Главная страница

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности



Скачать 95.94 Kb.
НазваниеРазвитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности
Дата28.02.2016
Размер95.94 Kb.
ТипДокументы

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

  В педагогике под системой принято понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих в наиболее общем виде все компоненты педагогической деятельности в данных условиях. Необходимыми компонентами педагогической системы являются цели; содержание образования, методы, средства и формы обучения. Педагогическая система должна иметь динамический характер, должна находиться в соответствии с современной жизнью.

  В нашей повседневной жизни всё большее распространение получают интегрированные процессы в образовании. Предлагаются подходы по объединению различных составляющих знания, что дает эффект, превосходящий результаты. Сочетание чувственных и рациональных форм познания способствует гармоничному развитию школьников. Чувственное, как вид эмоций, переживаний, связанных с представлением об объекте, можно определить в категорию «художественное», то есть образное, эстетическое, эмоциональное восприятие и представление действительности, действительности нас окружающей.

  Рациональное определяется «логическим» - совокупностью логических средств, участвующих в мыслительных операциях. Объединение художественного и логического позволяет успешнее познать окружающий мир.

  Свойства художественного в полной мере раскрываются особым языком изобразительного искусства. В этом плане выявляется интеллектуально - развивающая роль дисциплин на уроках изобразительного искусства.

  В определенных  задачах и упражнениях, решаемых на уроках изобразительного искусства, значимую роль играет развитие интеллектуально- графической культуры учащихся, которая предполагает знание основных изобразительных средств и приемов; умение использовать все изобразительные средства к любым учебным процессам.  

  Формирование и становление интеллектуально- познавательных способностей учеников средней школы целесообразно проводить на протяжении всего курса освоения программы по изобразительному искусству.

  В сегодняшней современной школе выделяется один из аспектов в изобразительном искусстве - расширение кругозора учащихся и тем самым повышение их интеллектуального уровня. Этому способствует познание окружающего мира, развитие логического мышления, применение навыков рисунка, живописи и дизайна в различных видах деятельности.

Предлагается выделить следующие направления в обучении  изобразительного искусства: общеразвивающие, направленные на становление интеллектуальных и гуманистических качеств личности. Специально - развивающие, акцентирующие на развитие отдельных качеств личности при использовании конкретных средств и видов искусства.

Эмоционально-ценностный принцип в общеразвивающие программные средства является программа Б. М. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд». Задачи этой программы - это приобщение к духовной культуре, толерантности, целостность единства восприятия и созидания, развитие художественно- образного мышления и мастерства, воспитание личности ребенка в художественной системе, формирование внутреннего мира учащихся, а так же формировать собственное отношение к окружающему миру.

 Работая по этой программе, я придаю огромное значение мастерству и драматургии своих уроков. Стимулирование образного мышления дает развить мне художественное восприятия, метод поэтапных открытий, игровые приемы с учащимися на уроках изобразительного искусства. Все виды искусства в единых рамках, наделяет школьника интеллектуальными, эмоциональными, эстетическими качествами, качествами толерантности.

  В процессе интеграции при соединении различных компонентов получается качественно другое образование, обладающее новыми по отношению к исходным компонентам свойствами. В нашем случае интеграцию надо рассматривать как взаимосвязь учитель с учениками в единой системе. И результаты, полученные на уроках нужно воспринимать, как систему новейшего качества обучения.

Художественное и логическое присутствует на каждом этапе развития человечества. Прогрессивной тенденцией становится так называемая визуальный подход в обучении, где используется метод наглядных технологий. Это способствует переработке информации различными средствами: музыкальный ряд, литературный ряд и т. п. в программе Б. Неменского.

  Школьная программа обучения в основном направлена на культивирование аналитических способностей. В художественной, как и в любой деятельности человека, присутствует логическое начало. Не зная законов логики, мы не способны мыслить логично. Что уменьшает достоинство логики в любой сфере жизни и в творчестве.

  Взаимодействие художественного и логического в школьном обучении вот, что дает возможность стать полноценной личностью. Существует незримая цепочка взаимосвязь двух сторон «рационально-логического мышления» и «эмоционально- образного мышления». Человеческое мышление, закладывается в изобразительной деятельности ребенка, так как происходит знакомство с различными логическими операциями: обобщения, сравнения, абстрагирования в доступной наглядной форме.

