) Английская пословица гласит: торговля следует за флагом. Вслед за первооткрывателями земли на нее ступают купцы. Флаг следует за торговлей. Поиски торговых путей привели к тому, что в XV–XVI вв. европейцы открыли все существующие океаны и материки.

Задание:

    Вставьте пропущенные слова, чтобы прояснить логику развития мысли: именно; другими словами; но правильнее было бы сказать, что. Подчеркните тезисы, нужные для разъяснения более общих утверждений.

(Б) Колумб не ставил целью открыть новый материк – он хотел добраться до Китая и Японии и умер с уверенностью, что это ему удалось.

Магеллан не собирался в кругосветное путешествие – его задачей было проложить новый торговый путь к островам Пряностей (Молуккским).

Экспедиции великих мореплавателей – Колумба и Магеллана –  состоялись только потому, что

___________________________________________________________ .

Задания:

    Прочитайте два утверждения и допишите третье так, чтобы оно обобщило их смысл.
    Соедините тексты (А) и (Б) в один по такой схеме:

первый абзац: Считается, что Тезис 1. – Но это не так: Тезис 2;

второй абзац: Тезис 3 + два примера. Запишите краткий пересказ получившегося текста.

Упражнения на восстановление логических связей в тексте

В 7–9-м классах, продолжая подготовку к сжатому изложению,

предложим ученикам упражнения для анализа логических связей

внутри текста.

Еще раз подчеркнем: умение видеть логику рассуждения и обо-

значать логический переход от одной мысли к другой необходимо,

так как при пересказе помогает правильно, не исказив авторского

замысла, передать содержание текста.

Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых,

перед тем как написать сжатое изложение текста, сначала надо:

• восстановить смысловую связь между предложениями или аб-

зацами;

• правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;

• исправить нарушенную логику;

• подобрать вступление или заключение.

Подобные задания каждый учитель может составить сам, исходя из

задач конкретного урока. Лучше всего начать с небольших и простых

упражнений, потом перейти к более сложным, а работу с текстами,

которые распечатаны на отдельных карточках, постепенно заменить

работой на слух.

Известно, что характер логической связи между отдельными

элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова

и эквивалентные им синтаксические конструкции. Предложим

ученикам такой текст, в котором они отсутствуют.

Упражнение 1

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой

денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни –

искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность

и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно

вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него

можно было выменять любую вещь. (По Н.Гранту)
Содержание высказывания в общих чертах понятно, но смысл его

можно сделать более ясным, если подчеркнуть, что:

1) первое и второе предложения, а также два последних связаны

между собой причинно-следственными отношениями:

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой

денег, потому что они обменивали одни товары на другие.

Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать зо-

лото, так как на него можно было выменять любую вещь;

2) третье предложение иллюстрирует предыдущий тезис:

Когда-то купцы… обменивали одни товары на другие. Например, жи-

тели пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую

местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину;

3) первый и второй тезисы противопоставлены друг другу:

Когда-то … Но постепенно.

Прояснить логическую структуру текста помогают специальные

слова – сочинительный (но) и подчинительные союзы (потому что,

так как) и вводное слово например, – которые в исходном варианте

упражнения отсутствовали.

Предложим ученикам такое задание:

1. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с

помощью союзов потому что, так как.

2. Найдите предложение, которое является иллюстрацией

предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.

3. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз,

который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то

есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2.)

4. Кратко передайте содержание текста, по возможности со-

хранив в пересказе «логические» слова.

Допустим такой вариант сжатого изложения:

Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например,

металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар

стало возможным обменять на золото.

Это же упражнение можно использовать и для работы на слух.

Ученики, разделив страницу пополам, во время чтения текста в одну

колонку кратко запишут тезисы, а в другую – примеры и доказатель-

ства, а потом графически – с помощью стрелок или скобок – покажут,

как связаны между собой тезисы: какие из них можно объединить,

какие – противопоставить, какой тезис проиллюстрирован. В полу-

чившейся схеме стоит указать слова, которые помогают выразить эти

отношения. После обсуждения результатов ученики пишут сжатое

изложение.

Упражнение 2

Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте

текст на абзацы.

В античную эпоху процветание государства во многом зависело

от того, есть ли на его территории месторождения полезных ис-

копаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко

становились причиной, по которой целые народы переселялись на

новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре,

олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побе-

режья. На Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо,

в реках Кавказа – золотой песок. История походов древних греков за

полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании

о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки

называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в

кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока,

и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы дра-

гоценного металла.

Вставьте в текст слова, которые:

1) соединят примеры с тезисами;

2) точнее выразят содержание тезисов и примеров.

Список слов: например, а, именно, ведь, особенно, поэтому, по свиде-

тельству древних историков. Составьте логическую схему текста.

Это упражнение аналогично предыдущему: в нем пропущены

слова, которые делают содержание текста более понятным. Так, слова

например и по свидетельству древних историков соединяют примеры-

иллюстрации с тезисами, вводят пример-разъяснение; частица ведь

и наречие поэтому выражают причинно-следственные отношения;

союз а, частицы именно, особенно подчеркивают в предложениях

важные смысловые части.

