Главная страница

Роль народных и семейных традиций в профилактике деструктивного поведения



Скачать 65.12 Kb.
НазваниеРоль народных и семейных традиций в профилактике деструктивного поведения
Дата06.03.2016
Размер65.12 Kb.
ТипДокументы


РОЛЬ НАРОДНЫХ И СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Шибанова Е.В., воспитатель ГБОУ Непецинский детский дом-школа

Дети «группы риска» - особая социальная категория, со своими идеалами и ценностями, которые расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе. Кроме поведенческих особенностей можно выделить характерологические особенности детей «группы риска»: низкая самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентиров и нравственных понятий.

На формирование отклоняющегося поведения оказывает влияние комплекс факторов, которые условно можно разделить на макросоциальные и микросоциальные. Исключительное влияние оказывают семья, школа, а также неформальная группа сверстников. Среди основных причин отклоняющегося поведения многие исследователи выделяют также неорганизованность досуговой системы.

Досуг - важнейший фактор адаптации детей и подростков. В досуговое время дети получают навыки общения, реализуются творчески, развиваются и самосовершенствуются, получают положительный опыт. Очень часто дети «группы риска» оказываются не вовлечёнными в досуговую деятельность, что приводит их к деструктивному поведению. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей, помогает в формировании многих качеств характера: инициативности, уверенности в себе, сдержанности, мужественности, выносливости, настойчивости, искренности, честности. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов, а также помогает ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг для детей - всегда самовоспитание, самореализация и самоутверждение. Грамотно организованный досуг ребят - школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, деструктивного поведения. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми.

Необходимо вовлекать детей «группы риска» во внеклассные мероприятия, кружки, секции, не разделяя их на способных, а выискивать в каждом из них то особенное, в чем он смог бы себя выразить. Для этого необходимо выявить интересы и степень заинтересованности детей. Мы проводим анкетирование по определению творческих наклонностей детей. (Где ты проводишь свободное время? Занимаешься ли ты в кружках? Каких? С интересом ли ты посещаешь музеи, выставки, экскурсии? Какие поделки можешь сделать своими руками?) В результате проведения анкетирования выяснилось, что 50% воспитанников группы проводят свое время на занятиях по увлечениям, любят ухаживать за животными; 88% - имеют друзей; 38% занимаются в кружках, любят участвовать в различных мероприятиях, с интересом посещают выставки, музеи, экскурсии; 75% - любят природу. Данная анкета позволила наметить мероприятия в работе с данной группой и с каждым ребенком отдельно с учетом их творческих способностей.

С целью узнать, каким творческим потенциалом обладают ребята нашей группы, мы проводим тест «Мой творческий потенциал». Согласно результатам тестирования, 50% воспитанников имеют низкий уровень творческих способностей, 28% - средний и 22% - высокий уровень.

Широко известен факт, что творческая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в момент творческой активности участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. В досуговой деятельности у детей совершенствуется не только познавательная деятельность, но также эмоционально-волевая сфера: умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное; творческая активность, умение мыслить смело и свободно, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым; умение ориентироваться в духовных ценностях общества; формируется умение сопереживать и радоваться общению;

Необходимо отметить, что групповая форма работы имеет несомненные педагогические преимущества, по сравнению с индивидуальной, так как она не только дает возможность более широкого охвата детей, но также обуславливает дополнительный психотерапевтический эффект, связанный с положительным влиянием подростков друг на друга. Именно в групповой творческой деятельности можно создать особую контролируемую социально–педагогическую среду, где подростки могут, не опасаясь негативных последствий, осваивать новые для себя варианты поведения, обучаться альтернативным способам взаимодействия с окружающими, находясь при этом в состоянии психологического комфорта, ощущая эмоциональную поддержку сверстников. Правильно организованная группа позволяет создать среди участников атмосферу взаимного принятия и доверия, активизировать процессы самопознания и самораскрытия и закрепить опыт успешной совместной деятельности.

Широко известно, что на эстетическое и нравственное развитие личности влияет народное творчество. Оно способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное творчество в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Третий учебный год мы работаем с детьми по теме «Развитие творческого потенциала у детей «группы риска» через народное творчество». Цель - познакомить детей с традициями русского народа, их культурой, бытом, как издавна воспитывалось трудолюбие у детей, складывалось их мировоззрение, развивались эстетические чувства, укреплялись нравственные устои, как шла подготовка к взрослой жизни. В определении характера воспитания значимыми были такие факторы, как природа, история народа, религия, сложившиеся обряды, обычаи и т.д.

Вместе с воспитанниками нашей группы мы шагнули в этот загадочный, удивительный мир. Началась работа с изучения и обыгрывания подвижных русских - народных игр («Перетягивание каната», «Ямщики» и др.) В часы досуга проводим конкурсы пословиц, поговорок скороговорок. Для повышения эмоционального тонуса конкурса, используем такие кричалки: «Кто сумеет переговорить соседа, тот добудет команде победу!», «Кто за словом в карман не полезет», «Главное - не опоздать! Сразу же пословицу назвать», «А кто прозевает, тот из игры вылетает».

Дети любят слушать сказки. В конце каждой четверти проводим конкурс «Что за прелесть эти сказки». Дети угадывают, о какой сказке идёт речь. Обращаем внимание детей на образное слово, интонацию и т.д. Проводим конкурс рисунков «Моя любимая сказка», загадываем загадки. Знакомим детей с русской песней на примере ансамбля «Золотые купола». В планах в дальнейшем организовать с детьми свой ансамбль русской народной песни.

Мы посетили выставку русского народного костюма, дети с интересом рассматривали народный костюм, его элементы, головные уборы. Позже дети старались нарисовать такие костюмы и нарядить своих кукол. Во время экскурсий изучаем народные промыслы (сказочная гжель, золотая хохлома, матрёшки и т.д.)

Большое внимание уделяем народным праздникам, которые проводим в форме «посиделок». В длинные осенние и зимние вечера знакомим детей с календарными праздниками. Это и сбор урожая - «Осень, милости просим», «Святки», «Колядки», «Ряженые, суженые, приходите ко мне ужинать», проводим общешкольные праздники – « Просинец или Колядки», «Праздник урожая», «Русские посиделки» и т.д.

На пасхальной неделе проводилось мероприятие « Праздник Пасха в традиционной культуре русского народа».

Цели: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, традициям, обычаям; способствовать развитию творческих способностей учащихся ; повышать знания детей о православных праздниках;

Дети принимали участие в подготовке – делали поделки, оформляли зал, пробовали самостоятельно красить яйца разными способами. Разъяснялись традиции отмечания праздника, изучали приготовление пасхальных блюд. В воскресенье мы с воспитанниками посещали храм, отстояли торжественную пасхальную литургию, звонили в колокола. На праздник приглашался батюшка отец Дмитрий, частый гость детского дома, дети показывали пасхальную сценку, пели обрядовые песни, водили девичьи хороводы, читали стихи, играли в игры с яйцами.
Мы считаем, что недопустима мысль о том, чтобы исчезли с лица земли выражения национальных ликов, национальной культуры.

По словам Д.К.Ушинского, «воспитание самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Значит проблема творческого подхода к организации свободного времени детей это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно, по нашему мнению, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление воспитанников к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь дети это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.