  Для того чтобы урок был ярким, интересным, эмоциональным применяют образцы произведений изобразительного, музыкального, литературного, театрального и других видов искусств. Наглядные методы обучения необходимы, тогда когда видеоряд помогает ученикам легче выразить и воспринимать учебный материал. Художественные приемы вместе с мыслительными помогают учащимся полнее и образнее представить жизненную мысль. Информационные возможности изобразительного искусства оказывают незаменимо полезными, когда требуется что-то разъяснить, систематизировать, сделать материал более доступным и понятным для детей.

  Нужно и не забывать о старых традициях в преподавании изобразительного искусства, так как всё что новое, далеко забытое старое.  

  Уроки рисования содействуют эстетическому восприятию и освоению действительности, обогащает эмоциональную сферу учащихся, улучшает зрительные процессы, развивает точность движений руки, мелкую моторику пальцев. Предмет изобразительного искусства рассматривается учеными, как средство педагогического воздействия, как фактор формирования личности учащихся. Выполнение творческих заданий по изобразительному искусству положительно связаны с развитием интеллектуально-творческих способностей учеников.

  Нельзя недооценивать роль рисования в школе как способа овладения своеобразным «языком», поскольку все большее значение приобретает умение современного человека доступно передавать, накапливать и удерживать в памяти всю полученную информацию. Язык – это знаковая структура. Любой предмет общеобразовательного учреждения создает много разных специализированных языков: Химические и физические формулы, музыкальные ноты, дорожные знаки и т .д. Но язык рисунка является универсальным и востребованным с древнейших времен (наскальная живопись, сцены жизни разных народов, народные промыслы и т. д.)

При взаимодействии художественного и логического особое внимание уделяется творческому исполнению учащимися заданий. Творчество начинается с того, что средством познания становятся интеллектуальные и эстетические «роскошь», освоенные ранее. Учитывается множество факторов, такие как осмысление материала, запоминание, восприятие и воображение у учащегося. В свою очередь воображение - неотъемлемая часть всякого творчества, в том числе научного и технического.

  Взаимодействие художественного и логического способствует развитию эстетичности, творческой гибкости интеллекта учащегося, воспитывает важнейшие качества ассоциации и образно представлять идеи в творческом процессе. Развитость и емкость ассоциаций ярко характеризует психологический портрет творческой личности. Кроме того, творческую личность определяет умение доводить работу до конца. Можно перечислить основные требования к творческим решениям – адекватность, новизна, оригинальность, лаконичность, целесообразность и законченность творческой деятельности.

Именно рисунок дает возможность выразить себя, передать информацию.  

   Освоение культуры прошлого делает многие закономерности общедоступными. Готовые образы переработанные логически и художественно, запоминаются и воспринимаются на много лучше. Процесс умственного развития не исчерпывается лишь накопленным материалом знаний.

На примере уроков рисования можно понять, что полученные умения, навыки не достаточны для освоения программы. Помимо перечисленного учащиеся должны развивать способность мыслить четко, ясно, последовательно. Уровень универсальных знаний не подлежит какому-либо одному предмету и в тоже время необходим для общеобразовательного процесса вообще. Поэтому уже к 5му классу учащиеся зачастую делают выбор своей будущей профессии или хобби : многие к этому возрасту уже поступают в художественные, музыкальные или спортивные школы для того чтобы дополучить навык данного предмета.

Многие говорят, что цель обучения - развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся. Интеллектуально-познавательные способности заключаются в умении объяснять, описывать , как бы расшифровывать детям ту или иную информацию . Описательная интеллектуально-познавательная способность предполагает развитие памяти, четко и ясно представлять актуальные знание в языковом общении преподавателя с учениками. В этих и других качествах тоже способствуют уроки изобразительного искусства.

