Главная страница

Рабочая программа по литературному чтению:: Конституция Российской Федерации Закон «Об образовании в Российской Федерации»



НазваниеРабочая программа по литературному чтению:: Конституция Российской Федерации Закон «Об образовании в Российской Федерации»
страница1/5
Дата14.03.2016
Размер0.71 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

  1. Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа по литературному чтению::

- Конституция Российской Федерации

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования» (с изменениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён и введён в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)» ( с изменениями);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253";

- приказ Минобрнауки РФ от 29 апреля 2015 г.№450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 3 марта 2011 г. № 19993) (далее –СанПин2.4.2.2821-10);

- примерная образовательная программа начального общего образования

http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/poop_noo_reestr.docx

- Авторская программа Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой. Литературное чтение. Класс:1–4 классы /.М: Вентана-Граф, 2013.

  В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой. изменения не внесены:

Обучение литературному чтению направлено на достижение следующих целей:

Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу. Во 2 классе проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой в рамках каждого изучаемого раздела.

Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет их реализовать в интеллектуально-практической деятельности ученика.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 часов в год по 4 часа в неделю.

Формы и средства контроля:

Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, тестовые задания, устный опрос;

Формы и методы преподавания:

При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

Обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:

индивидуальная (консультации);

групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  4. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  1. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

  5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  6. Готовность конструктивно конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные:

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры;

  2. Осознание значимости чтения для личного развития; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  4. Достижение необходимого уровня читательской компетенции, общего речевого развития;

  5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.




  1. Содержание учебного предмета

Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения детских писателей, произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
О нашей Родине (5ч)

Знакомство с произведениями о Родине, родной природе, любви к русской земле, о ее прошлом и настоящем. Работа над рифмой, выделение диалога.

Народная мудрость (6 ч)

Работа над пословицами, загадками. Знакомство с былинами, выделение их особенностей.

О детях и для детей (13 ч)

Работа с произведениями: развитие умения озаглавливать части рассказов, читать по ролям, пересказывать. Знакомство с понятиями: персонаж, герой. Знакомство с баснями, развитие умения определять мораль басни. Выявление особенностей бытовой сказки.

Мир сказок (6 ч)

Работа с текстами сказок: разыгрывание сказок по ролям, развитие умения пересказывать сказки, описывать героев, сравнивать сказки, определять особенности народных и авторских сказок.

Уж небо осенью дышало (6 ч)

Упражнения в выразительном чтении. Выделение логических ударений, соблюдение пауз. Определение темы произведений. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков.

Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение.. Выявление главной мысли, авторской позиции.

Снежок порхает, кружится…(18 ч)

Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Развитие умения пересказывать по плану. Знакомство с понятием «авторская сказка» Упражнения в выразительном чтении. Выделение логических ударений, соблюдение пауз.

Здравствуй, праздник новогодний! (10 ч)

Работа с текстами стихотворений. Выделение сравнений. Определение тона и темпа чтения. Работа над содержанием произведений.

О братьях наших меньших (12 ч)

Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану, по картинному плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Работа с текстами стихотворений: упражнения в выразительном чтении, выделение логических ударений, соблюдение пауз.

Зарубежные сказки (13 ч)

Работа с текстами сказок: разыгрывание сказок по ролям, развитие умения пересказывать сказки, описывать героев, сравнивать сказки, определять особенности народных и авторских сказок.

Семья и я (15 ч)

В этом разделе происходит знакомство со стихами, рассказами, сказками о семье, былью как жанром устного народного творчества. Работа над произведениями раздела предусматривает: заучивание стихов и песен наизусть, подробный пересказ текстов, выявление главной мысли, авторской и личной позиции.

Весна, весна красная…(24 ч)

Знакомство с песнями – закличками. Работа с текстами рассказов и стихов: развитие умения находить описание, читать выразительно, кратко пересказывать прочитанное, читать по ролям. Выявление главной мысли, авторской и личной позиции.

Там чудеса (8 ч)

Знакомство с волшебными сказками, определение их особенностей. Развитие умения составлять рассказ о герое произведения. Выразительное чтение сказок, пересказ.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие(заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение.

Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору. Героям и их поступкам.

Творческая деятельность. Появление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Навык чтения. (Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему) (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданию и вопросам к тексту произведения


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся






Раздел, количество часов

Тема

Виды деятельности обучающихся

1

О нашей Родине-5 ч.

Произведения о Родине; о родной природе; об отношении людей к природе, животным; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.


Читать выразительно, сознательно, правильно и бегло, работать с текстом, вести диалог.

Прогнозировать содержание раздела.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Объяснять значение слов.

Анализировать текст.

Отвечать на вопросы по тексту.

Оценивать свой ответ.

2

Народная мудрость-6 ч.

Песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины

Знать понятия «народная мудрость», «былина», «считалка», «загадка», «потешка», «пословица», «устное народное творчество».

Читать сознательно, правильно, бегло, выразительно, работать с текстом, вести диалог.

