Главная страница

Развитие речи



Скачать 102.26 Kb.
НазваниеРазвитие речи
Дата12.03.2016
Размер102.26 Kb.
ТипДокументы




РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 говорит ясно, четко произносит все звуки;

 говорит выразительно;

 с готовностью откликается на просьбу рассказать о чем-либо;

 старается повторять за родителями, воспитателями новые слова;

 стремится использовать в речи как можно больше известных слов;

 может рассказывать истории, в том числе из своего опыта, при этом последователен;

 может сочинять сказки;

 демонстрирует интерес к чтению.
Выводы, предложения

Если на половину вопросов вы отвечаете «нет», спешите к логопеду. В любом случае в присутствии ребенка и с ребенком говорите всегда правильно, красиво, выразительно, больше беседуйте с ним, побуждайте рассказывать, пересказывать стихи, сказки, истории. Если он уже читает, просите чаще читать вам вслух.





МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА

Известно, что мышление развивается в ситуации затруднения. Проверьте, может ли ваш ребенок:

 воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

 угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

 воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

 находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

 переносить действие, применяемое к одному предмету, на другой;

 располагать предметы в порядке убывания (возрастания) какого-либо свойства и делать выводы;

 составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;

 строить проблемные ситуации;

 разрешать противоречия;

 использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу.

Вывод

Выполнение большинства предложенных заданий говорит о достаточно высоком уровне логического мышления. Важно об этом поговорить с воспитателем для того, чтобы в детском саду с вашим ребенком шло индивидуальное образование адекватной сложности.

Если же на большинство вопросов вы даете отрицательный ответ, советуем в занятиях с ребенком чаще использовать сравнения, сопоставления, обобщения и др.




ГОТОВНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ

 Много ли у вашего ребенка знакомых ребятишек, с которыми он с удовольствием общается?

 Есть ли у вашего ребенка стремление к установлению новых знакомств?

 Умеет ли ваш ребенок устанавливать контакты со взрослыми людьми и детьми, которые старше его?

 Легко ли он осваивается в новом коллективе?

 Является ли он обязательным участником всевозможных коллективных детских забав, в том числе и у себя во дворе?

 Желанный ли он гость в семьях своих друзей и знакомых?

 Доброжелателен ли малыш?

 Любит ли он придумывать и организовывать с друзьями игры и развлечения?

 Долго ли его беспокоит чувство обиды, причиненной кем-то из ребят?

 Умеет ли он в случае необходимости постоять за себя?

Выводы и предложения

Если у вас ответы «да» на большинство вопросов, значит ваш ребенок общителен, коммуникативен и он, скорее всего, легко впишется в школьный коллектив. Продолжайте развивать в нем эти положительные качества.

Если же большинство ответов отрицательные, – вам следует серьезно задуматься. Постарайтесь расширить круг его детских знакомств. Всячески поощряйте приход в ваш дом его друзей. Чаще ходите в гости в семьи, где есть дети. Устраивайте раз в два-три месяца домашние детские праздники, давая при этом возможность самим детям как можно больше проявлять себя. Поощряйте ребенка к придумыванию историй, пересказам прочитанного, увиденного. Постарайтесь, чтобы у него всегда были «про запас» несколько игр, которые он может сам толково рассказать и организовать. Если вы сменили квартиру, или по другим каким-либо причинам ваш ребенок долго не «вписывается» в дворовый детский коллектив, придумайте что-то такое, что точно привлечет к нему внимание детворы. Например, купите ему собаку необыкновенной породы (не обязательно дорогую), устраивайте коллективные походы с его друзьями на природу, совместные лыжные прогулки и пр.




НАЛИЧИЕ РАБОЧИХ НАВЫКОВ К ШКОЛЕ

 Может слушать других;

 следует указаниям взрослых;

 сосредоточивается на заданиях;

 выполняет задания;

 аккуратен с дидактическими материалами;

 уважает чужую собственность;

 готов попробовать новое задание;

 уверен в своих возможностях;

задает вопросы на выяснение непонятного;

 не беспокоит на занятиях окружающих;

 организован.

Выводы, предложения

Если большинство показателей пока отрицательны, смените методику работы с ребенком.

 Перед занятием с ребенком тщательно подготовьте рабочее место, уберите все отвлекающее внимание, по окончании вместе с ним приведите все в порядок.

 Задание давайте спокойным доброжелательным голосом; не повторяйте его больше двух раз.

 Попросите ребенка повторить задание и объяснить как он его понял.

 Не поощряйте бесконечные переспрашивания.

 Поощряйте сосредоточенную упорную работу.

 При удачном выполнении задания, предложите сделать еще одно и обязательно подчеркните, что и его он выполнит отлично. Однако не переусердствуйте: ребенок быстро устает.




СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА

Советы американского врача-психолога Д. Гауэна родителям и воспитателям по развитию умственного здоровья и счастья своих детей.

 Создайте ребенку в его поисках уютную и безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

 Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам.

 Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или за «гранью».

 Оставляйте ребенка одного, позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

 Помогайте ребенку:

– учиться строить свою систему ценностей. Он будет уважать себя и будет ценим другими;

– в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим…);

– справляться с разочарованием и сомнением, особенно, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска;

– ценить в себе творческую личность;

– глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную идею;

– стать «разумным авантюристом», порой сознательно полагаться на интуицию и идти на риск.

