Главная страница

Протокол №1 от «28» августа 2015 г зам директора по увр в. Н. Токарева «31» августа 2015 г



НазваниеПротокол №1 от «28» августа 2015 г зам директора по увр в. Н. Токарева «31» августа 2015 г
страница1/5
Дата27.02.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №10


ПРИНЯТО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ


методическим объединением учителей русского языка и литературы

Протокол №___1___от

«28» августа 2015 г.

зам директора по УВР

В.Н. Токарева
«31» августа 2015 г.


Директор МАОУ гимназия №10

А.И.Горяинов
.




ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литература»

(базовый уровень)

Класс:

Составила: Торгаева Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

г. Дивногорск, 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Основная школа». – М.:«Просвещение», 2011 (базовый уровень), авторской учебной программы по литературе для основной школы под редакцией Г.С. Меркина, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения.

Изучение произведений осуществляется в хронологическом порядке, с древнейших времен до современности. Курс литературы представлен следующими разделами: мифология, древнерусская литература, басни, литература 19 века, литература 20 века, зарубежная литература.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи программы:

развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации

личности;

развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на

принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом

другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели

деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной

деятельности, речевом самосовершенствовании;

повысить индивидуальную активность;

повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

расширить кругозор школьников.
Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного процесса

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

урок- исследование,

урок-проект

урок-практикум,

урок развития речи и т.д.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии


Общая характеристика курса

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5 класса общеобразовательных учреждений основана на применении системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать

прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 5 классе – 102 часов (3 урока в неделю).
Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы


Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

11.Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Содержание учебного предмета

Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.
Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы ХIХ века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».
Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».
Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».
Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».
С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».
П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».
Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.
В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С. Тургенев. «Русский язык».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).

С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.
Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Загадки, частушки, пословицы, поговорки, бывальщины.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1-2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Из русской литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик», «Обоз».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

А.А. Дельвиг. «Русская песня».

Е.А. Баратынский. «Водопад».

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».

М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг».

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза…».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».

Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».

Из русской литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии».

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит...», «Помню — долгий зимний вечер...».

И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима».

М.М. Пришвин. «Моя родина».

А.Т. Твардовский. «Лес осенью».

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»

Е.И. Носов. «Варька».

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» (по выбору).

В.П. Крапивин. «Дети синего Фламинго».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».

В.И. Белов. «Скворцы».

В.К. Железников. «Чудак из 6 “Б”».

Р.П. Погодин. «Тишина».

Из зарубежной литературы

В. Скотт. «Айвенго».

М. Рид. «Всадник без головы».

Ж. Верн. «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта».

Дж. Лондон. «Мексиканец».

А. Конан Дойл. «Голубой карбункул».

А. Линдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста».
На основании вышеизложенного предлагается следующее тематическое распределение часов:




Раздел

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Мифология

3

3.

Устное народное творчество

7

4.

Древнерусская литература

2

5.

Басни

7

6.

Русская литература XIX века

37

7.

Русская литература XX века

29

8.

Зарубежная литература

16




Итого:

102
  1   2   3   4   5