Главная страница

Содержание введение Глава Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как задача современной логопедии



НазваниеСодержание введение Глава Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как задача современной логопедии
страница1/6
Дата27.02.2016
Размер1.09 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………....4

Глава 1. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как задача современной логопедии.

1.1.Лингвистические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ….9

1.2. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………17

1.3.Театрализованная деятельность и её использование для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………………31

Выводы по 1 главе………………………….……………………………….41

Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию связной речи в процессе организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.1. Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…43

2.2.Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в театрализованной деятельности…………………………………………………………………..……55

2.3. Анализ результатов использования театрализованной деятельности в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………….69

Выводы по 2 главе…………………………………………………………77

Заключение…………………………………………………………….........80

Список использованных источников и литературы…………………..84

Приложения…..……………………………………………………………..88

Введение

Ученые отмечают, что в последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. Одной из важных проблем логопедии является нарушения речи, такое как общее недоразвитие речи. При таком нарушении речи как ОНР зачастую страдают практически все стороны речи. В большей степени при ОНР страдает связная речь, она оказывается недоразвита. Поэтому среди наиболее актуальных проблем, возникающих в логопедической практике, особое место занимают проблемы ОНР, в частности – низкий уровень развития связной речи у детей с ОНР.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Особую актуальность приобретают вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По умениям детей строить свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается своеобразие развития связной речи. На значительные трудности детей данной категории в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи, указывают в своих работах Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина и др.. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С.

Проблема развития связной речи детей с ОНР отражена в работах таких авторов, как В.П. Глухова, С.В. Бойковой, Л.В. Мещеряковой и других.

Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Театрализованная деятельность – является мощным средством психического развития. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Она позволяет совершенствовать связную речь, положительно влияет на звуковую культуру речи, содействует обогащению активного словаря детей (М.Д. Маханева, Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Сорокина и др.). В работе с детьми с ОНР применение театрализованный игры является эффективным средством речевого развития, что обусловлено, во-первых, низкой работоспособностью и мотивационной активностью данной категории детей (что затрудняет работу по развитию связной речи на обычных занятиях), а, во-вторых, доступностью данного вида игровой деятельности для детей с общим недоразвитием речи. Дети дошкольного возраста любят смотреть спектакли, инсценировки. В занимательной форме обыгрывают роли, совершенствуют диалогическую и монологическую речь, используют разнообразные средства интонационной выразительности, что активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи и грамматические навыки.

Для понимания  темы данной работы, нами были обозначены цели и задачи, выдвинута гипотеза, определены объект и предмет исследования.

Объект исследования: связная речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Гипотеза: мы предполагаем, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет протекать результативнее, если на логопедических занятиях применяются различные виды театрализованной деятельности (игры-драматизации, инсценировки произведений), направленные на формирование связной речи.

Цель исследования: на основе теоретического изучения выявить возможности использования театрализованной деятельности в формировании связной речи, разработать и реализовать программу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

  2. Рассмотреть особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

  3. Проследить формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

  4. Составить и апробировать методику проведения заданий с использованием разных видов театрализованной деятельности, направленных на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

  5. Проанализировать результаты проведенной экспериментальной работы.

Методы исследования:

-теоретические: изучение и анализ литературы;

-эмпирические: педагогический эксперимент;

-математический: анализ результатов эксперимента с использованием математических методов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ

    1. Характеристика связной речи в лингвистическом аспекте

Термин «речь» обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст — устный, письменный или даже мысленный. Необходимо разграничивать эти значения. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Речь, доступная другим, и речь только для себя [3].

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, исходящих в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое [8].

По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».

Рассмотрим основные виды речи - говорение, аудирование, письмо и чтение — в системе понятий теории речи.

Внешняя речь имеет четыре вида, группирующиеся попарно:

говорение - аудирование (устная речь); письмо - чтение (письменная речь).

Принято считать, что устная (акустическая) речь исторически намного старше письменной, в речевой деятельности современного человека является ведущей по отношению к письменной, графически фиксируемой речи. Но на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в ситуациях жизни взрослого человека: письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух. Устная речь имеет две стороны: отправление речевого сигнала и его прием; говорение и аудирование [15].

Озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический называется говорением. Термин «говорение» звучит несколько искусственно, он используется в специальной литературе: им обозначается действие отправителя устно-речевого сигнала. Н.И. Жинкин, автор теории кодовых переходов в речи, считает фонему единицей перекодирования. Бывает, что человек имеет время обдумать предстоящее высказывание, проговорить мысленно его несколько раз. Но даже в процессе быстрой речи говорение, произношение всегда несколько отстает от мысленного конструирования. Это опережение мысли Н.И. Жинкин назвал «упреждающим синтезом речи». Его объем — это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек. В этом и состоит знание языка, владение им с точки зрения теории речи [15].

Аудирование является кодовым переходом с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами, понятиями [15].

Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А Сохин, Д.Б. Эльконин и др.).

Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода [9].

Первичная по происхождению форма речи - диалогическая (диалог). Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний [41].

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания.

В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью – «диалогическое единство» (Н.Ю. Шведова, С.Е. Крюков, Л.Ю. Максимов и др.). Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, - критерии связности развернутой диалогической речи [41].

Важными характеристиками диалогической речи можно считать «ситуативность и реактивный характер — ответ собеседника в большом числе случаев представляет собой перефразировку, а то и повторение вопроса или замечания» [24].

Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики), большую роль в диалоге играет интонация. Отметим, что диалог — это явление социальной жизни человека. Поэтому для поддержания и развития диалога необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Для формирования данных умений необходимо создавать в жизни детей определенные условия, требующие от них активного использования диалогов (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрализованная деятельность и т. п.) [25] .

Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации [20].

Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую роль. Одной из важных характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи мысли говорящего [26].

Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируются. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, как относительная развернутость, большая производительность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь «монолог» как целое. Монолог, как более сложная форма речи, зарождается и совершенствуется в диалоге. В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний. Психологические исследования отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Процесс формирования монологической речи трудный и медленный. Он зависит от созревания различных отделов головного мозга, совершенства психических процессов, развития внутренней речи (краткий план высказывания) и умения развернуть ее в случае необходимости во внешнюю речь. Поэтому становление монологической речи происходит за пределами дошкольного возраста [9].
  1   2   3   4   5   6