Главная страница

«Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата»



Скачать 66.79 Kb.
Название«Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата»
Дата29.02.2016
Размер66.79 Kb.
ТипУрок

Тема урока: « Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата».
Девиз урока:

« Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму».

Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: фронтальная беседа, наглядный метод, логический метод, проблемно-поисковый метод, индивидуальная и групповая работа учащихся.
Цели урока.

Познавательная: познакомить учащихся с факторами , воздействующими на спрос и предложение на рынке труда. Показать от чего зависит заработная плата наёмных работников.

Учебная: формирование экономического образа мышления.

Развивающая: развивать умение усваивать материал на уровне логических выводов.

Воспитательная: воспитание мышления, основанного на взаимосвязи экономических законов и этики, формирование экономического мировоззрения.
Задачи:

    • Выяснить причины возникновения спроса и предложения на рынке труда;

    • Показать факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда;

    • Определить цены труда и равновесного уровня занятости.


Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки-задания, сборник заданий « Достижения молодых».


Ход урока:
Организационный момент. Учащиеся получают карточку-задание (Приложение№1), которую заполнят на протяжении урока, работая совместно с учителем, в группах, индивидуально и ориентируясь на слайды презентации, выполненной одной из учениц данного класса. Название презентации « Самые востребованные профессии на рынке труда Нижнего Новгорода». Ученики должны в карточке справа от стрелок заполнить и дать пояснения схеме рынка ресурсов. Исходя из заполненной схемы карточки-задания в конце урока по предоставленной своеобразной математической формуле (Приложение №2), каждый должен сделать вывод по изучаемой теме: «От чего зависит величина заработной платы конкретного человека». Что и является подведением итога изучаемой темы: «Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата».

Тема урока записывается учителем на доске. Ставятся цели и задачи урока. Урок начинается с просмотра презентации. Просмотр слайдов (1 – 13) комментирует ученица, приготовившая презентацию. Называются наиболее востребованные профессии, и даётся их краткая характеристика.

После просмотра, который длится 15-17 минут, учащиеся получают карточку-задание для анализа материала презентации (Приложение №3), Начинается работа в группах. Используется дополнительная литература: учебники прикладной экономики «Достижения молодых». Это учебное пособие знакомит с основными экономическими идеями, даёт возможность приобрести опыт экономического анализа на конкретных примерах, информации. Показывает, как можно использовать приобретённые знания и умения на практике, учит мыслить. Итак, открывается экономическая лаборатория. Группы работают над вопросами, представленными в карточке. ( В процессе работы над заданиями учащиеся постепенно заполняют карточку-задание « Подведение итога изучения темы «Рынок труда»», Приложение №1).

1. Между лидерами групп идет дискуссия по 1 вопросу « Как объяснить разницу между спросом и предложением на отраслевых рынках?». В каждую группу подбираются учащиеся со склонностью к гуманитарному мышлению и учащиеся, обладающие способностью математического анализа экономических ситуаций. Поэтому, очень важно в групповом методе обучения решать такие задачи, как раскрытие механизмов эффективного учения, технологии саморазвития и создания условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Учитель одновременно формирует навыки коллективной работы и осуществляет дифференцированный подход в обучении и оценивании каждого ученика. В ходе дискуссии группы выбирают наиболее правильный ответ на поставленный вопрос и заполняют карточку-задание. Ответ на вопрос 1: продавцами на рынке труда выступают наёмные работники, покупателями являются работодатели, товаром является труд. Но в ходе трудовых отношений возникают разногласия, поэтому определённая роль отводится профсоюзам. Разница между спросом и предложением на отраслевых рынках зависит от спроса на товар и услуги товарных рынков.
2. Вопрос 2: Самый высокий уровень заработной платы (Х?). Факторы, влияющие на заработную плату. Ответ на вопрос 2: различия в оплате труда определяются главными факторами:

    • разница в условиях труда;

    • разница в образовании и квалификации;

    • разница в умственных способностях человека;

    • разница в опыте и мастерстве;

    • разница в производительности и т.д.


