Главная страница

«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»



Скачать 41.15 Kb.
Название«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»
Дата30.08.2016
Размер41.15 Kb.
ТипУрок

Урок музыки в 3 «А» классе

Тема: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере произведений С.С.Прокофьева.
Задачи:

  • Образовательная - применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушивания музыки С.С. Прокофьева «Болтунья»; объяснить смысл и значение музыкальной интонации на примере музыки Прокофьева «Золушка».

  • Воспитательная - воспитывать интерес к музыке С.Прокофьева, Д.Б.Кабалевского, внимание при звучании музыки, желание исполнять и слушать музыку.

  • Развивающая - развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение, умение передавать характер музыки голосом, мимикой, жестами.

Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр

Ход урока:

Вход: под песню «Кто дежурные?» Д.Б.Кабалевского.

Музыкальное приветствие:

Учитель поет: Здравствуйте ребята!

Дети поют: Здравствуйте, здравствуйте наш учитель музыки. Начинается урок (лад до мажор).

Учитель: Ребята, с какой интонацией мы поприветствовали друг друга?

Ответы детей: С утвердительной, уверенной, бодрой.

Учитель: Правильно, и тема нашего сегодняшнего урока называется «В каждой интонации спрятан человек». А с какой интонацией еще можно говорить? (ответы детей). Послушайте, как я говорю слово «да!».

Ответы детей: Это восклицательная интонация.

Учитель: «Да?»

Ответы детей: Вопросительная.

Учитель: «Да...».

Ответы детей: Неуверенная интонация.

Учитель: А сейчас послушайте песню и скажите, какие средства музыкальной выразительности вы услышали. Дайте название этой песни.

Слушание песни «Кто дежурные?».

Ответы детей: Песня звучит бодро, лад мажорный, темп умеренный.

Учитель: Какие интонации вы услышали?

Ответы детей: Сначала вопросительные, а потом восклицательные.

Учитель: Сколько частей в песне?

Ответы детей: Она состоит из двух частей – из припева и запева.

Класс делится на две группы, песня разучивается в форме диалог (слайд №1).

Учитель: А теперь посмотрите на портрет. Кто на нем изображен?(слайд №2)

Учитель: Правильно, это детская поэтесса Агния Барто.

Послушайте стихотворение и дайте ему название:

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок»

«…»

(варианты ответов детей)

Учитель: Молодцы ребята, настоящее название стихотворения «Болтунья».

А теперь послушайте, как композитор С.С.Прокофьев изобразил девочку Лиду. Это будет музыкальный потрет или художественный?

Ответы детей: Музыкальный.

Слушание песни.

Учитель:Какими средствами музыкальное выразительности композитор изобразил потрет девочки?

Ответы детей:Скачкообразная мелодия, быстрый темп, мажорный лад, повторяющаяся мелодия.

Учитель:Откройте учебник на странице 27 и посмотрите слова. Споем начало песни.

Исполнение «Болтуньи».

Физкультминутка.Пальчиковая гимнастика «Ворона»

На фонарь ворона села,

Присели.

Посидела, посмотрела.

Поворачивают голову влево — вправо.

«Кар! — она сказала громко.

Нахмуривают брови, грозят указательным пальчиком правой руки.

Не капризничает Ромка?»

Грозят указательным пальчиком левой руки.

Учитель: А сейчас мы с вами исполним попевку Д.Б.Кабалевского «Игра в гостей».

Класс делится на две части – гости и хозяева.

Учитель: Ребята, с какой интонацией будут петь попевку хозяева?

Ответы детей: Бодрая, веселая, вежливая, вопросительная.

Учитель: А какая интонация у гостей?

Ответы детей: Робкая, неуверенная.

Исполнение попевки (слайд №3).

Учитель: А сейчас посмотрите и скажите, кто здесь изображен? (слайд №4)

Ответы детей: Это сказка «Золушка».

Учитель: Назовите остальных героев сказки.

Ответы детей: Принц, сестры, злая мачеха.

Учитель: Послушайте музыку С.С.Прокофьева «Золушка» и определите, чей портрет изобразил композитор.

Звучит фрагмент «Вариация Золушки».

Ответы детей: Это тема Золушки, она напевная, ярко звучат струнные инструменты.

Звучит фрагмент «Дуэт сестёр с апельсинами».

Ответы детей:Тема постоянно повторяется, звучит резко.

Звучит фрагмент «Мазурка и выход принца».

Ответы детей:Музыка яркая, торжественная, в ритме мазурки.

Итог урока:

Учитель:Музыку каких композиторов мы услышали на уроке?

Ответы детей: С.С.Прокофьева, Д.Б.Кабалевского.

Учитель:Какую роль играет интонация в изображении портрета? (ответы детей)

Выход: под музыку С.С.Прокофьева «Танец кавалеров (бурре)».