Главная страница

Составление рассказа по картине «Северные олени»



Скачать 77.67 Kb.
НазваниеСоставление рассказа по картине «Северные олени»
Дата14.08.2016
Размер77.67 Kb.
ТипДокументы



Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени»

(конспект занятия по образовательной области «Коммуникация»

(развитие речи) в подготовительной группе)

2014 год

Форма проведения: фронтальная

Место проведения: группа детского сада

Задачи

Интеграция образовательных областей

Предварительная работа

Методы и приёмы

Оборудование

  1. Образовательные

  • Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;

  • Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.

  • Обогащать и активизировать словарь детей.



  1. Развивающие

  • Развивать монологическую речь детей;

  • Продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности.

  1. Воспитательные

  • Воспитывать чувство уважения друг к другу.

  • «Познание»

  • «Коммуникация»

  • «Физическая культура»;

  • «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности:

  • Коммуникативная

  • Двигательная

  • Познавательно-исследовательская.




  • экскурсия в краеведческий музей, осмотр экспозиции «Животный мир Севера»

  • знакомство с выставкой книг “Животный мир Севера”;

  • сюжетное рисование “Северный олень”

  • Создание ненецкого уголка в группе.

  • имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного.

  • Чтение рассказов Чаплиной В.В. «Фомка белый медвежонок»; И. Соколов – Микитов «Горностай»; «Лоси», «Медведи», «Заяц», «Лисицы»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б.Житков «Рассказы о животных».




  1. Словесный метод:

  • Беседа;

  • вопросы по картине;

  • педагогическая оценка;

  • пояснение.

  1. Наглядный метод:

  • Демонстрация (рассматривание) картин.

  1. Практический:

  • Упражнения (в составление рассказов и загадок).

  1. Игровой метод:

  • Загадывание и отгадывание загадки.




  • картина «Северные олени»;

  • разрезные картинки с изображением животным.

  • «подзорная труба» из бумаги на каждого ребёнка

  • Модель (схема) для рассказывания.

Раздаточный материал:

  • картинки диких и домашних животных на каждого ребёнка.




Ход занятия

    1. Организационный момент.  

Педагог начинает Непрерывную непосредственную образовательную деятельность с чтения стихотворения «Дети Севера». 

«Мы любим смеяться, на нартах кататься,

По белому снегу зимой. И, честное слово, 

С мороза большого идем неохотно домой». 

В этом стихотворении говорится о детях Севера, но на Севере живут и животные. Вот сегодня мы будем с Вами составлять рассказ про животных Севера.

  • Скажите, как зазывается край, в котором мы живём?

  • Назовите, каких животных Севера вы знаете?

(Вывешивание по ходу ответов карточек с изображениями животных).

Чтобы узнать о каком животном мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Хоть верь, хоть не верь.

Пробегал по тундре зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста…

(Олень).

- Сегодня мы с вами будем говорить о Северных оленях.

2) Восприятие картины

Воспитатель вывешивает картину «Северные Олени». Дети рассматривают её некоторое время.

Игра «Подзорная труба»

А давайте с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Правило – ответы не должны повторятся.

Словарная работа:

Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;

Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях;

Ягель – мох, который служит кормом северным оленям.

Важенка – мать оленёнка;

Оленёнок (или телёнок) – детёныш важенки;

Хора – отец оленёнка;

Быки – ездовые олени.

3) Рассматривание картины «Северные олени».

А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

  • Что нарисовано на этой картине? (Важенка с оленёнком)

  • Что делает Важенка? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)

  • Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)

  • Сравните Важенку с оленёнком.

  • Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у Важенки – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у Важенки крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Важенка большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)

  • Чем похожи, Важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

  • Что у оленя на голове? (рога). 

  • - Какие рога у оленя? (большие, ветвистые). 

  • На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые

  • Чем покрыто тело оленя? (шерстью). 

  • -Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая). 

  • А что на ногах у оленя? (широкие копыта). 

  • - Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег). 

  • - И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей. 

  • Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)

  • как вы думаете какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)

  • Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).

  • какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, оно очень вкусное, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь – торбаса, оленьи шкуры – очень теплые). 

  • Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (они возят людей).

4) Составление рассказов детьми.

- А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Схема рассказа:

  1. Название своего рассказа.

  2. Кто изображён на картине? (Герои).

  3. . Внешний вид животного, части его тела.

  4. . Где живет?

  5. Чем питается?

  6. Какую пользу приносит человеку.

  • Кто хочет рассказать о Северных оленях?

Вариант рассказа образца.

«На картине изображён оленёнок со своей мамой – Важенкой. Важенка

большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Важенкой стоит Оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Сзади оленей стоит чум и по дороге едет оленья упряжка. Домашние олени служат для людей, живущих в тундре средством передвижения».
5) Физминутка: «У Оленя дом большой».

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

Руки над головой – изображаем крышу дома.

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

Зазывание движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью


6) Дидактическое упражнение – придумывание загадок детьми.

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем составлять загадки. У вас у каждого под стульчиком лежит карточка с изображением животного. Вы должны описать животное, не называя его.

Например: «У него тёплая, лохматая, коричневая шубка, уши круглые, любит мёд и малину». Кто это? (медведь)

  • А теперь каждый назовите детёнышей своего животного изображённого на карточке.

7) Итог занятия.

4-5 детей высказывают своё мнение о выслушанных рассказах, оценивают (у какого был интересней, аргументируя свой выбор).

  • Как называют детёнышей оленя?

  • Как называют мать оленёнка?

  • Какую пользу приносят олени человеку?