3. Вопрос 3.Даны графики предложения и спроса на товарном рынке и рынке труда. Какие изменения произойдут с кривой спроса? Ответ: 1 график показывает товарный рынок. Там, где равновесие нарушается - идёт увеличение спроса на товар и изменение равновесной цены, равновесного количества. Тогда и на рынке труда кривая спроса перемещается вправо вверх, что означает увеличение количества наёмных работников и заработной платы.

Анализируя поставленные вопросы, учащиеся приходят к выводу: доходы отдельных групп людей будут разными, и не только по величине заработной платы, но и по количеству факторов производства ( труд, капитал, земля, предпринимательство). Отсюда и дифференциация доходов населения: 20% населения имеют доход больше, чем 80% населения.

Учащимся предлагается проанализировать кривую Лоренца, сделать соответствующий вывод и заполнить карточку-задание. Ответ: кривая показывает социальную напряжённость в обществе и оценивается индексом Джини: чем выше показатель, тем более неравномерно распределены доходы. Последующие три вопроса (4,5,6) в карточке-задании связаны с выяснением учителем умения учащихся ориентироваться в экономической информации, которую они получают из различных источников СМИ, т.е. с выявлением экономического кругозора учащихся.
Таким образом, карточка-задание заполнена, тем самым сделаны выводы по ключевым вопросам темы «Рынок труда». ( Приложение №4). Учитель оценивает работу учащихся и, самое главное, обращает внимание не только на понимание и усвоение законов, но и на навыки экономического поведения, т.е. умение «пощупать руками экономику».
Заканчивается урок ответами на следующие главные вопросы:

  • Что я должен знать при выборе профессии?

  • К чему я должен быть готов при выборе профессии?


Каждый ученик заполняет карточку с математической формулой (Приложение№ 2) « От чего зависит величина заработной платы конкретного человека?». Приблизительно это выглядит следующим образом:


    1. Голова – это умственные способности человека.

    2. Книги – образование.

    3. В круглых скобках произведение означает « интеллектуальный капитал человека».

    4. Гимнаст – физические возможности человека.

    5. Трудовая книжка – трудовой опыт.

    6. Выражение в фигурных скобках – «человеческий капитал».

    7. Стропальщик – уровень риска.

    8. Работодатель и наёмный работник пожимают руки – равновесие на рынке труда.

    9. « Корзина товаров» - Зависимость заработной платы от цены на основные товары.

    10. Удача – фактор формирования заработной платы.


Домашнее задание:

«Схема-карта», учебник « Достижения молодых» стр. 140, 143,144,

задачник «Достижения молодых» стр. 143, 147(11).

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3


ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА МАТЕРИАЛА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ОПЛАТА ТРУДА ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРЕВЫШЕНИЯ СПРОСА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА ОПРЕДЕЛЁННОМ РЫНКЕ. КАК ОБЪЯСНИТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ?

2. САМЫЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (Х?). КАКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЛИЯЛИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И УРОВНЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ДАННОЙ ОТРАСЛИ?

3.

4.МНОГИЕ ЭКОНОМИСТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОТИВНИКАМИ ВЫСОКИХ СТАВОК МРОТ. ПОЧЕМУ? (НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН)

5. ПОЧЕМУ ТАК ЧАСТО МЕНЯЕТСЯ МРОТ В РОССИИ?

6. ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ, ЕСЛИ В 2013 ГОДУ МРОТ СОСТАВИТ 5000 РУБЛЕЙ?

Приложение №4

Подведение итога изучения темы

«Рынок труда»

Используемая литература:
1.И.В.Липсиц Экономика часть1. Издательство «Вита – Пресс» Москва 2006год.

2. С.И. Иванов Основы экономической теории Издательство «Вита – Пресс» Москва 2006год.

3. А.А.Мицкевич Сборник заданий по экономике Издательство «Вита – Пресс» Москва 2006год.

4. Учебник и задачник Достижения молодых Издательство « Поли – Экспресс» Москва 2003год.