Главная страница

Р. В. Лонкунова Мирнинского района Работа с терминами на уроках биологии. Биология как наука изобилует разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача



Скачать 51.74 Kb.
НазваниеР. В. Лонкунова Мирнинского района Работа с терминами на уроках биологии. Биология как наука изобилует разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача
Р.В. Лонкунова Мирнинского района Работа с терминами на уроках
Дата29.02.2016
Размер51.74 Kb.
ТипЗадача


Сидорова Мария Владимировна, учитель биологии высшей категории СОШ №9 имени Р.В. Лонкунова Мирнинского района

Работа с терминами на уроках биологии.

Биология как наука изобилует разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача найти педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и запоминающим. Многие термины имеют иностранные происхождения, поэтому ознакомить. Учащихся со смысловым значением термина, его русским переводом. Такая работа способствует основательному усвоению понятия, и лучшему запоминанию терминов. В каждом изучаемом разделе учитель должен выделить основные понятия, обеспечить развитие понятий, установить внутри и межпредметные связи. Над каждым термином должна идти целенаправленная работа осмысления, определения, правильное понимание сущности понятий. Можно использовать логический прием анализа и синтеза в системе перехода от происхождения термина к его семантике, т.к. в ряде случаев смысловое значение указанных слов, совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином. Соединив смысловое значение двух указанных слов, образующих термин, учащиеся сами определяют его смысловое значение. При организации работы с терминами учащиеся используют дополнительную литературу, словари.

Например, дается следующее задание: Установите соответствие между названием науки и объектами, которые она изучает.

Науки – самостоятельные отрасли биологии Объекты изучения



1. Териология.

2. Ихтиология.

3. Зоология.

4. Арахнология.

5. Цитология.

6. Физиология.

7. Герпетология.

8. Орнитология.

9. Систематика.

10. Акарология.

11. Малакология.

12. Карцинология.

13. Анатомия.

14. Протистология.

15. Батрахология.

16. Колеоптерология.

17. Экология.

18. Лепидоптерология.

19. Энтомология.

20. Мирмекология.

21. Гельминтология.

22. Палеонтология.

А. Наука о пресмыкающихся.

Б. Наука о жуках.

В. Наука о бабочках.

Г. Наука о ракообразных.

Д. Наука о животных.

Е. Наука о строении.

Ж. Наука о простейших.

З. Наука о млекопитающих.

И. Наука о жизнедеятельности организма.

К. Наука о паразитических червях.

Л. Наука о клещах.

М. Наука о пауках.

Н. Наука о моллюсках.

О. Наука о классификации растений и животных.

П. Наука о муравьях.

Р. Наука о рыбах.

С. Наука о земноводных.

Т. Наука о птицах.

У. Наука о взаимодействии организма и окружающей среды.

Ф. Наука о насекомых.

Х. Наука о древних вымерших животных.

Ц. Наука о клетке.

(Ответы: 1 – З, 2 – Р, 3 – Д, 4 – М, 5 – Ц, 6 – И, 7 – А, 8 – Т, 9 – О, 10 – Л, 11 – Н, 12 – Г, 13 – Е, 14 – Ж, 15 – С, 16 – Б, 17 – У, 18 – В, 19 – Ф, 20 – П, 21– К, 22 – Х.)

В разделе «Биология. Ботаника» в 6 классе встречаются новые для учащиеся слова, не всегда понятные и трудные для запоминания. Чтобы учащиеся хорошо запомнили термины, применяем разные приемы работы с ними. Так, например по теме:

«Органы цветковых растений. Корень» дается задание: ознакомиться с терминами; сконструировать с использованием указанных слов, запись в тетради. Работу с терминами можно провести в игровой форме, так как игра способствует быстрому усвоению материала. Задание: найти начало головоломки и ключ к ней, и вы найдете значение термина.


