Главная страница

Рабочая программа Образовательная область «Филология», предмет «Литература»



Скачать 475.88 Kb.
НазваниеРабочая программа Образовательная область «Филология», предмет «Литература»
страница1/3
Дата16.02.2016
Размер475.88 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

Рабочая программа

Образовательная область «Филология», предмет «Литература», класс 8
Пояснительная записка

Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические прие­мы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Необходимость содержательного и структурного обновления про­граммы обусловлена появлением стандартов литературного образова­ния для основной (V—IX классы) школы.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как ре­зультат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования стано­вится формирование читателя, способного к полноценному восприя­тию литературных произведений в контексте духовной культуры чело­вечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусст­вом слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связа­ны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетиче­ской функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений;

  • формирование представлений о литературе как культурном фе­номене, занимающем специфическое место в жизни нации и челове­ка;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культур­ной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоя­тельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литератур­ных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и ин­терпретации литературно-художественных произведений;

  • освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведе­ния.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и ин­теллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое мес­то в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

V класс — жанры;

VI класс — роды и жанры;

VII класс — характер — герой — образ;

VIII класс — литература и традиция;

IX класс — автор — образ — читатель;

X—XI классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-лите­ратурных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читатель­ской квалификации, она не исключает логику возрастного литератур­ного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый ком­понент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не зна­чит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и
обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных ас­пектах;

IX класс — интерпретация текстов;

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «из­держки» историко-генетического изучения художественного произве­дения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается от­чужденность, закрытость классического произведения от современ­ного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в та­ких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». В них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».

Рассматривая литературное образование как единство трех компо­нентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творче­ских работ, реализованную в учебниках.

В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного ха­рактера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:

VIII класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Программно – методическое обеспечение




Программа


Краткая аннотация

Учебно – методический комплекс


Методические пособия

Программа по литературе под редакцией А.Г. Кутузова. МО Российской Федерации

В основе содержания и структуры программы концепция литературного образования на основе творческой деятельности.

Ведущая теоретико – литературная проблема – роды и жанры.

Практическая направленность: изучение литературы как искусства слова.

Цель: обучение эстетическому анализу с учётом возрастных интересов.

Основные умения:

1) владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

2) владение умениями выразительного чтения;

3) восприятие художественного произведения как сюжетно – композиционного единства в его причинно – следственных связях;

4) умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

5) умение определять жанрово – родовую природу произведения как воплощение историко – культурного развития искусства слова;

6) умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

7) умение выполнять письменные работы различных жанров, в т.ч. и творческого характера.

А.Г. Кутузов.

Учебник «В мире литературы»

8 класс


Методическое пособие под редакцией

А.Г. Кутузова к учебнику для 8 класса «В мире литературы»



Учебно-тематический план




Наименование разделов

Всего часов

Коммуникативные творческие работы

Творческая мастерская

Творческий практикум



Читательская конференция

1

Введение

2










2

Фольклор и литература

9

1

1




3

Древнерусская литература

13




1




4

Духовная литература

2










5

Зарубежная литература

2










6

Русская литература 18 века

13

1







7

Русская литература 19 века

21

1

3




8

Русская литература 20 века

6










9

Повторение

2







2




Итого:

70

3

5

2
  1   2   3