Главная страница

«Профилактика асоциального поведения учащихся»



Скачать 56.26 Kb.
Название«Профилактика асоциального поведения учащихся»
Дата20.02.2016
Размер56.26 Kb.
ТипДокументы

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Управление образования Администрация города Дзержинска

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

(МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»)


Выступление на заседании педагогического совета на тему:

«Профилактика асоциального

поведения учащихся»

Работу выполнил:

Шальнова Н.Б.

социальный педагог

МКОУ СОШ № 5

г. Дзержинск,

2014 год.
Актуальной проблемой формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации, так называемой «группе риска».

Подростки, относящиеся к этой категории, не всегда являются малолетними преступниками и правонарушителями. Это часто тихие, пассивные и замкнутые дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию, другим видам асоциального поведения.

Трудные подростки есть в каждой школе. Работая с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, семье позволили выделить факторы риска: лайд 0-1

- отчужденность детей от семьи и школы,

- неблагополучие в семье,

- экономическая асоциальная обделенность,

- педагогическая запущенность,

- влияние социума.

Наличие этих факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит признаки асоциального поведения. Однако их наличие повышает вероятность подобного поведения, чем больше подобных факторов, тем больше степень риска.

Поэтому одним из важных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, которая включает:

- раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющегося поведения обучающихся,

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящих на различных видах учета,

-. способствование пропаганде ЗОЖ,

- повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей с целью профилактики асоциального поведения,

- реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений.

Профилактическая работа с учащимися включает 3 уровня:

1 уровень – первичная профилактика. Охватывает всех обучающихся ОУ и направлена на развитие социально-успешной, психологически-адаптивной личности с установками на формирование, усвоение, активное воспроизводство учащимися социального опыта через реализацию в общении и социально-значимой деятельности.

2 уровень – профилактическая работа с учащимися и родителями (законными представителями), имеющими повышенный риск возникновения девиантного поведения

3 уровень – работа с детьми и их родителями (законными представителями), проявляющими девиантное и делинквентное поведение.

В социально-педагогической литературе существуют и иные классификации профилактической деятельности. Так, например, различают общую и индивидуальную профилактику. Профилактика может быть ранней, направленная на предупреждение и коррекцию социальных отклонений подростков, возникающих в результате неблагоприятного развития.

Перед социальным педагогом стоит сложная задача – попытаться изменить сознание и поведение учащихся через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

Система деятельности социального педагога по педагогической поддержке обучающихся включает в себя семь основных компонентов:

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;

  • определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;

  • составление плана педагогической коррекции личности и устранения, отклонений в поведении;

  • изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;

  • вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

  • изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

  • Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

Профилактическая работа социального педагога должна быть направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Можно выделить следующие направления деятельности социального педагога по предупреждению девиантного поведения:

- выявление подростков с девиантным поведением,

- изучение их социальных проблем, условий возникновения и разрешения с учетом возможностей ОУ,

- привлечение классных руководителей для изучения семейных проблем ребенка, которые могут являться толчком для совершения негативных поступков, озлобленности у подростков,

- организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности,

- связь с семьей данного подростка (посещение, организация, консультационно-разъяснительная работа)

- организация индивидуально-профилактического воздействия на подростков, склонных к асоциальному поведению и окружающую их среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения,

- развитие системы правового образования учащихся,

- мобилизация воспитательного потенциала среды, организация работы по переориентации группового общения социально и педагогических запущенных подростков.

Профилактическая работа социального педагога невозможна без взаимодействия различных городских служб и ведомств. Социальный педагог непосредственно взаимодействует с органами внутренних дел, КДН при администрации города, Управлением социальной защиты населения, сектором опеки попечительства и усыновления и другими службами. Важно, чтобы в профилактической работе с учащимися принимало как больше количество людей: администрация школы, классные руководители, родители, работники учреждения дополнительного образования.

Таким образом, социальный педагог является ключевой фигурой в координирующий усилий всех педагогов и представителей всех заинтересованных ведомств в вопросах профилактической работы с учащимися. Только совместная деятельность по профилактике асоциального поведения, способно обеспечить эффективность данной работы.