 Мало объяснить и показать тот или иной прием работы – надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен , для этого учебный материал должен быть простым и ясным. Это требует от учителя большого мастерства. Чтобы учащиеся понял мысль учителя, недостаточно одного разъяснения и показа, - нужно еще суметь увидеть, почувствовать, воспринимать учебный материал. Должны быть хорошо поставлены цели и задачи данного урока. Искусство преподавания требует очень многого: и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии,  и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Самое главное- это любить свое ремесло. Повышение педагогического материала неразрывно связано с любовью педагога к своей деятельности, своему предмету, к самой школе и ученикам, причём к каждому индивидуально, не зависимо от поведения конкретных личностей, нельзя делать выбор-этого люблю, а этого нет!  Работа должна быть бескорыстной отдачей ученикам, должна быть полна захватывающего интереса и приносить учащимся и учителю огромное наслаждение. Только тогда возможно воспитать поистине культурных и талантливых во всём людей! Естественно, что во всех областях, как и в этой , бывают творческие взлеты и огорчения.

Теперь можно сказать и о возрастных особенностях в творческом развитии.

  В психологии изобразительная деятельность младших классов от 7до 9 лет определяется «схематической стадией», когда ребенок подает свой замысел подражательно, не имея достаточного художественного навыка. В этом возрасте у детей еще только начинает формироваться описательная функция. Ведущую роль в формировании мыслительного процесса играет обобщение, сравнение и абстрагирование различных приемов художественной деятельности. До 11 лет ребенку больше интересен сам процесс художественной деятельности, нежели ее результат. Причем эмоциональное выражение младших школьников требует ярких красок, больших поверхностей для рисования. Цвет применяется как выразительное средство настроения. С 11 лет спонтанность в художественной деятельности сменяется осмыслением, рассудочным отношением к самому продукту труда. Подростковый возраст отличается ориентацией не только на качественное восприятие полученных знаний, но и на активную переработку. В 14-15 лет происходит уже комплексное осмысливание и понимание художественной ценности творческого процесса. Подростки выбирают графические инструменты с минимальным использованием цвета собрано своему мировосприятию. Следовательно, возможности графики как наиболее доступного синтезирующего и эффективного вида изобразительной деятельности вполне соответствуют требованиям подростков к качеству собственной работы. Если в младшем школьном возрасте художественная деятельность самоценна, естественна и вызывает у ребенка положительные эмоции, то в подростковом возрасте - оценивается уже качество работы, наглядность, оригинальность, позволяющие ученику отличиться от других. Поэтому очень важным фактором является освоение разных материалов и техник на уроках изобразительного искусства, что собственно ярко выражено в программе Б. Неменского.

В живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система каждого преподавателя должна быть построена в соответствии с общими задачами образования, целями и направлением современного развития изобразительного искусства. Методика, как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен уметь правильно подойти к ученику, сразу увидеть, в чем он нуждается, и вовремя оказать ему

поддержку и помощь.

Стремясь передать ребятам радость творчества, научить их своими руками, создавать красоту, познавать прелесть искусства, его неисчерпаемые возможности.

  Изучение  методики преподавания изобразительного искусства дает возможность учителям рисования правильно строить педагогический процесс, основываясь на дидактических принципах, формах и методах преподавания.

 Методическое руководство при обучении рисования помогает учащимся быстрее усвоить правила построения реалистического рисунка, разобраться в закономерностях строения натуры, перспективных построениях пейзажа и архитектуры, строении фигуры человека и головы, т.  е. портрета. В результате правильно проводимого обучения школьники быстрее привыкают к самостоятельности, у них повышается интерес к знанию, к науке, рождается стремление к дальнейшему совершенствованию в изобразительном искусстве. Все это говорит о том, что нам учителям, помимо умения хорошо рисовать, необходимо еще хорошо изучить те формы и методы обучения, которые дают наилучшие результаты.

  Чтобы подготовить каждого школьника к жизни, нужно не только дать ему разностороннее образование и воспитание, но и развить его индивидуальные способности, научить создавать новое, жить и творить по законам красоты. Стремление сделать жизнь прекраснее облагораживает человека, превращает его труд в источник эстетического наслаждения и радости. Заканчивая программу по изобразительному искусству к 9 му классу  уже многие подростки знают, что так или иначе свяжут свою жизнь с искусством -будь то дизайн, архитектура, графика, моделирование одежды или чертежная инженерия.

Поэтому учитель изобразительного искусства со своей стороны к этому возрасту учащихся уже должен дать им максимальную подготовку знаний и умений, только тогда в совокупности этих факторов мы сможем получать не только талантов , но и гениев!