В тексте два абзаца, так как основных мыслей – две:

1) из-за полезных ископаемых народы переселяются на новые

территории;

2) в древних мифах отразились истории походов за полезными

ископаемыми.

Каждый тезис иллюстрируется примером:

1) в поисках месторождений металлов греки заселяли побережье

Черного моря;

2) миф о золотом руне.

Каждый пример разъясняется:

1) в Крыму есть железо, а на Кавказе – золото;

2) золото в кавказских реках добывали с помощью бараньих шкур.

Правильно выполненное упражнение выглядит так:

В античную эпоху процветание государства во многом зависело от

того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых,

особенно металлов. Именно богатые запасы «металлических» руд не-

редко становились причиной, по которой целые народы переселялись

на новые земли. Древние греки, например, испытывали нужду в зо-

лоте, серебре, олове, меди, железе. Поэтому они начали колонизацию

черноморского побережья. Ведь на Керченском полуострове в Крыму

можно добывать железо, а в реках Кавказа – золотой песок.

История походов древних греков за полезными ископаемыми

нашла отражение в мифах, например, в повествовании о плавании

аргонавтов за золотым руном. По свидетельству древних истори-

ков, «золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью

которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по

дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла

вода, оседали частицы драгоценного металла.

Логическая схема текста может быть записана таким образом:

Тезис 1 – Пример 1 – Разъяснение Примера 1 – Тезис 2 – Пример 2 – Разъяснение Примера 2. После обсуждения работы ученики с опорой

на схему пишут сжатое изложение.

Полезными для тренировки умения видеть логическую струк-

туру текста являются упражнения, в которых нужно восстановить

пропущенные элементы рассуждения – тезисы или доказательства,

логические переходы между абзацами.

Упражнение 3

Прочитайте текст. В нем пропущены важные логические звенья.

Сначала попытайтесь самостоятельно восстановить их, а потом

проверьте себя, выполнив задание после текста.

Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было

изучение и нанесение на карту морей, омывающих Южную Америку.

Однако прославилась она не этим, а открытиями судового натурали-

ста Чарльза Дарвина. Идея принадлежала не Дарвину, но именно он

объяснил механизм эволюции.

На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки.

Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были

распространены птицы с мощными короткими клювами, которыми

удобно раскалывать твердую скорлупу орехов или раковины, шелу-

шить семена. Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками,

муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с

крепкими, но более тонкими клювами, которыми можно проникать в

небольшие отверстия. У вьюрков, питающихся сочной мякотью как-

тусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были

самыми узкими и заостренными. (По Н.Гранту)

Найдите в тексте место для следующих утверждений:

1. Во время плавания он собрал важные доказательства теории

возникновения новых видов.

2. Все растения и животные произошли от более ранних видов,

которые изменялись, приспосабливаясь к среде обитания.

3. Дарвин заметил, что на каждом острове птицы, приспосабливаясь к

среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали отличаться

друг от друга не только размерами, повадками, но и формой клюва. Если ученики правильно поняли содержание, то у них получится

такой текст:

Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было

изучение и нанесение на карту морей, омывающих Южную Америку.

Однако прославилась она не этим, а открытиями судового натуралиста

Чарльза Дарвина. Во время плавания он собрал важные доказа-

тельства теории возникновения новых видов. Идея о том, что все

растения и животные произошли от более ранних видов, которые

изменялись, приспосабливаясь к среде обитания, принадлежала

не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.

На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки.

Дарвин заметил, что на каждом острове птицы, приспосабливаясь

к среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали

отличаться друг от друга не только размерами, повадками, но

и формой клюва. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи

или моллюски, были распространены птицы с мощными короткими

клювами, которыми удобно раскалывать твердую скорлупу орехов

или раковины, шелушить семена. Там же, где эти птицы кормились

жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры,

утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми

можно проникать в небольшие отверстия. У вьюрков, питающихся

сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным не-

ктаром, клювы были самыми узкими и заостренными.

Перед тем как написать по этому тексту изложение, стоит обсудить

с классом, какие фрагменты нужно исключить из краткого пересказа.

Понятно, что ими будут предложения, в которых говорится об офи-

циальной цели экспедиции, разъясняется понятие «эволюция», точно

указывается, что употребляют в пищу вьюрки разных видов. Это

слишком подробная для сжатого изложения информация. Возможен

такой вариант пересказа:

Во время плавания на корабле «Бигль» вдоль берегов Южной Аме-

рики Дарвин собрал доказательства, которые помогли ему объяснить

механизм эволюции. Он заметил, что на Галапагосских островах

вьюрки, живущие в разных условиях, различаются формой клюва. Это

связано с тем, чем они питаются. Если вьюрки едят пищу с твердой оболочкой, то клювы у них короткие и мощные. Если пищей служат

насекомые, то клювы более тонкие. Если птицы питаются мякотью

плодов и растений, то клювы у них узкие и длинные.

Эффективными оказываются упражнения, в которых нужно вос-

становить правильный порядок предложений в тексте. Можно

начать с простого.

Упражнение 4

Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыс-

лом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся

предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие

мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную

  1   2