 Находите слова поддержки для новых творческих начинаний своих детей.

 Объясните, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого потребуется время, а со стороны ребенка – терпение.

 Поддерживайте необходимую для творчества инициативу, уменьшайте социальные трения и негативную реакцию сверстников.

 Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и примерно таких же способностей. Не позволяйте малышу погружаться в одиночество и избегать общения.






КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ В ДЕТЯХ

 уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;

 понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

 интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

 уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;

 Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

 умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социально-экономических и образовательных уровней.






ГОТОВНОСТЬ К ЛИДЕРСТВУ

1. Умеет ли ваш ребенок общаться?

2. Способен ли ваш малыш склонить своих товарищей к принятию своего мнения?

3. Легко ли он находит выход из создавшейся критической ситуации?

4. Верно ли, что ваш ребенок предпочитает друзьям книги, игры, другие занятия в одиночестве?

5. Бывают ли у него конфликты с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

6. Часто ли в решении важных дел ваш ребенок принимает инициативу на себя?

7. Раздражается ли он, если ему не удается закончить начатое дело?

8. Умеет ли ваш малыш доказывать свою правоту, всегда ли он стремится к этому?

9. Организован ли ваш ребенок?

10. Ваш ребенок смел?

Выводы и предложения

Если на большинство вопросов вы ответили «да» – ваш ребенок предрасположен к лидерству. Советуем поддерживать и развивать замеченные положительные качества.

Если же большинство ответов отрицательных – не стремитесь путем давления делать из ребенка лидера. Прежде всего воспитывайте в нем умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивайте инициативу (т.е. предоставляйте ему возможность выбора занятий, поступков, одежды), формируйте уверенность в своих силах, помогите ему бороться со страхами, застенчивостью.

Выявите его способности и развивайте их. Это непременно заметят и оценят и сверстники, и взрослые.





ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ

Исследования показали, что дети крайне мало знают о своей семье, родителях, родственниках, поведении в сложной ситуации. Поэтому, готовя их к выходу в большой мир, поинтересуйтесь:

знает ли ребенок

 свою фамилию, имя, отчество, возраст;

 домашний адрес и номер домашнего телефона;

 фамилию своих родителей, дедушек, бабушек, их имя и отчество;

 где и кем работают родители, бабушки, дедушки, их рабочие телефоны;

 где находятся ближайший продуктовый магазин, аптека, транспорт и как к ним добраться;

 кого-либо из родственников (их фамилии, имя, отчество, где живут, номера телефонов);

 если родителей нет дома, где они могут быть, как их найти?

как он поступит, если

 заблудится (в большом магазине, на рынке, в зоопарке, на незнакомой улице);

 потеряет ключи от квартиры, а дома никого нет;

 на улице к нему пристанут хулиганы;

 он один дома, а в дверь настойчиво звонят неизвестные, утверждая, что им срочно надо войти, так как они из милиции, домоуправления и т.д.

Выводы, предложения

Наверняка, знания по первой группе вопросом вы дали ребенку еще в три-четыре года. Однако, необходимо регулярно обновлять в памяти номера телефонов, основные адреса, фамилии.

Что же касается поведения в экстремальных ситуациях, – рекомендуем кроме необходимой на этот случай информации (знания номеров телефонов милиции, скорой помощи, пожарных) научить ребенка и конкретному поведению, проводя соответствующие ролевые игры. Пусть он в предлагаемой ситуации решит, к кому именно и как лучше обратиться за помощью, «позвонит» в милицию, дедушке, бабушке, пусть покажет, как он закроет изнутри дверь и как потом ее откроет и др.


ЗАВТРА В ШКОЛУ

Готовя ребенка к школе, поинтересуйтесь, знает ли он:

 Как в школе нужно обращаться к учительнице?

 Как ему поступить, если нужно о чем-то спросить учительницу?

 Что сказать, если во время урока ему понадобится выйти в туалет?

 Что такое урок?

 Как определить, что пора идти на урок?

 Что такое перемена?

 Как в школе называется комната, где дети учатся?

 Как называются книги, по которым дети учатся?

 Как в школе называется стол, за которым дети сидят?

 На чем пишет учитель, когда объясняет задание?

 Что такое отметка?

 Какие отметки плохие, а какие хорошие?

 Что такое каникулы?

 Какие бывают каникулы?

Выводы, предложения

Если ребенок четко ответит на вопросы, – можно не волноваться, первые его школьные шаги пройдут без стресса.

Если же он с ответами затрудняется, не паникуйте, впереди еще месяц. Беседуйте с малышом каждый день по 5-10 минут о школе.

В любом случае, в последние две-три недели несколько раз пройдите с ним до школы и обратно, чтобы он хорошо запомнил дорогу. Зайдите с ним в школу, пройдите по коридору, посмотрите, где ваш класс, где раздевалка, туалет, школьная столовая или буфет.

Узнайте, как будут звать вашу учительницу и постарайтесь, чтобы ребенок четко и без страха произносил ее имя и отчество.

Заранее приобретите школьную форму, ранец, учебники, письменные принадлежности. Все примерьте, подгоните, чтобы ребенку было в форме ловко и приятно.

Научите ребенка быстро складывать ранец, быстро находить и доставать необходимое.

Подготовьте рабочее место будущего школьника и последние пару недель постарайтесь заниматься с ним за «его» столом.

В добрый вам путь!