Главная страница

«Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»



Скачать 86.22 Kb.
Название«Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»
Дата05.04.2016
Размер86.22 Kb.
ТипУрок

Тема урока: « Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

Тип урока:

- урок изучения нового и комплексного применения знаний исторических фактов в новых учебных условиях, а также пополнения этих знаний в процессе работы с документами.

Форма урока:

- урок презентация, деятельность учителя и обучающихся с элементами лабораторного практикума на основе исторических ситуаций и фактов.

Цели: 1. расширять и углублять знания обучающихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу; формировать знания о массовом героизме и самоотверженности советского народа во имя спасения родины и его вклад в победу;

2. - учить ребят самостоятельно добывать знания и делать верные выводы на основе анализа исторических фактов и исторических ситуаций; продолжать работу над развитием логического и критического мышления, монологической речи, коммуникативных и творческих способностей;

3. содействовать воспитанию чувства патриотизма, толерантности, ответственности.

Задачи:

обучающие:

1)   Получить представление о состоянии советского тыла в годы Великой Отечественной войны и настроениях людей в тылу.

2)   формировать  умения   извлекать нужные сведения из исторических источников;

3)   развивать первичные навыки источниковедческой критики;

4)   развивать умение сравнивать источники и делать на основе сравнения самостоятельные выводы;

воспитывающие:

1)   воспитывать любовь к родной истории, дать ощущение ее сложности и драматизма,

2)   дать, с учетом принципа историзма, нравственную оценку психологическому и духовному состоянию людей,

3)   понять, чему мы могли бы у них поучиться.

коррекционные:

1)   развивать образное мышление;

2)   развивать такие функции мышления как анализ и синтез;

3)   развивать память;

4)   развивать речь;

5)   развивать навыки учебного аудирования.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в парах;

- в целом, применяются интерактивные формы обучения.

Форма урока: исследовательская работа с документами, которая завершаться обобщением материала. Ребята должны придти к выводу о том, что работа тыла, в том числе, - и каждого человека на своём месте, - это то, что спасло страну от фашизма.

Методы и технологии урока:

- проблемный метод;

- деятельностный подход к уроку;

- проектно-исследовательский метод;

- метод комплексного подхода к оценке (самооценка, оценка товарищей, оценка учителя).

Место данного урока в системе уроков по теме: «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 годов».

В рамках изучения темы «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 годов», я провела урок «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны».

Материал для урока разработан мной на основе изучения и обработки исторических документов.

Главная идея урока: повседневная жизнь идёт в любых условиях, а человек приспосабливается даже к суровым испытаниям. Но в любой обстановке, как и сегодня, человек должен оставаться человеком и гордиться этим. В ходе урока ребята убеждаются, что и взрослые, и их сверстники из военного поколения просто жили: грустили и веселились, теряли близких, страдали от голода, грязи, отсутствия самого необходимого. И в то же время – приобретали новых друзей, которые приходили на помощь в трудные минуты.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный блок (1мин)


-Приветствие учителя.

- Проверка готовности обучающихся к уроку

-Приветствие учителя стоя, проверяют готовность рабочих мест к уроку

2. Мотивационный блок (4мин)

Внимательно посмотрите на слайды, вы видите медали. Это медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и медаль «За трудовое отличие»



mdobtrd1.jpg (107902 bytes)



- Кого могли награждать такими медалями и за что?

- О чем будем говорить на уроке? Как может быть сформулирована тема урока?

-Какие вопросы мы можем рассмотреть в рамках данного урока. Сделайте опру на приготовленные к сегодняшнему уроку сообщения и исторические материалы.(ответы обучающихся фиксируются на доске). Составляется план работы.


Дети смотрят слайды

Ответы детей (за трудовые подвиги в тылу)

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

1. Трудовой подвиг моей семьи, жителей Республики Коми во благо Победы.

2. Наука и художественная культура.

3. Рабочие оборонных и градостроительных предприятий. Изобретатели и ученые.

Информационный блок

(10 мин)

Практическая работа (15 мин)

1. Тыл – это половина Победы, даже больше.
Маршал Г.К. Жуков

День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских захватчиков. Солдат тыла заслужил своим самоотверженным трудом вечную память. Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.

2. Всё для фронта, всё для победы

Прослушаем информацию, которую вы подготовили к сегодняшнему уроку «Трудовой подвиг жителей Республики Коми или членов моей семьи во благо Победы» Примерные сообщения. ПРИЛОЖЕНИЕ

За героический труд в тылу в годы войны 2860 передовиков были награждены орденами и медалями. Десятки тысяч тружеников республики награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР. Безусловно, всех добрых дел, пожертвований не перечислить, но однозначно можно сказать, что земля Коми, её народ отдали фронту всё, что могли. А главное – своих сыновей и дочерей, которые воевали не на жизнь, а на смерть.

Сформулируем вывод:

      1. Что стоит за выражением «трудовой подвиг»?

      2. Каков вклад тружеников тыла в разгром врага? В чем он проявился?


Эпиграфом к уроку очень подходит высказывание В,О, Ключевского « В истории России войны – это тяжкий труд всего народа» В этом высказывании, на мой взгляд, кроется и проблемный вопрос, который мы должны разрешить на уроке.

Рассмотрение проблемы.

-Создание групп по способностям ребят. Каждая группа получает задание для работы и документы для подготовки ответов.

1 группа. «Труженики тыла». Приложение 1.

  1. Программа деятельности тружеников тыла.

  2. Изменения трудового режима (документы).

  3. Трудовые свершения, массовый героизм.

2 группа. «Наука и художественная культура в годы войны». План работы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

  1. Наука в годы войны.

  2. Художники о войне.

  3. Поэты о войне

  4. Песни военных лет.

3 группа. «Трудовой подвиг рабочих оборонных и градостроительных предприятий». ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

План работы.

  1. Создание военной промышленности.

  2. 2. Самоотверженный труд изобретателей и ученых.

  3. Всенародная помощь фронту.

Работа в группах.

Каждая группа готовит выступление от группы.

Слушание

Сообщения ребят

Ребята высказывают свое мнение.

Труд в тылу во время войны сравним с подвигами на полях сражений.  Ведь все, кто совершал трудовые подвиги полностью отдавали себя своему делу и работали на износ, не жалея сил, хотя зачастую условия были просто невыносимыми. Главный лозунг тружеников тыла - «Все для фронта, все для победы».

Ребята определяют проблему урока. - Каков вклад тружеников тыла в общее дело разгрома врага.

Разделение по группам

Получение заданий.

Аналитический блок (10 мин)

Обсуждение работы групп

Каждый раз после ответа группы обращение к плану работы. Ответили ли на пункт плана.

Выступление ребят

Рефлексивный блок (4 мин)

Ученики оценивают работу групп.

Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как правда нам нужна.
- Итак, подведем итоги сегодняшней работы. Давайте вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете, эти слова в свете событий, о которых мы говорили?

-Что было самым трудным на уроке?

-Что было интересным?

-Что считаете наиболее важным?

Оценивание работы групп.

Высказывание ребят

Ребята подводят итоги урока.

Работа тыла, в том числе, - и каждого человека на своём месте, - это то, что спасло страну от фашизма.

Ответы ребят

Домашнее задание (1мин)

Повторить тему урока