Главная страница

Пословицы и поговорки русского народа о семье и



Скачать 50.84 Kb.
НазваниеПословицы и поговорки русского народа о семье и
Дата16.08.2016
Размер50.84 Kb.
ТипДокументы

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И

СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ,

созданные русским народом и собранные В.И. Далем:

«Добрая жена, да жирные щи — другого добра не ищи!»;

«Одному не страшно, двоим веселее»;

«Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»;

«Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться»;

«Бабенка не без ребенка»;

«Все в семье спят, а невестке молоть велят»;

«У лихой свекрови и сзади глаза»;

«В лесу медведь, а в дому мачеха».

Многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:

«Дети — благодать Божья»;

«Живот болит, а детей родит»;

«Горьки родины, да забывчивы»;

«Ребята, что мокрицы — от сырости заводятся»;

«Татьяна хромонога, народила детей много»;

«Плодятся и множатся, что голуби».

Нашел отражение быстрый рост маленьких детей:

«У ребят, что у зайчат: по два зуба»;

«Растет, как пшеничное тесто на опаре».

Многодетность была призвана компенсировать высокую детскую смертность. В народе говорили: «Чем терять, так лучше б не рожать», или существовал вариант: «Чем терять, так не дай Бог рожать».

Бездетность считалась грехом или наказанием господним: «Не умела родить ребенка, корми серого котенка», «У кого детей нет -во грехе живет».

Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:

«Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»;

«С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;

«Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»;

«Растить дочку, что лить в дырявую бочку».

Эмоциональный фактор воспитания, привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как: «Свое дитя и горбато, да мило», «Свой дурак дороже чужого умного», «Кто девку хвалит? Отец да мать».

В основе всех воспитательных ценностей лежали православная христианская мораль. Цель воспитания — создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде: «Делай не ложно, все выйдет по Божьи».

Любовь и доброта ставились первым условием: «Тот мне и сват, кто мне рад»; «Сват не сват, был бы добрый человек».

Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей:

«Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»;

«Народила, да не научила»;

«Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»;

«Умел дитя родить, умей и научить».

Сознавалась необходимость упорства труда и ученья:

«Не учась, и лаптя не сплетешь»;

«Дорог парень, да не учен»;

«Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»;

«Голова всему начало, где ум там и толк»;

«Не копьем побивают, а умом»;

«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»;

«Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».

Труд был одной из важных воспитательных ценностей:

«Без дела жить — небо коптить»;

«Маленькое дело лучше большого безделья»;

«В чужом платье не накрасоваться»;

«Живи всяк своим умом, да своим горбом».

Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом: «На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво».

Представляют интерес методы воспитания детей в семье: «Засиженное яйцо всегда болтун».

Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания:

«Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»);

«Блудный сын — ранняя могила отцу»;

«На старости две радости: один сын — вор, другой — пьяница».

Родители плачутся о дурных детях: «Ни себе на радость, ни людям на послугу».

Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завидище»;

«Дай Бог деток, да дай Бог и путных».

В народе были популярны физические наказания:

«Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь»;

«Любимого сына жезлом»;

«Не наказанный сын — бесчестье отцу»;

«Кулаком да в спину — то и приголубье сыну».

В то же время народная мудрость требует от людей добра и любви:

«Не все таской, ино и лаской»;

«Ласковое слово, что весенний день»;

«Не корми калачом, да не бей кирпичом»;

«Добро добро покрывает»;

«Дай ему грош, да вишь не хорош»;

«Федюшке дали денюжку, а он алтын просит».

Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:

«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»;

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;

«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»;

«Мать праведна — ограда каменна»;

«Материнская молитва со дна моря вынимает».

Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах: «Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»;

«Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»;

«Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»;

«Все купишь, а отца-матери не купишь».

Есть пословицы, признающие личность детей: «У меня сын мой, да ум у него свой».

Сказано о печальной участи детей-сирот: «В сиротстве жить - слезы лить».

Особо следует сказать о воспитательном значении пословиц в высмеивании негативных качеств. Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность. Например: «В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется». Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству:

«Клюет птичка, да и то сыта живет», «Щей горшок, да сам большой» — это чувство независимости, которое не дает склонить голову.

Самодурство считалось пороком: «Не купил батька шапки, пусть уши мерзнут».

В народе ценилось сознание справедливости: «Каков привет, таков ответ».

Желание, возможность достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц: «Око видит, да зуб неймет»; «На хотенье есть терпенье».

Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голому нечего щипать».