Я

Ж

З

Г

Е

Н

О

Т

И

О

А

О

М

А

-

Е

Н

Н

Р

Н

Е

Г

К

В

Е

М

О

Н

С

Р

О

Ц


В процессе изучения курса «Биология. Животные». «Биология. Человек» учащиеся встречают новые слова, не всегда понятные и трудные для запоминания. Учащиеся должны уметь излагать учебный материал с использованием специальной литературы. Учащиеся иногда не понимают смысл специальных терминов, поэтому перед началом урока необходимо записать термины на доске с соответствующим переводом значения слов и пояснением его происхождения. Эффективнее применять в работе с терминами терминологические диктанты по темам. На первых уроках ведется работа с терминами, в следующих уроках можно провести диктант.

Пример диктанта на тему: « Простейшие»

1. Ответная реакция организма на действие раздражителя называется ... (раздражимостью).

2. Осморегуляция простейших осуществляется с помощью ... (сократительной вакуоли).

3. При наступлении неблагоприятных условий одноклеточные организмы переходят в покоящееся состояние ... (цисту).

4. Простейшие передвигаются при помощи ... (ложноножек, жгутиков, ресничек).

5. Светочувствительный глазок эвглены – ... (стигма).

6. По способу питания эвглена зеленая является... (миксотрофом).

7. Дышат простейшие всей ... (поверхностью) тела.
Терминологические диктанты могут составить сами учителя или использовать диктанты, опубликованные в газете «Первое сентября» На закрепления терминов даем задания решить кроссворды по темам или самим составить кроссворд. Для этого используем книгу Е.Н. Анашкина «Кроссворды для школьников. Биология». Эти кроссворд ы составлены в соответствии с учебной программой по всем темам предмета биология. Такие же задания можно дать на обобщающих уроках.

При подготовке к сдаче ЕГЭ учащиеся сталкиваются с большим числом терминов, смысл которых нужно объяснить и написать, поэтому в старших классах особое внимание удаляем на словарную работу по знанию греческих и латинских корней слов, что помогает понять значение терминов и выбрать верный вариант ответа даже тогда, когда материал вам незнаком. Ниже приводится словарик, в который включены некоторые корни и приставки, часто встречающиеся в биологических терминах.

Значение приставок и частей сложных слов

А … отрицание смысла следующей части слова.

Авто-, ауто- … само, свой, собственный.

Ад- … по направлению, к.

Амфи- … по обе стороны, оба, того и другого рода.

Ан- … а, не, без.

Андро- … мужской.

Арх-, архео- … первый, основной, самый ранний.

Би- … два, двойной.

Гетеро- … иной, отличающийся.

Гипо- … под, менее.

Гомео-, гомо- … такой же, сходный.

Де- … удаление чего-либо.

Изо- … равный; близко по смыслу с гомо-, гомео-.

Интер- … между, в середине.

Интра- … внутри.

Мега-, макро- … большой.

Мезо- … средний.

Мико- … относящийся к грибам.

Микро- … маленький.

Моно- … один, единственный.

-оид … сходный, подобный.

Оо- … часть сложных слов, означающая яйцо.

Пара- … около.

Пери- … вокруг, около.

Плазмо-, плазмо-, -пласт … оформленный, вылепленный.

Поли- … много.

Про- … прежде, до.

Прото- … первый.

Псевдо- … ложный.

Сим-, син- … вместе.

Суб- … под.

Схизо- … расщепление.

-троф, трофо- … кормящий, питающийся.

-филл, филло- … лист.

-фит, фито- … растение, растительный.

Фото- … свет.

-хром, хром- … цвет, цветной.

-цит, цито- … часть сложных слов, означающая отношение к клетке.

Эко- … местообитание.

Экзо- … снаружи.

Эндо- … внутри.

Эпи- … на, над.

Целенаправленная систематическая работа с биологическими терминами и понятиями помогает развить любознательность и интерес к предмету, усваивать и углублять биологические знания, и является одним из путей повышения качества знаний обучающихся.