Главная страница

«Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей»



Скачать 53.54 Kb.
Название«Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей»
Дата16.08.2016
Размер53.54 Kb.
ТипДокументы

Консультация для родителей

«Пословицы, поговорки и прибаутки –

проявления народной мудрости в воспитании детей»
Пословицы, поговорки, прибаутки, - это народная мудрость, свод правил жизни. Народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство.

И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. В коротких народных изречениях, афоризмах всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действие через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того, в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние (недовольство, восхищение, удивление), что еще более усиливает воздействие на человека. Одно дело, например, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда взрослый говорит: "Что же выходит: делать - не я, работать - не я, а есть кисель нет против меня?"

Поэтому для повышения воспитательного эффекта при общении с детьми желательно включать притчи, простые иносказания, намеки, как называл пословицы и поговорки В.И. Даль.

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, "Говорить легко - делать трудно", "Играй, играй да дело знай". Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения. Другие имеют и прямой и переносный смысл ("Без труда не вынешь рыбку из пруда")

Действительно, чтобы выудить рыбку, нужен труд. Но так говорят и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы получить результат.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например, "Назвался груздем - полезай в кузов", т.е. взялся за дело - доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение - действуй.

Последние не всегда понятно детям и требует разъяснения. Однако использование пословиц в контексте деятельности при соответствующих условиях делает для ребенка ясным их общий смысл. Для этого взрослый подбирает пословицы всех трех категорий с единым смыслом и параллельно применяет их в момент события, поступка, действия ребенка. Например, ребенок охотно взялся за дело, но вскоре остыл к нему и готов бросить. Взрослый обращается к нему: «В народе говорят: заделано (начато) - надо доделывать (нет иносказания); или ещё говорят: затянул песню, так веди до конца (имеет и прямой смысл, и иносказательный). Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?» Чтобы ребенок закончил дело, взрослый помогает ему и, работая с ним вместе, находит повод сказать: назвался груздем - полезай в кузов (полное иносказание). В этой ситуации может быть другой вариант применения пословиц с разной степенью иносказательности. Взрослый сокрушенно произносит. "И вправду сказано, не мудрено начать - мудрено кончить, т.е. просто начать, да не просто закончить. Мы с тобой, Вова , сейчас вместе закончим работу, а то ведь дело без конца что кобыла (лошадь) без хвоста. Так ведь и дела без конца не бывает - это смешно. Давай закончим, чтобы над нами не посмеялись»

Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, радостью, удовлетворением, сожалением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами и мимикой. Например: когда дети отвлекаются от работы разговорами, можно с сожалением воскликнуть: "Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов на мешок!" И жестом показать, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы и побуждают к желаемому поступку.

Какие же пословицы, поговорки, прибаутки можно рекомендовать использовать по ходу, например, трудового процесса? Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.

  • Была бы охота - заладится всякая работа.

  • Доброе начало - половина дела.

  • Где хотенье - там и уменье.

  • Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Бывает и так, что кто-то отказывается от работы, явно с неохотой отзывается на предложение. Шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение, поставят ребенка перед выбором формы поведения.

  • Люди жать, а мы с поля бежать.

  • В работе разгар, а он на базар.

  • У лодыря, Егорки, всегда отговорки.

  • Люди пахать, а он руками махать.

Высказав, таким образом, своё отношение к поведению ребенка, взрослый может и настаивать на его участии в работе. Но если ребёнок решает участвовать, надо поддерживать его радостной улыбкой, жестом (погладив по голове, прижав ласково к себе). Взрослый может пошутить: "Не для того руки даны, что бы даром болтались, так ведь?"

Всякое, даже самое маленькое дело, требует обдумывания, и нужно, что бы дети осознали планирование как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц легко подчеркивает именно это:

  • И по малу делу большая дума.

  • Голова научит - руки сделают.

  • Семь раз примерь - один отрежь.

  • Чем больше науки, тем умнее руки.

  • Ум хорошо, а два лучше.

Робких детей можно поддержать следующими изречениями:

  • Лиха беда - начало.

  • Глаза страшатся, а руки делают.

  • Смелость города берет.

Взрослый может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень вода не течет.

  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

  • Волков бояться в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:

• Умел начать - умей и окончить.

• . Усталость пройдет, а добрая слава останется.

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Тем, кто отвлекается во время работы на разговоры, на игру, в зависимости от конкретной ситуации можно сказать:

• Где много слов, там мало дела.

• Большой говорун - плохой работун.

• Языком не торопись, а делом не ленись.

  • Один пашет, а семеро - руками машут.

  • Люди за дело, а мы за безделье.

Если дети проявляют терпение, сами стараются преодолеть возникшие трудности, то их надо поддержать:

  • Горька порой, работа, да хлеб от неё сладок.

  • Терпенье и труд всё перетрут.

  • Над чем постараешься, тому и порадуешься.

  • Всякое уменье трудом даётся.

Но бывает и наоборот: дети проявляют поспешность, нетерпение во время работы, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как. И в таких случаях можно высказать свое отношение через пословицу:

  • Делом спеши, а людей не смеши.

  • Поспешишь - людей насмешишь.

  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

  • Кто делает все на авось, у того все хоть брось.

А о бойком, ловком, все успевающем умельце можно сказать:

  • Мал телом, да велик делом.

Похвала, высказанная в пословицах, несет в себе оттенок шутки, игры (т.к. ребенок называется птичкой, пострелом, муравьем и т.д.), а потому не дает повода для зазнайства.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучения, замечания, будет эффективнее сказать:

  • Не смейся, горох, не лучше бобов - намокнешь - и сам лопнешь!

  • Не смейся квас - не лучше нас!

  • Не смейся горох, не лучше грибов:

Грибы пожарим и тебе не оставим.

Подготовила: воспитатель С.М. Чебунина