Прогнозировать содержание раздела. Узнавать малые фольклорные формы. Читать текст, ориентируясь на паузы для передачи настроения, жанровых особенностей произведения. Анализировать текст. Отвечать на вопросы по тексту.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

3

О детях и для детей- 13 ч.

Произведения И. Крылова, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н. Носова,М. Зощенко, В. Сутеева, А. Гайдара

Прогнозировать содержание раздела. Запоминать и воспроизводить информацию из текста в соответствии с учебной задачей. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам. Анализировать соответствие темы произведения пословице. Соотносить сюжет произведения с событиями своей жизни. Соотносить эпизод с иллюстрацией к тексту. Конструировать план произведения. Пересказывать текст, разыгрывать диалоги, создавать словесные портреты героев. Объяснять образные слова и выражения. Оценивать свой ответ.

4

Уж небо осенью дышало- 6 ч.

Произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка

Прогнозировать содержание раздела. Запоминать и воспроизводить информацию из текста в соответствии с учебной задачей. Анализировать текст. Характеризовать приёмы, используемые автором. Создавать описательный рассказ. Объяснять образные слова и выражения. Узнавать по иллюстрации название произведения. Оценивать своё эмоциональное состояние, свой ответ. Выбирать книгу по фамилии автора.

5

Снежок порхает, кружится- 18 ч.

Произведения фольклора; Н. Некрасова; В. Одоевского; В. Даля; И. Сурикова; З. Александровой; М. Пришвина; С. Есенина

Прогнозировать содержание раздела. Анализировать текст. Соотносить иллюстрацию с текстом, отдельными эпизодами. Объяснять образные слова и выражения. Создавать описательный рассказ по тексту. Создавать словесные портреты героев. Характеризовать приёмы, используемые автором. Конструировать план произведения. Пересказывать текст выборочно и полностью. Разыгрывать диалоги, драматизировать отрывки. Выбирать книгу по фамилии автора. Оценивать нравственное содержание и идею произведения. Оценивать свой ответ.

6

Мир сказок-8 ч.

Русская народная сказка «Хаврошечка»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Кот в сапогах».

Прогнозировать содержание раздела. Различать фольклорную и авторскую сказки. Описывать события сказки в соответствии с поставленной учебной задачей. Анализировать структуру сказки, текст сказки. Оценивать нравственное содержание и идею. Сопоставлять название сказки с пословицей. Соотносить иллюстрации с текстом. Узнавать по иллюстрации название сказки.

7

Здравствуй, праздник новогодний!-10 ч.

Произведения Х.К. Андерсена; С. Маршака; А. Гайдара; С. Михалкова

Прогнозировать содержание раздела. Анализировать текст произведения. Отвечать на вопросы. Соотносить иллюстрации с текстом. Объяснять образные слова и выражения. Характеризовать приёмы, используемые автором. Обсуждать значение пословицы. Выбирать книгу по фамилии автора. Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке и иллюстрациям. Оценивать свой ответ.

8

О братьях наших меньших-12 ч.

Произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К. Ушинског; В. Жуковского; М. Пришвина; Д. Мамина-Сибиряка; А. Плещеева; Н. Рубцова; В. Бианки; К. Паустовского; Р. Киплинга

Упражняться в выразительности чтения.

Формировать понятия о добре и зле, нравственности.

Сравнивать произведения и моделирование обложки.

Участвовать в обсуждении различных текстов.

Сочинять загадки .

о животных.

Выразительно читать произведения разных жанров

Использовать словесное рисование, разные виды чтения (ознакомительное).

Комментировать заглавия произведения. Сочинять истории.

Составлять план и пересказывать по плану

Научиться пересказу от лица одного из героев

Понимать сходства и различия авторских и народных сказок.

9

Зарубежные сказки-13 ч.


Сказки народов мира; братьев Гримм, Дж. Харриса, Р. Киплинга



Давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Структурировать информацию, работать с таблицей.

Давать словесную характеристику героя. Сравнивать русскую и английскую сказки.

Овладеть техникой чтения вслух и про себя.

Использовать разные виды чтения

(выборочное).

Давать характеристику героям произведения.


10

Семья и я-15 ч.

Произведения фольклора, Л. Толстого. М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, С. Михалкова, С. Баруздина

Составлять рассказ о дружной семье.

Учиться сочинять колыбельные песни.

Овладеть основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Участвовать в обсуждении различных текстов.

Понимать лексические особенности поэзии о матери.

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.


11

Весна, весна красная-24 ч.

Произведения фольклора, А. Пушкина, В. Жуковског, Ф. Тютчева, Е. Боратынског, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Барто, Н. Сладкова

Сравнивать тексты.

Выявлять особенности поэтической речи.

Комментировать заглавие произведения. Научиться видеть поэзию в прозе.

Использовать разные виды чтения

(выборочное).

Моделировать обложку книги.

Самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Овладеть основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Самостоятельно выполнять задания к прослушанному произведению.

Сравнивать произведения.

Сочинять загадки, заклички.

  1   2   3   4   5